Артем Инютин

Как работает фонд: TMT Investments


RusBase и РВК представляют рубрику VC2VC, в которой представители венчурных фондов и частные инвесторы ведут авторские колонки, поднимая темы, важные для коллег, предпринимателей и венчурного сообщества в целом.

Новый автор — Артем Инютин, сооснователь и Глава Инвестиционного подразделения фонда TMT Investments. В колонке он рассказал о работе фонда, его фокусе, поиске проектов и выходах (экзитах).


Фокус нашего инвестирования


Что касается наших региональных пристрастий, то мы первыми из российских фондов в начале 2011 года сделали ставку не только на российские, но и на западные проекты. Не то, чтобы мы делаем какое-то специальное усилие над собой или ставим задачи по конкретным регионам, просто с самого начала приоритет  регионов для инвестирования, исходя из портфельной статистики, выглядит следующим образом: США, Европа, Израиль, Россия.

Cейчас мы с большим оптимизмом смотрим на азиатские проекты. Что касается страновых или национальных менталитетов, мы одинаково комфортно чувствуем себя везде. А по поводу тематики, мы входим в проекты, которые работают с медийным и пользовательским контентом в облаке, облачными сервисами для малых и средних компаний, с агрегаторами, с новыми технологиями в рекламе, с «Интернетом вещей».


Как принимаются решения об инвестициях


Мы работаем более 3 лет и за это время постоянно совершенствовалась технология поиска проектов. В данный момент она следующая: постоянный большой поток идет от партнерских фондов и портфельных проектов, с конференций и демо-дней, от наших сотрудников, занимающихся разными регионами. За эти годы наработано такое количество связей, что мы редко ощущаем дефицит хороших проектов. Что касается суперзвездных проектов, то да, их всегда не хватает.  Но их и в принципе не может быть много.

После просмотра проектов нашими аналитиками, малая их часть  выносится на инвестиционный комитет, а там мы уже с партнерами устраиваем детальный анализ состояния проектов. Иногда  мы рассматриваем готовый продукт, идущий за деньгами для маркетинга, иногда это preA или А стадия. Так как уровень подготовки документов для каждого проекта очень разный, мы можем рассматривать проект или несколько проектов на 2-х—3-х, а то и более комитетах. Если мнение насчет проекта единогласно,  то дальше процедуры идут очень быстро. Если же мы не может прийти к согласию, то запрашиваем уточняющие документы и проводим дополнительный бенчмаркинг по проекту.


Работа с проектами после инвестиций


Сопровождение портфельных компаний после сделок состоит в ежемесячных контактах и обсуждении стратегических вопросов. Очные встречи проводим, как правило, раз в 2-3 месяца. Когда же происходят важные события в жизни проектов (новые раунды, пивоты, exits и т.д.), общаемся еженедельно, а то и на ежедневной основе. Один из наших девизов — всегда готовы помочь, но никогда жестко не навязываем своего мнения.


Корпоративный дух


Мы — молодая и очень энергичная команда. Люди с низкой энергетикой просто не могут работать у нас. Нам всем удобно общаться на Ты, ни в коем случае никаких отчеств. Мы себя чувствуем сплоченной  командой единомышленников.

TMT Investments — это инвестиционная компания, акции  которой торгуются на бирже LSE в разделе AIM. Акционерами являемся мы с Германом Каплуном и Александром Моргульчиком, а также российские, украинские и западные бизнесмены.


Что успели за это время


В настоящий момент в нашем портфеле 31 проект. Сделали 5 выходов. В портфеле более 10 звездных компаний, которые регулярно удостаиваются интервью в известной западной прессе.

Средний рост проинвестированных бизнесов за 3,5 года увеличился в 3 раза. Компании, в которые мы инвестировали на ранних стадиях,  совокупно привлекли уже более $50 млн от известных западных инвесторов. Так, компания Depositphoto практически с нуля стала 5-м в мире фотостоком, Wrike и Pipedrive стали лидерами в b2b-решениях на американском рынке, Virool — лидирующее рекламное агентство по продаже рекламы на YouTube, Backblaze — одна из крупнейших в мире систем Backup, 95% израильтян используют для парковки решение компании Pango (дочка  Unisell), мы продали 1 компанию Yahoo!, из другой вышли на IPO  и много чего еще. Но самое главное — собрали прекрасную команду в ТМТ и не менее прекрасный  и быстро растущий портфель инвестиций.


Наш опыт выходов


Когда проект начинает рассказывать о том, что через 1,5—2 года фонд сможет осуществить долгожданный выход, верить этому категорически нельзя. Как только проект технологически готов (через 0,5 — 1 год после начала работы) и пошел за деньгами на маркетинг, то после получения очередного транша, у него уйдет 1—1,5 года на маркетинг, после чего он получит хорошую обратную связь и начнет править свои ошибки, осознавать недостатки модели, а то и вовсе делать пивот.  Как правило, тут проект опять начинает поднимать деньги и после этого пытается уже либо сильно нарастить аудиторию, либо начать монетизацию. На этот этап тоже уйдет  2—2,5 года. Таким образом, через 3,5—5 лет  можно уже надеяться на хорошую оценку в очередных раундах и начинать думать о выходе.

За изображение спасибо сервису Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно