Анна Соколова

Какие технологии нужны в логистике?

Какие стартапы могут родиться из логистических проблем e-commerce


Российский рынок логистических услуг для интернет-магазинов весьма насыщен. В июньском каталоге отраслевого портала Shopolog представлены 24 курьерские службы, 25 фулфилмент-операторов, 18 систем автоматизации доставки, 5 сервисов для трекинга отправлений, расчета стоимости доставки и печати бланков, 3 сети почтоматов и 4 системы для закупок по модели дропшиппинга.

По теме: Что интернет-магазину делать с логистикой?

В аналогичном каталоге E-commerce Solutions перечислены 27 курьерских служб, 7 транспортных компаний, 9 международных логистических служб, 16 фулфилмент-операторов, 12 систем автоматизации доставки, 7 сетей почтоматов, 4 системы управления складом (WMS) и 4 системы трекинга заказов.

Можно ли влиться в такой конкурентный рынок? Да, если найти на нем «белые пятна» и вовремя их заполнить. В рубрике «Идеи для бизнеса» Rusbase старается с помощью экспертов нащупать пустующие ниши в зрелых отраслях.

Самыми проблемными логистическими процессами интернет-магазины считают обработку возвратов, последнюю милю, магистральную доставку, прием денег и инкассацию, отгрузку и доставку от поставщика, комплектацию заказа. Такие данные приводятся в февральском исследовании Data Insight.

Сложность того или иного логистического процесса зависит от масштаба онлайн-магазина, выяснили аналитики. Маленькие ритейлеры (до 30 заказов в день) чаще всего испытывают трудности с закупочной логистикой и магистралью, средние и крупные больше всего тяготятся процессами получения цен и остатков, комплектации заказа и обработки возвратов.

К числу пока неразрешимых задач собеседники Data Insight отнесли, прежде всего, ускорение доставки, увеличение охвата и работу с поставщиками. Из их ответов ясно, что онлайн-продавцы мечтают о доставке наложенным платежом в другие государства, штрафах для курьерских компаний за невыполнение обещанных KPI, идеальных системах управления собственными курьерами, организации доставки через единый агрегатор.

Поскольку чаяния владельцев интернет-магазинов ясны из исследования Data Insight, мы попросили экспертов по логистике и электронной торговле поделиться своим видением, на каких участках цепи поставок могут возникнуть новые бизнесы, и нужны ли они вообще.


Для каких стартапов есть место в логистике?

image description
Евгений Данилик
руководитель направления B2C DPD в России

Крупному бизнесу зачастую проще купить и интегрировать готовый продукт. Интересно может быть любое решение, которое создаст добавочную стоимость к услуге доставки либо решит конкретные задачи бизнеса.

image description
Глеб Никулин
гендиректор компании Delivia

Огрехи в работе служб доставки могут исправить только сами поставщики этих услуг. Наивно полагать, что можно быстро создать идеальную компанию по доставке. Каждая такая новая компания будет сталкиваться с трудностями роста. Для решения этих задач могут потребоваться специализированные IT-решения, например, управление транспортом, курьерами, маршрутизация по городу, управление складом и другие.

image description
Ефим Алдухов
управляющий партнер компании E-commerce Fitness

Наиболее перспективные технологии для логистики связаны с управлением курьерскими службами — как с управлением конкретными курьерами, так и с управлением подрядчиками. Эти два направления будут критически влиять на все остальные бизнес-процессы. Другие проблемы индустрии будут решаться федеральными и международными игроками, которые должны инвестировать миллиарды в развитие инфраструктуры.

image description
Матвей Козловский
гендиректор компании «B2C платежи и логистика» (B2Cpl)

Технологии в доставочных сервисах узко специализированы и обычно разрабатываются внутри самих компаний — как для оптимизации своих процессов, так и для удобства пользователей всех уровней. Была ниша агрегаторов — айтишных стартапов, объединяющих доставочные службы в одном окне, но ей уже несколько лет и она уже заполнена набором ярких компаний. Возможно, рынок сам сформирует запрос на новшества в доставке, придумав новый продукт, который доставлять классическим образом неудобно или неэффективно, и тогда обязательно появятся те, кто захочет сделать это красиво и современно, посмотрим.


Агрегаторы доставки

В России интернет-магазину невозможно ограничиться одним логистическим партнером. Большинство сотрудничает с несколькими операторами. Одни выполняют доставку по городу, другие — в регионы, третьи — за рубеж. Плюс почти все работают с «Почтой России». С каждым подрядчиком приходится заключать отдельный договор и отлаживать работу.

Решить эту проблему помогают логистические агрегаторы, взаимодействующие с онлайн-магазинами в режиме «одного окна». Сейчас в этом сегменте работает много компаний: Checkout, Ddelivery, DinVio, PostWay, Teleport, Sendit, VeeRoute, «Заказово», «Аурама» и другие.

28 июля «Яндекс» презентовал свой агрегатор «Яндекс.Доставка». Его запуск не стал неожиданностью. В начале прошлого года «Яндекс» вложился в логистический агрегатор Multiship, но через несколько месяцев прекратил это сотрудничество, оставив при себе выкупленную платформу. Опрошенные Rusbase эксперты высказали осторожный оптимизм по поводу перспектив «Яндекса» на рынке логистических услуг:

Яндекс.Доставка: «Потребитель выиграет, но многие бизнесы закроются»

Сооснователь компании «МойСклад» Аскар Рахимбердиев полагает, что ниша агрегаторов все еще привлекательна для новых игроков.

image description
Аскар Рахимбердиев
сооснователь компании «МойСклад» 

Периодически появляются подобные решения, но все они вскоре исчезают, не появилось пока лидера рынка. «МойСклад», например, тоже очень заинтересован в таком сервисе: он существенно упростил бы взаимодействие в некоторых звеньях цепочки для наших клиентов. Неплохо зарекомендовал себя сервис Multiship, но он продержался недолго. У них не получилось отладить стабильную работу офлайновой части. Они замкнули на себя все договоры с интернет-магазинами и с курьерскими службами. Во-первых, это существенно замедлило процесс доставки, во-вторых, они просто перестали справляться с потоком информации, так как через них шло все: заказы, возвраты, жалобы. Скоро выходит на рынок еще один проект, ApiShip, посмотрим, что у них выйдет.


Оптимизация обратной связи с клиентами

image description
Евгений Данилик
руководитель направления B2C DPD в России

Весьма интересно программное обеспечение, которое улучшит взаимодействие с клиентами посредством веб-сервисов.

image description
Глеб Никулин
гендиректор компании Delivia

Сервисные компании становятся лучше благодаря своим клиентам. Чем объективнее критика клиента, тем точнее поставщик может решить свои проблемы. Сервисы, которые позволят отправителям (например, интернет-магазинам) видеть объективную картину качества доставки и сравнивать службы доставки по качественным параметрам, определенно займут свое место в экосистеме интернет-торговли.

Примерами уже существующих на рынке решений являются многочисленные сервисы для сбора отзывов (Safe Online Reputation, Replyme, Reformal, Copiny, Feedbacker и др.).

Big data

Большие данные в логистике часто фигурируют в программах отраслевых конференций, но реальным кейсом пока не стали.

image description
Евгений Данилик
руководитель направления B2C DPD в России

Big data в логистике — не встречал, а хотелось бы извлекать пользу из актива. Задача по идентификации получателей текущими инструментами морально устарела. Здесь необходим технологический рывок, который позволит проще это делать, обрабатывать и хранить.

image description
Павел Ковтун
руководитель проекта Mycroft Assistant

У big data в логистике отличные перспективы. Растет спрос на системы планирования и прогнозирования товарооборота и продаж (как части товарооборота), которые и строятся на больших данных. Внедрение этой технологии дает ритейлерам хороший экономический эффект — за счет оптимизации ресурсов, повышения уровня клиентского обслуживания, улучшения управляемости компании. Жаль только, что предприниматели пока плохо осознают коммерческий потенциал работы с их собственными данными.

Ускорение и удешевление магистральной доставки

Большинство отечественных курьерских служб в регионы доставляют через внешних подрядчиков — собственным автопарком по всей стране обладают единицы. Основная масса транспортных компаний хронически не дружит со сроками, жалуются участники рынка. Чаще всего те возят сборные грузы и ждут до последнего, чтобы полностью укомплектовать машину. При этом штрафы за несоблюдение сроков в договорах, как правило, не прописываются. Логистические компании с развитой инфраструктурой доставляют товар точно в срок, но и тарифы на магистраль у них куда дороже.

image description
Алексей Прыгин
гендиректор компании «МаксиПост»

В итоге у курьерских компаний выбор как у приговоренного — веревка или топор: или за приемлемую цену, но без гарантии соблюдения сроков, или быстро и качественно, но непомерно дорого. Если найдется такой предприниматель, который сможет эту дилемму разрешить и сделать так, чтобы доставка в регионы осуществлялась своевременно и за разумные деньги, он быстро завоюет эту нишу. Рынок давно ждет такого решения, но его пока никто не придумал. Решение вопроса отягощается тем, что инвестиции в транспортный бизнес нужны очень большие. Это не программный код писать, здесь зарплатой разработчиков не обойдешься. Нужно закупать машины, нанимать водителей, строить автопарк и т.д. Первым сниму шляпу перед тем, кто сможет решить эту проблему. Это будет реальный передел рынка.

Обработка возвратов как отдельная услуга

Возвратная логистика по сути не отличается от прямой. Посылку нужно забрать и доставить из пункта А в пункт Б, отразив все процессы в отчетности. Сейчас основным каналом для отправки возвратов выступает «Почта России». К недостаткам этого канала участники рынка относят долгие сроки, низкий процент доставки и негарантированную сохранность товара при перевозке.

Покупателю удобнее вызвать курьера или самому отнести посылку в ближайший пункт выдачи заказа, рассуждает представитель компании «B2C платежи и логистика» Матвей Козловский. Сейчас такая возможность есть у клиентов интернет-магазинов, сотрудничающих с компанией.

image description
Матвей Козловский
гендиректор компании «B2C платежи и логистика»

Но мы планируем распространить эту услугу и на других онлайн-продавцов, чтобы покупателям по всей стране был доступен удобный и прозрачный возврат товаров. Основные технологии при подобной услуге — удобный онлайн-сервис по расчету стоимости возврата, предоставление информации о вариантах возврата (курьер/пункт выдачи заказа), трекинг возвращаемого заказа.

Почтаматы PickPoint уже принимают возвраты в интернет-магазины вне зависимости от канала доставки (курьерские компании, «Почта России», пункты выдачи или другие почтаматы). Причем платить за доставку возврата может как продавец, так и покупатель, рассказывает представитель компании Ксения Киянцева.

image description
Ксения Киянцева
директор по маркетингу PickPoint

Для организации качественных возвратов нужен контроль логиста и специальный программный продукт, чтобы возвраты вовремя комплектовались и доставлялись продавцам.

ПО для собственной логистики

Если сервисов оптимизации доставки через посредников довольно много, то программ для организации логистики собственными силами явно не хватает.

image description
Евгений Данилик
руководитель направления B2C DPD в России

У крупных логистических компаний внедрены собственные решения, поддержкой которых занимаются штатные разработчики. А для логистики в e-commerce сейчас крайне мало продуктов.

Обмен информацией с перевозчиком

image description
Матвей Козловский
гендиректор компании «B2C платежи и логистика»

Упростили бы жизнь открытие данных магистральных перевозчиков для интеграции, автоматизация процессов передачи заявок на перевозку и получение фактических данных по принятым грузам и их параметрам (тариф на перевозку, списание тарифов с авансовых счетов, автоматизированный трекинг).

Онлайн-трекинг заказа для клиента

image description
Елена Шульц
коммерческий директор «Логистического агентства 20А»

Для своевременного реагирования и отладки процессов ритейлерам был бы полезен трекинг каждого товара/заказа по отдельности с возможностью для онлайн-контроля его перемещения. Например, с телефона. Я говорю не просто о статусах, а о GPS-датчиках на товарах, позволяющих определить точное местоположение товара, например, на складе. Такая информационная открытость может сопровождаться детальной схемой склада с разделением на зоны (комплектация, упаковка и так далее) с подписями вроде «сборка заказа завершена на 85%», «товар передан в курьерскую службу», «товар в пути» и так далее. Таким образом, клиент интернет-магазина мог бы планировать свое время, опираясь на близость курьера к его дому, а курьерским службам стало бы удобнее договариваться о встречах с покупателем. Ведь клиентам интернет-магазинов не всегда удобна абстрактная доставка «в первой или второй половине дня». А ритейлерам такой способ контроля покупки поможет снизить процент возврата не доставленных вовремя товаров.

Системы GPS-трекинга автотранспорта предлагают несколько компаний, например, Smart GPS и Live GPS Tracking. Компания «Где Мои» предлагает услуги мониторинга за средствами передвижения, людьми, животными, грузами.

Преподаватели МАДИ Леонид Миротин и Вали Саркиев в статье «Тренды и инновации в логистике и управлении цепями поставок» предлагают использовать bluetooth-маячки iBeacon для контроля состояния перевозимых грузов. Также эту технологию можно применить для навигации персонала на складах.

Навигация для курьеров

image description
Евгений Данилик
руководитель направления B2C DPD в России

В силу географической специфики России, будут интересны продукты геолокации, которые упростят навигацию в населенных пунктах и зданиях.

Навигационные приложения для курьеров есть у сервисов Aurama, Deliverator, курьерских служб «Бринго Work» и Dostavista.

image description
Алексей Прыгин
гендиректор компании «МаксиПост»

Еще одним больным вопросом является «последняя миля»: все водители четко знают, где расположен терминал, куда они должны прибыть в первую очередь, а вот дальше никакие навигаторы им почему-то не помогают. Довезти груз от терминала до какой-либо другой точки в городе, например, склада они толком не могут и еще больше нарушают сроки. В нашей практике бывали случаи, когда последняя миля оказывалась длиннее, чем дорога из Москвы до регионального центра.

Профессиональные навигационные решения для водителей грузовиков существуют, но логистические операторы, судя по всему, не нашли среди них подходящих.

Удобные наложенные платежи

Российский рынок электронной коммерции уникален тем, что большая часть заказов доставляется с наложенным платежом. В некоторых товарных сегментах подобные отправления составляют 90%. Такие потоки наличных подозрительны для чиновников и неудобны для продавцов, которые получают их на свой счет через несколько дней или даже недель. Банковские карты проблему не решают — в глубинке ими почти пользуются.

image description
Матвей Козловский
гендиректор компании «B2C платежи и логистика»

В перспективе нескольких лет ждать снижения востребованности заказов с наложенным платежом не стоит. Так что если фантазировать, то рынок с нетерпением ждет стартапа, который сможет предложить тройке интернет-магазин — служба доставки — получатель вариант наложенного платежа, который был бы так же удобен для всех россиян, как оплата наличными, так же быстр и надежен, как оплата банковской картой, а стоил дешевле обоих.

Оптимизация работы с поставщиками

По словам специалистов, закупочная логистика — самая недооцененная сфера оптимизации работы интернет-магазина. На этапе доставки онлайн-ритейлеры давно привыкли к аутсорсинговым решениям, к складским подрядчикам тоже начали теплеть, а в отношении закупок они наиболее консервативны. Представитель сервиса Mycroft Assistant Павел Ковтун говорит, что доллар, вложенный в оптимизацию цепи поставки, приносит больше прибыли, чем три доллара, потраченные на увеличение продаж.

image description
Павел Ковтун
руководитель проекта Mycroft Assistant

Совместная работа с поставщиком позволяет составить общий план поставки товаров. Интернет-магазин может давать поставщику информацию о своих остатках, чтобы он сам подвозил раскупленный товар. Нужна возможность оптимизации объема и частоты поставок, а также прямого пополнения запасов на периферийных точках напрямую (минуя центральный склад).

Вообще удивительно много тем по работе с бэк-офисом не освещено. Решениями для работы с поставщиками занимаются очень крупные компании — SAP, Oracle, JDA, но их программы рассчитаны на крупных клиентов. А вот малый и средний бизнес остается за бортом. Они сами придумывают себе решения на базе 1С или Excel. Результат обычно не очень.

Онлайн-продавцы, торгующие по модели дропшиппинга, работают уже не с товаром, а с информацией о нем. Это рождает потребность в специализированных сервисах для формирования актуальной витрины в режиме реального времени. Один из них — «МаркетМиксер», который производит массовую семантическую обработку данных о товарах, помогая эффективней торговать со склада поставщика.

image description
Андрей Маклаков
руководитель проекта «МаркетМиксер» 

Работа с поставщиками — это «боль» интернет-магазина. Но отдавать ее на аутсорс ритейлеры пока не спешат — это чувствительная для бизнеса тема. Или, может, на рынке нет подходящих решений? А каталогов, где можно искать товар по оптовым предложениям, уже недостаточно для работы. Очевидно, нужно что-то новое, чего пока нет. Поэтому мы видим перспективу в развитии работы с поставщиками.

Если во время прочтения вас осенили еще какие-нибудь идеи для бизнеса в логистике, расскажите о них в комментариях.

Фото на обложке предоставлено сайтом Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно