Станислав Сажин

Какие медицинские стартапы я рекомендую открывать?

Станислав Сажин подготовил для Rusbase масштабный материал по теме медицинских стартапов. Тонкости сферы – с цифрами и примерами – и советы тем, кто только собирается запускать свой проект, от основателя социальной сети для врачей «Доктор на работе».

Настало время прочитать последние (и самые позитивные) главы. Сегодня мы говорим не о проблемах в отрасли, а о возможностях, за которые надо браться. Где найти деньги на такой бизнес – тоже узнаете ниже.



Глава 1 • Глава 2 • Глава 3 и 4 • Глава 5 • Глава 6 и 7 • Глава 8 и 9 • Глава 10 и 11



Глава 10. Какие направления медицинских стартапов я бы рекомендовал?

Поговорим о том, какие направления в области медицинских стартапов я бы рекомендовал. 

Никакие.

Для начала я бы предостерег от работы вне онлайн-сферы, только если вы не запускаете частную клинику. Причина: вам понадобятся огромные инвестиции под огромные риски.

Вряд ли вы их найдете сейчас в России, поэтому забудьте про оборудование, забудьте про лекарства, забудьте про все, что связано с офлайн-отраслью, только если это не частная клиника. При этом, чтобы открыть частную клинику, нужно иметь опыт открытия частных клиник (вот такой каламбур) – иначе вам никто денег не даст. А если у вас уже есть опыт, вам мои советы не нужны.

Поэтому перейдем к онлайн-медицине.

Здесь я бы вам посоветовал забыть про все, что связано с пациентами в целом.

Работайте узконаправленно, точечно, и тогда вы будете успешны.

Если вы делаете сайт для пациентов, то обратите внимание, например, исключительно на диабетиков. Сфокусируйтесь на них, и вы сможете продавать рекламу дороже. Потому что, если вы точно знаете, что ваши пациенты диабетики, можно идти только к компаниям, производящим инсулин, и требовать с них больше денег. Делаете сайт для врачей – не надо делать сайт для всех врачей. Вы не сможете обогнать «Доктора на работе». Сделайте лучше сайт для эндокринологов с сервисами для эндокринологов, и у вас будет шанс стать успешными. Потому что вряд ли тот же «Доктор на работе» начнет конкурировать с вами из-за 1/100 части своей аудитории.

Еще кое-что: попробуйте подумать о том, что сейчас для пациентов важно не только лечение, но и уровень жизни. Помните: если у пациента онкология, ему нужна поддержка, после химиотерапии ему нужно восстановление. Сфокусируйтесь на этом. Подобным еще никто не занимается.

Потом подумайте о госденьгах. В системе ОМС в госклиниках есть много направлений, где можно развернуться. Это, например, доставка оборудования в клиники и найм врачей. Да, у них мало денег, но если вы будете брать понемножку с каждой клиники так, чтобы не было необходимости проводить гостендер (т. е. речь должна идти о сумме меньше 100 тыс. рублей, если я не ошибаюсь), а в России всего 30 тыс. государственных медицинских учреждений, то в сумме вы сможете много заработать. Да, это большая проблемная отрасль, но ей стоит заниматься.

То же самое – с ОМС.

Страхование (даже государственное) – это сфера возможностей.

Например, можно придумать, как узнать, у кого из граждан нет полиса ОМС, а потом как-то удобно его продавать. Сделайте поиск ближайшей страховой, которая дает ОМС. Вы можете создать сервис, где пациенты будут узнавать, какие услуги по ОМС им предоставляются бесплатно, а какие платно. Ничего похожего до сих пор нет. 

Далее – частное страхование. Здесь пойдет выбор страховой и списки, в каких клиниках какие страховые принимают: ничего подобного также еще нет. И вот этим бы я советовал заниматься.



По теме: Big data для банкиров и страховщиков



Лекарства – тоже большой блок, который подойдет для бизнеса. В России нет почти никаких сервисов, которые можно вывести онлайн, кроме онлайн-доставки или онлайн-справки о цене лекарства. Шансов на успех гораздо больше: попробуйте собирать отзывы о лекарствах или их побочные действия – эти данные интересны как клиникам, так и фармкомпаниям и пациентам, а значит, такую статистику вполне вероятно продать. Еще можно отслеживать эпидемии по упоминаниям препаратов или искать контрафактные препараты в аптеках… Огромное количество вариантов!

Или вот – исследования. Можно нанимать людей, чтобы они ходили, смотрели, где и какие препараты есть. Или чтобы они в аптеках скидывали с полок препараты конкурентов и оставляли только ваши. Но с препаратами, в отличие от обычной медицины и в отличие от лечения людей, есть большая проблема: отрасль может быть настолько новой для вас, что вы с ней просто не справитесь. Этим, конечно, стоит заниматься только тем, у кого есть опыт работы в фармацевтике.


Глава 11. И, наконец, где брать деньги?

Медицина – это область, в которую с опаской инвестируют фонды и ангелы, которые никогда не работали тут ранее. Соответственно, я бы вам советовал тратить время только на тех потенциальных инвесторов, которые уже работали с медициной. Выбор получается очень небольшой, на самом деле. Посевные инвестиции, например, это всего двое ангелов, Игорь Рябенький и ФРИИ. Я не думаю, что вы еще от кого-то получите посевные инвестиции на медицину.

Затем фонды. Ну, тут список чуть шире. Можно посмотреть, кто инвестировал в ведущие медицинские стартапы. Я бы привел в пример Guard Capital, Prostor Capital, Runa Capital, Intel Capital. Вот, наверное, и все фонды, которые работают с медициной, знают, что это такое, и, возможно, готовы инвестировать в ваш проект.



По теме: Guard Capital приобрел 15% «Доктор на работе» 



Если вы совсем не знаете, где взять деньги, можете написать мне. Но предупреждаю: если у вас дурацкий стартап, я вам прямо так и скажу – что вы полный идиот и вам лучше заниматься уборкой офисов.

На этом распрощаюсь, всем пока!

Станислав Сажин.

Фото на обложке: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно