Кирилл Остапенко

Начинайте бизнес как хобби... и другие принципы основателя «Велодрайва»


Кирилл Остапенко — победитель премии «Лучший молодой предприниматель России-2011» в номинации «Самый успешный старт» и «Молодой миллионер-2012», учредитель социальных проектов и спортивных соревнований. Предприниматель из Санкт-Петербурга не так давно находился в поисках инвестиций для развития своего проекта «Велодрайв». В феврале 2014 года он был замечен Венчурным фондом Промсвязьбанка, в результате чего получил финансирование 10 млн рублей, которые пошли на масштабирование бизнеса и открытие новых точек продаж.


Начинайте бизнес как хобби


Рекомендую развивать собственное дело, еще когда вы работаете по найму. Занимайтесь им как хобби: играйте, экспериментируйте, спокойно готовьте почву для того, чтобы сделать хобби основным занятием. Это легко, когда риски небольшие и за спиной есть надежный тыл в виде стабильного заработка на постоянной работе.


Не верьте словам, верьте бумагам


Считайте, считайте и еще раз считайте. Если не хватает способностей, дружите с бухгалтером-экономистом. Все договоренности четко закрепляйте на бумаге. Если учреждаете ООО, прописывайте доли участия, если дело регистрируется лишь на одного предпринимателя, фиксируйте вложенные деньги расписками. Все страницы любого договора должны быть завизированы подписью и печатью. Внимательно читайте тексты документов, старайтесь предусмотреть нюансы на будущее, например, на случай разрыва отношений. Регистрируйте, по возможности, все на себя, а не на друзей. У вещи должен быть один хозяин — тот, кто будет нести за нее ответственность. Мы, например, потеряли из-за просрочки оплаты домена сайт snowdrive.ru, созданный для поддержки зимнего направления. Он был зарегистрирован на программиста, который занимался его разработкой.


Станьте профессионалом на узком участке


Пусть это будет небольшой сегмент рынка (например, в нашем секторе свободна ниша шоссейных велосипедов), но вы должны делать лучшее, самое качественное предложение. Тогда конкуренты не страшны — можно потихоньку, но уверенно подниматься по ступенькам. Мы создали специальный детский отдел в нашем флагманском магазине и смогли получить максимум от продаж детских велосипедов именно благодаря тому, что стали лучшими на этом узком направлении. Несмотря на острую ценовую конкуренцию с соседями, покупатели приходили к нам — из-за широкого выбора и грамотных продавцов-консультантов, чьим коньком была детская тема.

Фото: Forbes.ru


Работайте честно


Нарабатывайте репутацию — спустя какое-то время она начнет работать на вас. Одним из самых мощных толчков в развитии сети «Велодрайв» стал франчайзинг. Причем первый клиент пришел сам, когда мы еще даже не начали прорабатывать это направление. Клиентом был Олег Гавриленко, будущий владелец магазина «Велодрайв-пр. Просвещения». Олег имел в то время небольшую точку на велорынке. Он пришел и сказал: «Вы большие, а я маленький, сдаюсь, делайте со мной что хотите!» Так, благодаря хорошей репутации, мы получили новое направление.


Любите деньги, но не делайте из них культ


Я стараюсь не забывать о прибыли, но она для меня не главное. Мы настолько заряжаемся тем, что делаем, особенно когда проводим велосоревнования, что ради дела многие из нас готовы тратить свое свободное время. И нисколько об этом не жалеют. Найти таких сотрудников-энтузиастов можно и на HeadHunter, и в совершенно неожиданном месте: фитнес-зале, соседнем продуктовом магазине, в транспорте. Ищите в команду и партнеры людей, которые хотят изменить наш мир в лучшую сторону, относятся к деньгам с уважением, но не делают из них культ. Родственники и друзья — плохая идея, скорее всего, совместный бизнес обернется разрывом отношений с ними.


Верьте в себя, боритесь до последнего


Будьте упорными и идите до конца, даже когда уже нет сил. Воспринимайте бизнес как спорт. Да, можно быть середнячком, но чтобы поехать на Олимпиаду, надо поставить планку выше головы, сделать сверхусилие над собой, тогда удача не сможет пройти мимо. Удивляйте клиентов своими идеями и внимательным отношением. Например, мы одни из первых разработали услугу «хранение велосипедов». Это почти не приносит прибыли, зато отлично поддерживает наш имидж в глазах клиентов. Сердце подскажет, куда идти, а разум поможет проложить самый эффективный маршрут.

Только не надо путать интуицию с эмоциональным порывом. Пару лет назад мы решили создать салон велосипедов автомобильных марок Peugeot, Mercedes и BMW рядом с торговым центром Gregory’s Cars. Открывались в сезон, то есть было уже поздно для такого шага, но хотелось показать себя. Заказали оборудование, большую световую рекламу. В итоге не потянули и потеряли несколько сотен тысяч рублей.


Занимайтесь самообразованием


Настоящий бизнесмен должен уметь разбираться во всем: быть финансистом, продавцом, рекламщиком и кадровиком одновременно. Конечно, невозможно знать все, но чем больше у вас информации, тем больше возможностей, тем шире размах крыльев. По образованию я юрист, и мне это очень помогает в бизнесе. Но знаний по экономике не хватает, поэтому я сейчас получаю экономическое образование в Санкт-Петербургском филиале Высшей школы экономики. Регулярно посещайте встречи и семинары, посвященные предпринимательству. Часто бизнесмены делятся сокровенным, передают неоценимый опыт, заряжают мощной энергией для старта своего дела. Рекомендую посетить лекции Радислава Гандапаса и Глеба Архангельского, слушать подкасты «Берись и делай» Андрея Шаркова, «Опытным путем» Татьяны Гедзберг, бизнес-тренинги «Пора делать» Даниила Трофимова. Идите к своей цели, не упускайте ее из виду, и пусть все получится.

Удачи!


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно