Сергей Азатян

Назад в школу: будущее интернет-образования глазами инвестора Сергея Азатяна


RUSBASE и РВК представляют рубрику VC2VC, в которой представители венчурных фондов и частные инвесторы ведут авторские колонки, поднимая темы, важные для коллег, предпринимателей и венчурного сообщества в целом.

Сергей Азатян, управляющий партнер фонда InVenture Partners, делится своим мнением об онлайн-образовании с точки зрения инвестора.

С приближением Нового года многие обещают себе с 1 января начать новую жизнь — купить абонемент в спортзал, чаще проводить время с семьей, начать изучение иностранного языка, записаться на обучающие курсы. У кого-то «синдром нового года» проявляется в желании сменить работу, у кого-то — в попытке овладеть новым хобби, и я, Сергей Азатян, стремлюсь поставить перед собой большую цель на год. Этот синдром можно легко направить в полезное для карьеры русло.

В Европе распространена практика: студент после окончания программы бакалавриата идет работать, и лишь в зрелом возрасте возвращается в университет в магистратуру. Кроме того, уже свершившийся факт западного рынка — дистанционное образование. Об этом говорят успехи онлайн-программ университета Феникса в США, где средний возраст студентов — около 33 лет.

В российских вузах студенты старше 30 лет — редкость, и у образовательных онлайн-ресурсов есть огромный, хотя пока мало реализованный потенциал. Одна из главных проблем и одновременно возможностей — в том, что крупнейшие мировые сервисы с онлайн-курсами не локализованы для российских пользователей.

Так, лекции Принстона и Стэнфорда на Coursera или iTunesU доступны лишь пользователям с хорошим уровнем английского языка. На Coursera доступны и лекции российских вузов — МФТИ, СПбГУ и ВШЭ — но их пока очень немного.

Важное условие популяризации программ онлайн-обучения — доступность. К примеру, когда профессор Стэнфорда Эндрю Энжи запустил бесплатный дистанционный курс по машинному обучению, на него записались свыше 100 тысяч человек. Чтобы обучить такое число студентов очно, ему нужно было бы преподавать 250 лет.

Дафна Коллер и Эндрю Энжи (Эндрю Ын) — основатели Coursera

Русскоязычные образовательные онлайн-сервисы, многие из которых бесплатны или используют модель Freemium, пока имеют фору на рынке России. При этом, несмотря на то, что онлайн-сервисов большое количество, мало кто из них научился зарабатывать на этом непростом рынке.

Однако интересные стартапы в секторе образования в России есть — например, LinguaLeo предлагает изучение иностранных языков, а образовавшаяся недавно в результате слияния двух компаний «Нетология Груп» — дополнительное школьное образование (бренд «Фоксфорд») и навыки, необходимые в работе (бренд «Нетология»). При помощи «Фоксфорд» ученики со всех уголков страны, которые зачастую учатся в школах, не укомплектованных нужными преподавателями, получают доступ к лучшим преподавателям из ведущих московских вузов и школ.

Уже сейчас ученики активно пользуются через веб или через мобильное приложение для Android и iOS с бесплатным онлайн-учебником «Фоксфорд» и онлайн-курсами и интерактивными вебинарами по подписке. Причем, эти курсы обходятся ученикам в несколько раз дешевле, чем занятия с репетиторами, качество которых далеко не всегда идеальное.

Россия пока формирует лишь минимальную долю в объеме мирового рынка онлайн-образования, который, по прогнозу Global Industry Analysts, вырастет к 2015 году до 107 миллиардов долларов, но имеет огромный потенциал.

Инвестиционная активность в этом сегменте нарастает. В США лишь за полугодие 2014 года более 170 образовательных стартапов в сумме привлекли почти 650 миллионов долларов, в России за 2013 год зафиксировано 23 сделки на этом рынке, а на 2014-15 годы прогнозируется рост на 50%.

Не стоит ожидать от нынешних инвестиций в образовательные онлайн-проекты моментальной отдачи. Однако успех некоторых проектов, которым удалось найти верный баланс качества дистанционного образования и его цены, позволяет ожидать появления на российском рынке игроков с рыночными капитализациями в сотни миллионов долларов.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно