В предыдущей части мы задались вопросом: функционирует ли в России краудфандинг для IT и hardware-проектов? Рассмотрим отдельно аудиторию и инфраструктуру российского краудфандинга. Начнем с аудитории (интересующиеся тематикой, возможные бэкеры, потенциальные авторы кампаний и т.д.)
Михаил Кокин считает себя сознательным представителем российской аудитории краудфандинга со стороны бэкеров. Мы постарались узнать у него, может ли успех на Кикстартере в значительной мере зависеть от бэкеров постсоветского пространства?
Переходим от аудитории к инраструктуре (авторам, площадкам, консалтерам, акселераторам). Одна из причин, по которой российские IT-проекты, заинтересованные в краудфандинге, не выходят на Кикстартер — это сложности, связанные с отсутствием России в списке стран, которым доступны такие площадки.
Дмитрий Пономарев Компания «Летучая мышь для компьютера» на BoomStarter |
В первую очередь хотелось получить опыт в краудфандинге, чтобы понять, как это работает, что надо делать — пройтись по всем граблям. Для создания кампании на Кикстартере нужен резидент США, это решаемая проблема, но тоже барьер. |
Некоторым российским авторам, запустившим кампанию в РФ, привлечь народное финансирование среди англоязычной аудитории легче, чем среди отечественной. Неужели разница в менталитете и отношении людей к краудфандингу?
Юлия Сараева Сооснователь LeninCraft. Кампания на Бумстартере — 3DRig |
Для привлечения внимания к кампании на Бумстартере мы использовали постинг в зарубежных фейсбук-группах по тематике 3D-печати. Всего около 10 групп с охватом 25-30 тысяч пользователей. В результате такого постинга люди из этих групп не только заходили на страницу с кампанией, но и вкладывали деньги в проект, описание которого было полностью написано на русском языке. К слову, в российских узкоспециализированных группах нами было сделано около 25 публикаций (бесплатных), однако в ответ мы получили много негатива и крайне мало конструктивной критики. Увы. Кампания помогла нам достичь положительных результатов, несмотря на то что общая сумма не была собрана. Мы нашли единомышленников и получили около 6 публикаций в крупных СМИ. Кампанию на Кикстартере мы, возможно, запустим, причем целью ее запуска будет проверка спроса на 3D-фото (сканирование) в США. Основная трудность для запуска кампании сейчас — это, безусловно, регистрация компании в США. |
Не представляется возможным вспомнить громкие примеры успеха IT-проектов на российских краудфандинговых платформах. С данными об успехах технологических проектов в российском краудфандинге к нам постучался Алексей Дубровский — Руководитель и основатель портала крауд-сервисов Сrowdsourcing.ru и сооснователь компании Сrowdconsulting.ru.
Алексей Дубровский Руководитель и основатель Сrowdsourcing.ru |
В данный момент в нашей базе активных краудфандинговых проектов — 46 проектов в области технологий, которые собирают средства на российских платформах. Из них только 2 достигли результата до момента завершения кампании. Это дизайн и вычисления. 40 текущих проектов из 46 пока собрали не более 5% от необходимой суммы. Мы наблюдаем, что в начале 2014 года технологические проекты не собрали практически никаких средств. Видим рост по сборам, который начался весной и продлился до осени, а сейчас идет падение. Согласно нашим данным, общее количество текущих проектов (по всем категориям) за последние месяцы остается относительно стабильным. Однако технологии, будучи относительно новым направлением на краудфандинговом рынке России, имеют больший потенциал роста. |
А вот подобные проекты регулярно собирают нужные суммы. Например, в рамках совместной акции МТС и Бумстартер (заявки принимают до 20 декабря 2014 года) средства собрали «Бабушки при деле». Деньги от сборов пойдут в том числе и на оборудование для производства (вышивальная машина и программное обеспечение к ней).
Есть мнение, что многие технари «сидят дома с паяльниками и знать не знают о краудфандинге». Возможно ли, что в скором времени мы увидим усилия со стороны Boomstarter по популяризации краудфандинга среди такой аудитории?
Михаил Зельдин Ведущий специалист по краудфандингу Boomstarter, менеджер «Премия Роснаука» |
В последний год Boomstarter проводил не менее 5-7 семинаров и лекций о коллективном финансировании в месяц. Мы часто бываем в технических вузах, (например, МИРЭА, МАМИ, МИЭТ). Кроме того, Boomstarter сотрудничает с многими известными организациями, которые помогают российским стартап-Кулибиным реализовывать свои проекты: акселератор «Сталь», #tcech и др. Но самая масштабная инициатива в этом направлении исходит лично от CEO Boomstarter Руслана Тугушева. В рамках сотрудничества с Фондом «Роснаука» наша платформа организует первую в мире прозрачную научную Премию Роснаука. Ее бюджет формируется при помощи крадуфандинга. Цель этого спецпроекта не только в том, чтобы вознаградить за выдающиеся труды ученых, инженеров и изобретателей, но и в том, чтобы популяризировать научно-техническую деятельность в нашей стране, повысить ее престиж и привлечь таланты к краудфандингу. |
Не так давно в России запустили свои краудфандинговые площадки платежные системы «Яндекс.Деньги» («Вместе») и WebMoney (Funding). Данные платформы обладают широким спектром возможностей по коллективному финансированию, но нас интересует, насколько эти площадки открыты для технологических проектов, что они делают для привлечения интереса общества к таким проектам?
Российские консультанты по краудфандингу с сожалением говорят о его текущем состоянии в нашей стране.
Но есть и такие консалтеры, которые не сокрушаются по поводу отечественного краудфандинга и работают исключительно с российскими площадками.
Выводы
Делаем выводы, что:
— В конце 2014 года в России аудитория IT-краудфандинга — это потенциальные авторы проектов, которые ратуют в основном за зарубежный краудфандинг. Потому что там у них больше шансов собрать средства и эти суммы в среднем выше, чем в России.
— Как правило, те, кто в силу «недоступности» западных площадок решается потратить несколько месяцев труда на кампанию технического проекта в РФ — не получают внушительных результатов.
— Встречаются исключения, которые еще нельзя назвать трендом из-за отсутствия значительных успешных примеров.
— Бэкеров здесь найти сложно. Причины: низкая вовлеченность и слабый интерес российской интернет-аудитории к технологическому краудфандингу, слабые проекты и/или кампании.
— Российские площадки недостаточно активны в популяризации краудфандинга, особенно среди технически продвинутой аудитории.
— Тем, кто болеет за российский краудфандинг, в технологиях остается надеяться лишь на то, что «технари с паяльниками» — это не миф, и усилия российских площадок помогут активировать местных Кулибиных и тех, кто им пожертвует.
«Бабушки при деле» уже есть. Когда появятся «Технари при деле»? А то ведь получается отложенная утечка мозгов:
— зарубежный краудфандинг доступен через консалтеров и посредников (о том, нужны ли они — в следующей части)
— после успеха «там» авторы кампаний там же могут строить бизнес и мигрировать вслед за денежными потоками.
Кейс по теме
Алексей Александров, директор стартап-акселератора Ант-Лаб, живет в Севастополе. Один из проектов акселератора имеет промышленный прототип и готовится к запуску кампании на Кикстартере (а не, к примеру, на Бумстартере). Вот как Алексей объясняет вектор проекта на зарубежный краудфандинг:
Алексей Александров Директор стартап-акселератора Ант-Лаб |
В России достаточно много технических энтузиастов, которые порой изобретают образцы, достойные мирового уровня. Это как раз тот случай, где для запуска серийного производства мог бы помочь краудфандинг. Но так исторически сложилось, что в России для IT-проектов краудфандинг практически бесполезен, зато имеется ряд мощных государственных программ, таких как ФРИИ, Сколково и другие. Тому подтверждение — недавнее исследование Rusbase и РВК, из которого видно, что почти половину венчурных сделок октября провело государство. Но нам для выхода на зарубежные рынки нужен иностранный инвестор. Поэтому мы выбрали зарубежный краудфандинг, как инструмент, с помощью которого сможем осуществить проверку спроса на западных рынках, получить PR и возможность, в случае успеха на Кикстартере, привлечь венчурные деньги от западных фондов или бизнес-ангелов. |
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
29 марта 2024
31 марта 2024
31 марта 2024