Михаил Климов

Нищий краудфандинг для технологических проектов


В предыдущей части мы задались вопросом: функционирует ли в России краудфандинг для IT и hardware-проектов?  Рассмотрим отдельно аудиторию и инфраструктуру российского краудфандинга. Начнем с аудитории (интересующиеся тематикой, возможные бэкеры, потенциальные авторы кампаний и т.д.)

Константин Панфилов

Главный редактор «Цукерберг позвонит»

Повышается ли интерес аудитории к теме краудфандинга в целом и Кикстартера в частности?

У меня сложилось ощущение, что вокруг наших материалов про Кикстартер собралась некая аудитория в районе 2-3 тысяч человек, которые жадно читают каждую статью по теме. Это ядро пока не растёт, но мы и сами в этом направлении почти не развиваемся.

Растет ли процент новичков в теме?

Кикстартером у нас всегда интересовался отдельный какой-то слой, это люди, у которых есть идея или уже готовый проект какого-то устройства. Таких людей не очень уж много, как ни странно, поэтому и процент растет не быстро. Надо понимать, что рассказы о том, как работать с платформой, интересны только тем, кто собирается этим заниматься.

Впрочем, мы планируем крепко присесть на тему краудфандинга в ближайшем будущем и расширять спектр материалов по теме, ресурс есть.

Михаил Кокин считает себя сознательным представителем российской аудитории краудфандинга со стороны бэкеров. Мы постарались узнать у него, может ли успех на Кикстартере в значительной мере зависеть от бэкеров постсоветского пространства?

Михаил Кокин

Бэкер

Я честно сижу на Кикстартере уже пару лет. «Вложился», правда, всего в 3 проекта. Все описания проектов на английском языке. Это создает проблемы восприятия информации и многочисленных уведомлений об апдейтах и пр. (таких любой «бэкер» получает десятки и сотни).

Что касается доставки: к нам всё идет в 3-4 раза дольше. Даже если ты вложился в проект одним из первых (или вложил столько, что тебе обещают приоритетную доставку), тебе в Россию всё придет позже, чем в любую европейскую страну. Мои OmateTruesmart задержали на 7 месяцев! (зато в Швейцарии они были почти вовремя).

В целом, считаю, что в России интерес к таким «сомнительным» гаджетам, которые собирают деньги на краудфандинг-площадках, в разы ниже, чем на Западе.

Переходим от аудитории к инраструктуре (авторам, площадкам, консалтерам, акселераторам). Одна из причин, по которой российские IT-проекты, заинтересованные в краудфандинге, не выходят на Кикстартер — это сложности, связанные с отсутствием России в списке стран, которым доступны такие площадки.

Дмитрий Пономарев

Компания «Летучая мышь для компьютера» на BoomStarter

В первую очередь хотелось получить опыт в краудфандинге, чтобы понять, как это работает, что надо делать — пройтись по всем граблям. Для создания кампании на Кикстартере нужен резидент США, это решаемая проблема, но тоже барьер.

Некоторым российским авторам, запустившим кампанию в РФ, привлечь народное финансирование среди англоязычной аудитории легче, чем среди отечественной. Неужели разница в менталитете и отношении людей к краудфандингу?

Юлия Сараева

Сооснователь LeninCraft. Кампания на Бумстартере — 3DRig

Для привлечения внимания к кампании на Бумстартере мы использовали постинг в зарубежных фейсбук-группах по тематике 3D-печати. Всего около 10 групп с охватом 25-30 тысяч пользователей. В результате такого постинга люди из этих групп не только заходили на страницу с кампанией, но и вкладывали деньги в проект, описание которого было полностью написано на русском языке. К слову, в российских узкоспециализированных группах нами было сделано около 25 публикаций (бесплатных), однако в ответ мы получили много негатива и крайне мало конструктивной критики. Увы.

Кампания помогла нам достичь положительных результатов, несмотря на то что общая сумма не была собрана. Мы нашли единомышленников и получили около 6 публикаций в крупных СМИ. Кампанию на Кикстартере мы, возможно, запустим, причем целью ее запуска будет проверка спроса на 3D-фото (сканирование) в США. Основная трудность для запуска кампании сейчас — это, безусловно, регистрация компании в США.

Не представляется возможным вспомнить громкие примеры успеха IT-проектов на российских краудфандинговых платформах. С данными об успехах технологических проектов в российском краудфандинге к нам постучался Алексей Дубровский — Руководитель и основатель портала крауд-сервисов Сrowdsourcing.ru и сооснователь компании Сrowdconsulting.ru.

Алексей Дубровский

Руководитель и основатель Сrowdsourcing.ru

В данный момент в нашей базе активных краудфандинговых проектов — 46 проектов в области технологий, которые собирают средства на российских платформах. Из них только 2 достигли результата до момента завершения кампании. Это дизайн и вычисления. 40 текущих проектов из 46 пока собрали не более 5% от необходимой суммы.

Мы наблюдаем, что в начале 2014 года технологические проекты не собрали практически никаких средств. Видим рост по сборам, который начался весной и продлился до осени, а сейчас идет падение. Согласно нашим данным, общее количество текущих проектов (по всем категориям) за последние месяцы остается относительно стабильным. Однако технологии, будучи относительно новым направлением на краудфандинговом рынке России, имеют больший потенциал роста.

А вот подобные проекты регулярно собирают нужные суммы. Например, в рамках совместной акции МТС и Бумстартер (заявки принимают до 20 декабря 2014 года) средства собрали «Бабушки при деле». Деньги от сборов пойдут в том числе и на оборудование для производства (вышивальная машина и программное обеспечение к ней).

Евгения Дробышева

Участница проекта «Бабушки при деле»

Я никогда не шила и не вязала, мне скорее интересно работать с техникой. Дочь купила мне хорошую швейную машинку, и я пошла на курсы лоскутного шитья. На балконе я оборудовала себе маленький швейный цех, обеспечиваю теперь друзей и родственников красивыми салфетками, скатертями и куклами. Идея собрать народным финансированием средства на вышивальную машину мне очень понравилась, хоть сначала я и не верила в успех. Это сильно увеличивает возможности по декорированию наших изделий. В машинке есть заданные дизайны, с которыми я могу работать. Ну и вышивать по программе, которую сделают девочки из Мастерской тоже могу. Теперь мы можем делать красивые вышивки логотипов для разных предприятий, украшать сумки и разные аксессуары.

Есть мнение, что многие технари «сидят дома с паяльниками и знать не знают о краудфандинге». Возможно ли, что в скором времени мы увидим усилия со стороны Boomstarter по популяризации краудфандинга среди такой аудитории?

Михаил Зельдин

Ведущий специалист по краудфандингу Boomstarter, менеджер «Премия Роснаука»

В последний год Boomstarter проводил не менее 5-7 семинаров и лекций о коллективном финансировании в месяц. Мы часто бываем в технических вузах, (например, МИРЭА, МАМИ, МИЭТ). Кроме того, Boomstarter сотрудничает с многими известными организациями, которые помогают российским стартап-Кулибиным реализовывать свои проекты: акселератор «Сталь», #tcech и др. Но самая масштабная инициатива в этом направлении исходит лично от CEO Boomstarter Руслана Тугушева. В рамках сотрудничества с Фондом «Роснаука» наша платформа организует первую в мире прозрачную научную Премию Роснаука. Ее бюджет формируется при помощи крадуфандинга. Цель этого спецпроекта не только в том, чтобы вознаградить за выдающиеся труды ученых, инженеров и изобретателей, но и в том, чтобы популяризировать научно-техническую деятельность в нашей стране, повысить ее престиж и привлечь таланты к краудфандингу.

Не так давно в России запустили свои краудфандинговые площадки платежные системы «Яндекс.Деньги» («Вместе») и WebMoney (Funding). Данные платформы обладают широким спектром возможностей по коллективному финансированию, но нас интересует, насколько эти площадки открыты для технологических проектов, что они делают для привлечения интереса общества к таким проектам?

Татьяна Милачева

PR-директор WebMoney Transfer

Действительно, так сложилось, что в России большинство успешных кейсов в краудфандинге связано со сбором средств на съемки фильмов, запись музыкальных альбомов и другие творческие проекты, а IT и технологические стартапы остались в тени.

Мы видим большой потенциал в работе с такой аудиторией, в особенности с начинающими предпринимателями. Размещение информации на краудфандинговой платформе может стать своего рода проверкой идеи. Также на фоне нарастающего кризиса в экономике можно ожидать повышение интереса к краудфандинговым площадкам среди тех, кто ранее не рассматривал подобные варианты — люди будут заинтересованы в нахождении альтернативных источников финансирования.

К тому же в России по сравнению, к примеру, с США, эта ниша относительно свободна и у технологических, IT-проектов больше шансов быть замеченными на фоне конкурентов.

Мы со своей стороны планируем вести плотную работу с создателями проектов: это будут рассылки с практическими советами, авторам заинтересовавших нас проектов мы готовы помогать с продвижением и привлечением отраслевых экспертов для консультаций.

Российские консультанты по краудфандингу с сожалением говорят о его текущем состоянии в нашей стране.

Анна Ошарова

Основатель компании Crowdlife

Российский краудфандинг — это часто спекуляция на социальных и благотворительных темах. Нередко, на чувстве патриотизма. Тем не менее, ко мне все чаще обращаются проекты, которые собираются создавать новые краудфандинговые площадки в России с фокусом на ту или иную отрасль. Схема, когда проект пробует себя сначала в РФ, чтобы потом выйти на одну из западных платформ, это трата времени. Разные рынки, СМИ, схемы кампании. Редко когда проект подходит для российского и западного краудфандинга одновременно.

Иван Карманов

Менеджер проектов, агентство Inventalist

Очень жаль, что российский краудфандинг не развивается такими темпами, как хотелось бы. Раньше он отставал от западного, а теперь теряет динамику роста. Хочется не единым Кикстартером жить, Кикстартер — это очень сложный механизм, несмотря на статьи про успех, часто отечественные проекты запускаются впустую, а ведь кампания требует нескольких месяцев подготовки.

Но есть и такие консалтеры, которые не сокрушаются по поводу отечественного краудфандинга и работают исключительно с российскими площадками.

Юрий Лисов

Основатель краудфандинг-агентства Crowdhunters

Мы консультируем технологические и творческие проекты. И да, мы работаем только с авторами, которые запускаются в России. Сами консультации бесплатные. Платные услуги Crowdhunters — это оформление проекта, написание текста и сценария для видео, съемки и разработка системы вознаграждений. Стоимость услуг зависит от проекта, но всегда составляет небольшой фикс и проценты, в случае успешного сбора, как правило 5-10%. Crowdhunters в самом начале пути, и мы пока не запустились в полном смысле. Сейчас у нас два таких «пробных» проекта, запущенных на одной из российских крауд-площадок, один из них близок к успешному завершению.

Наши клиенты — это молодые предприниматели, ищущие финансирование и творческие авторы, то есть музыканты, дизайнеры, фотографы и режиссеры. Кроме того, мы сотрудничаем с акселератом «Сталь». Совместно со «Сталью» мы проводим обучающие семинары по краудфандингу, а в следующем году, возможно, запустим ряд их проектов.


Выводы


Делаем выводы, что:

— В конце 2014 года в России аудитория IT-краудфандинга — это потенциальные авторы проектов, которые ратуют в основном за зарубежный краудфандинг. Потому что там у них больше шансов собрать средства и эти суммы в среднем выше, чем в России.

— Как правило, те, кто в силу «недоступности» западных площадок решается потратить несколько месяцев труда на кампанию технического проекта в РФ — не получают внушительных результатов.

— Встречаются исключения, которые еще нельзя назвать трендом из-за отсутствия значительных успешных примеров.

— Бэкеров здесь найти сложно. Причины: низкая вовлеченность и слабый интерес российской интернет-аудитории к технологическому краудфандингу, слабые проекты и/или кампании.

— Российские площадки недостаточно активны в популяризации краудфандинга, особенно среди технически продвинутой аудитории.

— Тем, кто болеет за российский краудфандинг, в технологиях остается надеяться лишь на то, что «технари с паяльниками» — это не миф, и усилия российских площадок помогут активировать местных Кулибиных и тех, кто им пожертвует.

«Бабушки при деле» уже есть. Когда появятся «Технари при деле»? А то ведь получается отложенная утечка мозгов:

— зарубежный краудфандинг доступен через консалтеров и посредников (о том, нужны ли они — в следующей части)

— после успеха «там» авторы кампаний там же могут строить бизнес и мигрировать вслед за денежными потоками.

Анна Ошарова

Основатель компании Crowdlife

Сейчас очень активно на Западе развиваются p2p-платформы и сервисы. Некоторые российские компании выбрали схожий путь, и он кажется наиболее перспективным. А развивать технический краудфандинг пока мы не разовьем в России спрос и рынок сбыта для такой продукции — бессмысленно. Логичнее будет пойти от обратного: сформировать привычку «скидываться» на частные, бытовые и понятные нужды. Если подобные проекты выстрелят — привычка сформируется. Вот тогда и будет ренессанс краудфандинга в России.


Кейс по теме


Алексей Александров, директор стартап-акселератора Ант-Лаб, живет в Севастополе. Один из проектов акселератора имеет промышленный прототип и готовится к запуску кампании на Кикстартере (а не, к примеру, на Бумстартере). Вот как Алексей объясняет вектор проекта на зарубежный краудфандинг:

Алексей Александров

Директор стартап-акселератора Ант-Лаб

В России достаточно много технических энтузиастов, которые порой изобретают образцы, достойные мирового уровня. Это как раз тот случай, где для запуска серийного производства мог бы помочь краудфандинг. Но так исторически сложилось, что в России для IT-проектов краудфандинг практически бесполезен, зато имеется ряд мощных государственных программ, таких как ФРИИ, Сколково и другие.

Тому подтверждение — недавнее исследование Rusbase и РВК, из которого видно, что почти половину венчурных сделок октября провело государство. Но нам для выхода на зарубежные рынки нужен иностранный инвестор. Поэтому мы выбрали зарубежный краудфандинг, как инструмент, с помощью которого сможем осуществить проверку спроса на западных рынках, получить PR и возможность, в случае успеха на Кикстартере, привлечь венчурные деньги от западных фондов или бизнес-ангелов.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно