Команда Rusbase

Нужен ли стартапу офшор?


а сегодняшний день тема офшоров вызывает повышенный интерес и большое количество вопросов. В связи с многочисленными обращениями, предлагаем Вашему вниманию цикл статей от Ольги Воркуевой - управляющего партнера юридической компании "Воркуева и партнеры", с помощью которых мы постараемся прояснить основные моменты.

Подготовленный материал не является руководством к действию, потому что офшорная схема должна разрабатываться исходя из конкретных целей бизнеса, а мы лишь дадим общие рекомендации, исходя из своего опыта и взгляда на быстро меняющиеся законодательства, регулирующие офшорную деятельность. Создание офшорных структур уже не считается прерогативой крупного бизнеса, активный интерес к использованию офшорных компаний теперь проявляют представители среднего и малого бизнеса, в том числе компании IT-сектора. Основная цель наших статей – высказать свое мнение об использовании офшорных компаний стартапами и IT-компаниями.


 
ЧТО ТАКОЕ ОФШОР?


Для начала стоит определиться с тем, что именно подразумевается под офшором.

Офшор - это особая зона, предусматривающая благоприятные экономические условия для компаний, зарегистрированных на ее территории. Сразу отметим, что офшор офшору рознь.

В “классических” предусмотрена упрощенная процедура регистрации компаний, отсутствует налогообложение и обязательные отчетности, а также минимальны требования к раскрытию информации о настоящих владельцах бизнеса. Яркими примерами могут служить Белиз, Панама и т.д.

В тоже время существуют  “неклассические” офшоры, зарегистрировавшись на территории которых, придется платить налоги, своевременно сдавать все необходимые отчетности и раскрывать информацию о бенефициарах. Данные юрисдикции положительно влияют на имидж компании и могут выгодно использоваться благодаря подписанным международным соглашениям об избежании двойного налогообложения. К таким юрисдикциям относятся Нидерланды, ряд европейских княжеств, Кипр, Сингапур и т.д.  

Говоря об офшорах в своих статьях, мы будем подразумевать схемы с благоприятными юрисдикциями второго вида.


 
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ОФШОР?


Офшорная структуризация заслуженно считается эффективным инструментом международного налогового планирования. Но подобно любому другому инструменту, эти компании могут использоваться как в легальных схемах налоговой оптимизации, так и в незаконных операциях, направленных на уклонение от уплаты налогов и отмывание криминальных капиталов.

Как правило, офшорные схемы используются бизнесом со следующими целями:

  1. Оптимизация налогов (низкие налоговые ставки или вовсе их отсутствие, наличие международных соглашений об избежании двойного налогообложения и иные преференции).

  2. Защита активов, в том числе IP (использование преимуществ английского права, в том числе защита от недружественных поглощений, возможность использования трастов, M&A сделки и т.д.).

  3. Доступ к зарубежным рынкам капитала, привлечение инвесторов.

  4. Продажа компании (избежание налога на капитализацию, цена продажи с премией и т.п.).

  5. Конфиденциальность бенефициаров.

 


 
ОФШОР ДЛЯ СТАРТАПА - “Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом”


Использовать стартапу офшор или нет не обсуждает сегодня разве что ленивый, но нужно ли стартапу менять прописку на офшорную юрисдикцию зависит от нескольких факторов:

Во-первых, нужно понимать, что регистрация компании в офшоре с ее последующим поддерживанием – удовольствие дорогое. Поэтому в случае серьезных намерений, бюджет проекта должен предусматривать соответствующие расходы.

Во-вторых, желательно, чтобы права на IP уже были должным образом зарегистрированы.

В-третьих, должна быть определена наиболее выгодная структура. Все офшоры сулят зарегистрированным компаниям множество преимуществ, но выбирая подходящую юрисдикцию, необходимо руководствоваться ключевыми задачами для конкретного стартапа, а не использовать стандартные шаблоны или пытаться найти универсальную схему “на будущее”.

Уже долгое время офшоры активно используются бизнесом и отработано множество схем, но не все, что подходит успешно оперирующей компании, подойдет стартапу. Основная причина – разные цели и задачи. Существует даже мнение, что экономически целесообразно использование офшорной схемы с целью минимизации налогов, если общая сумма уплачиваемого налога превышает $10 000.

Офшор нужен стартапу для:

  • защиты интеллектуальной собственности

  • привлечения инвесторов

  • выхода на международный рынок

 


 
ТАК КОГДА ЖЕ СТАРТАПУ НАЧИНАТЬ ЗАДУМЫВАТЬСЯ ОБ ОТКРЫТИИ ОФШОРА?


Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Очевидно одно - перед принятием решения о целесообразности офшора, стартап должен объективно оценить свои возможности и перспективы.

Опыт показывает, что размышлять об офшоре стоит не раньше первых результатов запуска проекта. А думать над наиболее подходящей офшорной схемой или созданием SPV стоит совместно с потенциальным инвестором, конечно же, уже имея ряд готовых предложений.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно