Андрей Кулагин

Преимущества и недостатки стартап-акселераторов


Оригинал статьи: The Pros and Cons of Startup Accelerators, Дани Фанкхаузер (Dani Fankhauser), Mashable.

Стартап-акселераторы создаются для того, чтобы способствовать ускоренному росту портфельных компаний. Это искусственно созданная «буря» менторства, доступа к технологиям, офисного пространства, инновационного сообщества, ограниченная коротким временным промежутком. Главная функция акселератора — превратить искусство запуска успешной компании в программу, которую можно повторить в других бизнесах, таким образом «ставя на поток» производство новых успешных компаний.

Несмотря на то что у каждого акселератора есть свои особенности, все же акселерационные программы имеют некоторые общие черты: стартапы подают заявку на участие в программе длительностью в несколько месяцев, в течение которых они получают возможность работать с менторами, офисное пространство, начальные инвестиции (как правило, в обмен на долю в компании). Акселератор ставит своей задачей в результате реализации программы создать новые прорывные и успешные бизнесы и, конечно, получить прибыль от инвестиций.

Для акселератора Y Combinator (YC) такая модель, по всей видимости, стала вполне работоспособной. С момента своего основания в 2005 году YC «вырастил» стартапы общей стоимостью 2 миллиарда долларов (Airbnb и Dropbox).

В настоящее время модель акселератора зачастую повторяется другими игроками – от Chile до Nike, которые запускают свои версии акселераторов. Справятся ли эти «дилетанты» с множеством клонов Pinterest или Groupon? Или инновационная экосистема стартапов требует, чтобы акселераторы генерировали более качественные бизнесы, по аналогии с работодателями, которые получают определенную выгоду от университетов и колледжей, выпускающих качественных специалистов?

TechStars, запущенный спустя два года после YC, пока не «производит» компании стоимостью более одного миллиарда долларов. Но некоторые говорят, что в портфеле Techstars есть компании, которые в ближайшее время станут прорывными. Для более поздних акселераторов пока еще слишком рано говорить об оценке их успешности. Создается ощущение, что новые акселераторы запускаются каждый день — их количество приблизилось к 200 по всему миру — и хотя более новые акселерационные программы развиваются по модели, аналогичной TechStars и YC, они не имеют возможности похвастаться такими же впечатляющими списками «звездных» наставников, которые могут сделать акселерационную программу привлекательной как для предпринимателей, так и для инвесторов, ищущих новые проекты для вложений.


Что такое стартап-акселераторы?


До появления первых акселераторов популярным являлся другой инструмент поддержки стартапов — бизнес-инкубаторы. Первый бизнес-инкубатор был запущен в 1959, его цель состояла в «создании институциональной среды, содействующей росту стартап-компаний и бизнес-идей».

В 1999 году такие инкубаторы, как HotBank, 100x и TechSpace, вызвали настоящий «бум» наряду с технологическими компаниями. Их бизнес-модель предполагала предоставление новым компаниям хорошо оснащенных офисов в обмен на долю в акционерном капитале. После того, как лопнул пузырь доткомов, бизнес-модель таких инкубаторов резко изменилась, и они стали просто собирать ежемесячную ренту за предлагаемые помещения.

Термины «инкубатор» и «акселератор» часто используются как взаимозаменяемые понятия, но по определению акселератор является чем-то более новым.

В 2005 году Пол Грэм (Paul Graham) создал Y Combinator. Несмотря на то, что программа акселератора в большей степени основана на модели инкубатора, обнаруживается несколько существенных различий:

— Во-первых, ограничен временной промежуток: стартапы приходят в группы (напоминающие группы в университетах) и выпускаются одновременно, в то время как в инкубаторах не было ограничений по времени.

— Во-вторых, обмен предпосевных инвестиций на долю в компании стал общим стандартом для всех стартапов, принимаемых в акселератор.

— В-третьих, существенным мотивом для стартапов-участников является список «звездных» тренеров акселератора. Так, в YC все партнеры являются в прошлом «серийными» предпринимателями и имеют опыт участия в развитии успешных компаний.

Несмотря на большое количество существующих по всему миру акселераторов, YC до сих пор является самым уважаемым брендом, имеющим наибольшее количество заявок от стартапов из различных отраслей и привлекающим внимание большого количества венчурных инвесторов. Спустя несколько лет и нескольких больших побед, кажется, что YC оптимизировал и освоил этот механизм, но смогут ли другие акселераторы повторить его успех?


Недостатки


В мире не существует двух одинаковых акселераторов. Есть вертикально-ориентированные модели программ, такие как Nike Accelerator — программа, осуществляемая TechStars для тех стартапов, которые используют данные Nike+ (биометрические показания). Есть региональные акселерационные программы, например, EvoNexus в Сан-Диего and Startup Chile, каждая из которых не берет долю в проекте у компаний-резидентов.

Перед нами никогда не стоял вопрос «Если нас не примут в YC, то мы пойдем куда-нибудь еще». Это лучшее, что с нами было. (Анирбан Бардали (Anirban Bardalaye), основатель Zaranga

Если акселератор берет слишком высокую долю в компании, это должно стать для вас предупреждением (YC берет около 7%, в акселераторе 500 Startups доля составляет 5%, но в некоторых программах берут вплоть до 50%). Это может создать дополнительные трудности при ведении переговоров о следующем раунде инвестиций, так как вы сможете предложить инвестору меньшую долю в компании. С другой стороны, те программы, которые не берут долю в проекте, возможно, плохо вам подходят — эти программы больше рассчитаны на поддержку роста малого бизнеса, чем на возврат инвестиций, и будут иметь другой набор ресурсов под рукой.

Дополнительным поводом для беспокойства может стать необходимость переезда для прохождения программы.

YC поддерживает логику основателей проектов, прибывших в Долину для прохождения акселерационной программы, даже если они не остаются в Долине. В YC также отмечают, что очень много стартапов приезжают из Нью-Йорка и возвращаются обратно после прохождения акселератора (особенно стартапы, работающие в сфере рекламы и издательских услуг).

Мы считаем YC чем-то вроде древнего Рима или Афин. Приезжайте на Маунтин-Вью на три месяца, вам не обязательно переезжать сюда навсегда. Впитайте в себя все те знания, которые реально работают, и заберите эти знания с собой. (Гарри Тэн (Garry Tan), партнер YC)

В настоящий момент в TechStars открыты свои кампусы одновременно по географическому и отраслевому признаку.


«Секретный ингредиент» успеха от акселерации


Создание компании, оцениваемой в миллиард долларов, — не единственный показатель эффективности акселератора. Но это, конечно же, настоящий подвиг. В среднем такое случается лишь дважды в год. Для того, чтобы добиться результатов, сравнимых с успехом YC, нужно добиться цикличности в акселераторе.

Это действенный цикл в том смысле, что хорошие акселераторы привлекут хорошие компании, которые в свою очередь привлекают сильных инвесторов и впоследствии приходят к выходам, которые будут просто повторять цикл привлечения лучших компаний и инвесторов (Пол Ли (Paul Lee), партнер в Lightbank).

В акселераторе Techstars цикл начинается с отбора лучших из лучших претендентов: менее 1% подавших заявки на участие становятся резидентами программы. Для инвесторов это само по себе означает определенный отсев плохих проектов, но акселерационные программы могут сделать гораздо больше:

Мы сохраняем время сообщества венчурных инвесторов и делаем поток сделок на посевной стадии более эффективным и качественным для них (Дэвид Коэн (David Cohen), генеральный директор и основатель TechStars).

Предложения каждой программы достаточно разнообразны. Все партнеры YC в прошлом были предпринимателями, и создатели акселератора считают это самым полезным в программе.

Подготовка стартапов к получению инвестиций после окончания акселератора — это не только обеспечение их необходимыми ресурсами, но и отбор компаний на «правильной» стадии. Де Марко стал выпускником акселератора 500 Startups в начале этого года и после трех месяцев, проведенных в акселераторе, вернулся в Буэнос-Айрес для того, чтобы попасть во второй акселератор, NXTP. Он объясняет это тем, что его продукт был на стадии прототипа, когда началась программа, и не приносил столько пользы, сколько приносили законченные продукты.

Мы применяем сейчас то, чему мы научились в 500. Приходить в акселератор без продукта — все равно, что участвовать в автогонках с велосипедом. Ты должен иметь что-нибудь для ускорения (Агу Де Марко (Agu De Marco), основатель Wideo).

Плюсы от участия в акселераторе чувствуются еще довольно долго после окончания программы. Бардали из Zaranga говорит, что один из плюсов от выпуска из YC — это то, что люди готовы с тобой встречаться, а также «возможность формирования партнерской сети, которую можно использовать до конца своей жизни». TechStars недавно представил небольшой документальный фильм, направленный на продвижение как самого акселератора, так и компаний-участников.


Акселераторы — прошлое или будущее?


Многие пытаются копировать существующий формат акселераторов, но им гораздо труднее добиться качества менторов и профессиональной сети, сопоставимого с ведущими акселераторами.

Я на самом деле считаю, что количество акселераторов будет уменьшаться, в то время как те немногие акселераторы, которые реально приносят пользу своим компаниям (и оправдывают те самые 6%, которые они просят у компаний), займут лидирующие позиции (Пол Ли (Paul Lee), партнер в Lightbank).

Вопрос о том, выплывут или утонут акселераторы, откладывается до тех пор, пока их портфельные компании не проявят себя.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно