Анна Соколова

PR для стартапа: куда идти и что делать?

Волшебный мир пиара для чайников: горькая правда-матка, услуги и цены


Вредные журналисты не хотят писать о вашем уникальном продукте? Ваши письма не открывают? Никто не публикует ваш увлекательный пресс-релиз? Инвесторы не слышали про ваш стартап? Посты на странице проекта в Фейсбуке лайкаете только вы сами?

Тогда эта статья для вас.

Завсегдатаи Фейсбука наверняка помнят сентябрьский скандал вокруг вакансии PR-менеджера для актрисы театра Et Cetera. Успешный соискатель должен был, в частности, сделать и раскрутить сайт, обеспечивать не менее пяти публикаций в месяц и за полгода добиться миллиона подписчиков в Instagram. И все это — за 15 тысяч в месяц. Профильное сообщество возмутилось несоответствием оплаты и масштаба задач и горячо раскритиковало девушку за непонимание рынка.

Как показывает практика, начинающие предприниматели тоже не всегда знают о том, когда пора заняться пиаром, к каким специалистам идти и сколько на самом деле стоят их услуги. Rusbase обратился к участникам рынка и узнал ответы на эти вопросы.

Когда НЕ нужен пиар



Мы уже не раз писали о том, что большинству стартапов на самой ранней стадии пиар не нужен и даже вреден. Это время, когда нужно изучать рынок и бешено прокачивать свой продукт, а не жечь бюджет проекта на маркетинг и пиар (тем более — если вы еще не знаете, чем они различаются).

По мнению экспертов, вам явно рано пиариться, если у вас:
  • нет продукта (или он слишком сырой)
  • нет первых продаж
  • нет интересных для СМИ и коллег компетенций


А если у вас нет даже прототипа и вы просто хотите написать журналисту о своей гениальной бизнес-идее, то лучше остановитесь, сделайте глубокий вдох и прочитайте вот эту статью.

Когда нужен пиар



Прежде всего — когда вы четко представляете, что хотите получить. Задумываться о PR-продвижении стоит, если вам:
  • нужен инвестор
  • нужно привлечь дополнительную аудиторию (особенно на рынках, где решающим фактором для клиента оказывается репутация компании)
  • нужно перезапустить проект или представить рынку дополнительные услуги
  • нужны сильные сотрудники, которых важно убедить в перспективности проекта

Кроме того, своевременный и качественный пиар поможет сэкономить на прямой рекламе.

Агентство, консультант или своя голова?



У стартапа всегда есть выбор — заняться пиаром самостоятельно, нанять пиарщика в штат, обратиться в PR-агентство или к независимому консультанту. У каждого из этих подходов свои плюсы и минусы.


Самостоятельно


Плюсы: экономия на штатном или внешнем специалисте.

Минусы: придется потратить много времени и усилий в ущерб разработке, можно наломать дров и разочароваться в медиа ("не так написали!").

Понятный и увлекательный гайд по самостоятельному продвижению в СМИ написала наша прекрасная экс-главред Элина Кириллова. Также сохраните в закладки списки профильных журналистов:

22 российских журналиста, которые пишут о стартапах

Какие СМИ пишут о научных стартапах


Штатный пиарщик


Плюсы: собственный специалист по уши погрузится в проект и постарается принести максимальную пользу.

Минусы: хорошего пиарщика трудно найти и дорого нанять, причем придется оплачивать налоги, отпуска и больничные. А фрилансеры за 15 тысяч не дают нужного результата. После чего предприниматель разочаровывается в пиаре в целом.

По теме: Укрощение строптивых: как работать с журналистами


Независимый консультант


Плюсы: может быть дешевле штатника или агентства, опытный спец с отличной репутацией и портфолио вряд ли разочарует.

Минусы: обычно немалую часть работ придется делать самостоятельно, хороших консультантов мало, они очень заняты и пробиться к ним в клиенты сложно. Вы будете выбирать их, а они будут выбирать вас.


Агентство


Плюсы: агентство все сделает за вас, у него много опыта и много ресурсов, что обеспечит быстрый запуск и большой выхлоп.

Минусы: многим не по карману, важно выбрать такое агентство, где вас не поставят на поток.

«Иногда услуги агентства продает директор/владелец с именем, на которое и приходят клиенты, — откровенничает один из участников рынка. — Потом клиента передают девочке-менеджеру (в наших реалиях – часто с небольшой зарплатой и соответствующим опытом) и прогоняют по стандартной отработанной схеме, не вникая в специфику. Например, вместо того чтобы добиться публикаций в нормальных изданиях, агентство клепает релиз и размещает его на куче бесплатных площадок. В итоге клиент получает толстый отчет, а цели не достигаются. Другой вариант – релиз рассылается по базе релевантных изданий. Но там его, часто даже не открыв, отправляют в мусорную корзину. К сожалению, такая ситуация довольно часто встречается на рынке».

Как тут не ошибиться? При выборе агентства или консультантов обычно советуют смотреть на их специализацию, репутацию и портфолио. Реализованные проекты говорят сами за себя.

Чтобы сориентировать читателя, рассказываем, какие агентства и специалисты работают с российскими стартапами, каких услуг от них ждать и сколько все это стоит.

NB! Разумеется, это не полный список предложений на рынке. Порядок перечисления абсолютно произволен. Эта подборка — логическое продолжение материала «Куда пойти за пиаром?».


Агентства



А-ТАК

Коммуникационное агентство специализируется на продвижении стартапов и инвесторов с 2008 года. Помогает выгодно осветить запуск, выход на новый рынок или раунд.

Услуги: разработка коммуникационной стратегии, тренинг по работе со СМИ, создание пресс-кита, фотосессия, публикации в СМИ (интервью, статьи, спецпроекты и др.), блоги на Хабре, страницы брендов и рекламные кампании в соцсетях.

Клиенты: рекламная платформа Segmento, конструктор сайтов Wix, онлайн-турагентство OZON.travel и др.

Стоимость: в среднем от 100 тысяч рублей в месяц.

 

PR Partner

Занимается ИТ и телекомом с момента основания в 2006 году, также работает с компаниями из сферы финансов, недвижимости, моды, FMCG и других секторов.

Услуги: подготовка текстов и комментариев для СМИ, организация пресс-мероприятий, разработка и реализация SMM-стратегии, мониторинг СМИ и соцсетей, партизанский маркетинг, репутационный менеджмент, работа с таргетированной рекламой и др.

Клиенты: рекламный сервис SocialKey Ads, сеть кофеен Cofix, такси-сервис GetTaxi и др.

Стоимость ежемесячного пиар-обслуживания — от 120 тысяч рублей.

 

"ЛАМПА"

Коммуникационное агентство специализируется на IT, электронной коммерции, финансовом секторе, онлайн-образовании и товарах повседневного спроса (FMCG).

Услуги: стратегическое планирование, продвижение с нуля, SMM, брендинг, пиар-сопровождение, кризисные и GR-коммуникации, мониторинг медиа, подготовка материалов (колонки, комментарии, спецпроекты и т.д.) и мероприятий.

Клиенты: облачная платформа «МойОфис», образовательная платформа Teachbase, сервис видеоинтервью VCV и др.

Стоимость: отдельные опции (консалтинг, запуск проекта, брендинг, подготовка ключевых сообщений и пресс-материалов, коммуникационный аудит, SMM, мониторинг и др.) обойдутся стартапу примерно в 80-100 тысяч рублей.

 

Grechka Communications

Агентство работает с технологическими стартапами и придерживается принципа «ничего лишнего». Берется за проекты, которые переворачивают представление о своем рынке.

Услуги: выявление и сопровождение информационных поводов, колонки и авторские мнения экспертов компаний.

Клиенты: образовательные сервисы Puzzle English и «ЯКласс», онлайн-магазин узбекской еды Plov.com и др.

Стоимость: вы платите только за публикации или выполненные задачи. Рекомендуемый бюджет около 80 тысяч рублей за несколько публикаций.

 

BOOM Communications

Специализируются на работе с наукоемкими и высокотехнологичными стартапами — биотех, машиностроение, интернет вещей, зеленая энергетика и др.

Услуги: организация публикаций, расширение медиаприсутствия, мониторинг информационного поля, создание вирусных инфоповодов, управление репутацией, подготовка к публичным выступлениям и к общению с журналистами.

Клиенты: робототехнический стартап Promobot, система мониторинга промышленного оборудования «Диспетчер», сервис фоновой музыки для общественных пространств «Бубука» и др.

Стоимость: берут проекты от 100 тысяч рублей в месяц и минимум 500 тысяч рублей за проект (то есть от 5 месяцев по минимальной ставке).

 

Intergalactic

Агентство фокусируется на работе с ИТ и высокотехнологичными компаниями.

Клиенты: RTB-платформа GetIntent, сервис коллтрекинга Calltouch, датамайнинговая компания «Алгомост» и др.

Услуги: PR-сопровождение запуска новых проектов, продуктов и сервисов, SMM, выстраивание коммуникаций с журналистами и лидерами мнений, организация пресс-мероприятий, пиар первых лиц компании, пресс-офис.

Стоимость: от 100 до 200 тысяч рублей за каждую опцию.

 

PR4STARTUP

Помогают стартапам вывести свой продукт на рынок, привлечь трафик на сайт стартапа и найти инвестора. Привлекают к созданию контента профессиональных журналистов и редакторов.

Услуги: разработка пиар-стратегии (определение целевой аудитории и тем для будущих материалов), подготовка и публикация в СМИ новостей и колонок, подготовка комментариев, ведение блога и страниц компании в соцсетях.

Клиенты: сервис мобильного эквайринга 2can&ibox, площадка для инвестиций в недвижимость Aktivo, сервис облачного видеонаблюдения Ivideon, смарт-кольцо Nimb и др.

Стоимость: пакет PR-услуг для стартапов стоит 150 тысяч рублей в месяц, ведение страниц в соцсетях — 50 тысяч рублей в месяц.

 

PR Вещей

Агентство фокусируется на продвижении мобильных приложений и b2b-сервисов, помогает им выйти в США и Европу. Ребята берутся только за понравившиеся им проекты.

Клиенты: приложение для аэрофобов SkyGuru, платформа для размещения рекламы на автомобилях StickerRide, платежный сервис Plazius и др.

Стоимость: от 100 тысяч рублей.

 

This is Fine PR

Агентство занимается продвижением стартапов на западном рынке.

Услуги: создание истории бизнеса, питч западным журналистам, анонсы привлечения инвестиций, партнерств, выхода новых продуктов, публикации в крупных западных СМИ (Techcrunch, WSJ, Fortune, Venturebeat, TNW, Wired и др.).

Клиенты: приложение для дальнобойщиков Trucker Path, сервис для поиска красивой еды Borsch, семейный локатор GeoZilla.

Стоимость: от $5 тысяч.

 

Zucker Studio

Коммуникационное агентство специализируется на продвижении высокотехнологичных бизнесов, организации мероприятий и привлечении партнеров.

Услуги: консультации и абонентское PR-сопровождение, разработка PR-кампании, подготовка пресс-материалов, анализ PR-активности конкурентов, бюджетирование, техническое и информационное сопровождение мероприятий, составление маркетинговой стратегии и др.

Клиенты: акселератор InspirAsia, конференции Mobile Marketing Conference и Ladies Сode: Девушки в IT и др.

Стоимость: минимальный пакет обойдется в 50 тысяч рублей.

 

NATA

Студия прикладных коммуникаций специализируется на продвижении технически сложных IT-продуктов, в том числе среди массовой аудитории.

Услуги: разработка стратегии продвижения, позиционирование, нейминг, малобюджетный PR — эффективное использование экспертизы компании для подготовки востребованных в СМИ материалов, работа с лидерами мнений.

Клиенты: акселератор и венчурный фонд iDealMachine, разработчик систем распознавания и синтеза речи «Центр речевых технологий», студия мобильной разработки DevPocket и др.

Стоимость: от 90 тысяч рублей в месяц за разовые проекты.

 

Zetta Priori

Делает проекты для телекома, ИТ, венчура, сектора FMCG, высокотехнологичного производства и автомобильной промышленности.

Услуги: медиааудит компании, разработка и проведение пресс-мероприятий, подготовка текстов и комментариев для СМИ, а также маркетинговых материалов, продвижение компании в соцсетях, SEO-оптимизация.

Клиенты: центр клинических исследований, научно-производственная компания в сфере медицинской диагностики, компания по производству компонентов для лабораторных микробиологических анализов, портфельные компании фондов РВК.

Стоимость: пакет для новичков «Первый шаг» — от 65 тысяч рублей, абонентское обслуживание — от 100 тысяч рублей, организация мероприятия — от 60 тысяч рублей.

 

Kokoc Group

Занимается интернет-маркетингом на рынках авто, образования, мебели, недвижимости, косметики, e-commerce и других.

Услуги: разработка концепции PR-продвижения (анализ конкурентного информационного поля, SWOT-анализ бренда, релевантная база СМИ), media relations, разработка спецпроектов, организация пресс-конференций, сопровождение участия представителей бренда в мероприятиях.

Клиенты: учебный центр Unibrains, коллтрекинг-сервис Calltouch, сеть детских инженерно-технических клубов «Информатикум» и др.

Стоимость: 250-350 тысяч рублей в месяц.

 

Piaris

Коммуникационное агентство специализируется на работе с компаниями в сферах IT, телекома, финансов, туризма, промышленности и FMCG. 

Услуги: разработка PR и SMM-стратегий и кампаний, PR-сопровождение, персональный PR, мониторинг инфополя, антикризисные коммуникации, проведение мероприятий, работа с блогосферой и лидерами мнений, ведение и продвижение групп в соцсетях, спецпроекты, разработка сайтов, контекстная реклама и SEO.

Клиенты: приложение для изучения иностранных языков EasyTen, оператор фискальных данных OFD.ru, разработчик систем искусственного интеллекта oneFactor и др.

Стоимость: SMM от 40 тысяч рублей, PR-сопровождение — от 80 тысяч рублей.

 

TM-Communications

Специализируется на пиаре в сферах красоты, моды и лайфстайла, а также делало проекты для технологических компаний. Знакомит со спецификой продвижения в эконом- или люкс-сегментах, связывает бренд с профильными блогерами и журналистами.

Клиенты: система сдачи электронной отчетности «Такском», сеть городских порталов Citycelebrity, разработчик нанотехнологического оборудования «НТ-МДТ», интернет-магазин натуральной косметики 4fresh.

Услуги: управление коммуникациями, копирайтинг, поиск инфоповодов и инициирование публикаций в блогах и СМИ, организация пресс-мероприятий, SMM, медиамониторинг, пиар-тренинги для сотрудников.

Стоимость: абонентский контракт — в среднем 120-140 тысяч рублей в месяц.

 

Pink Communications

Агентство специализируется на индустриях моды, красоты, спорта и здорового питания.

Услуги: пакет PR-поддержки для fashion-стартапов включает генерацию инфоповодов, поиск и разработку идей для вирусного продвижения, консультации по телефону, подготовку и рассылку пресс-релизов, инициирование публикаций, организацию мероприятий и пр.

Клиенты: итальянский бутик Fixdesign, питерская марка женской одежды Pompa и др.

Стоимость: 40 тысяч рублей + прямые расходы на реализацию.


Специалисты



Надир Хабдулин, PR-директор фонда Maxfield Capital

В свободное от основной работы время консультирует технологические компании по выводу продуктов на российский и европейский рынки. Учит общаться с целевой аудиторией, справляться с негативом в сети, готовит спикеров к интервью и публичным выступлениям.

Стоимость: общая консультация понравившихся проектов — бесплатно. Комплексная PR-кампания по запуску — от 250 тысяч рублей.

 

Мария Лапук, PR-консультант

Занимается технологиями и венчуром. Специализируется на России и странах СНГ. Делает кейсы в США и Европе вместе с Марией Глазковой.

Услуги: лончи, коммуникационные стратегии, digital, корпоративный PR.

Стоимость: от 80 тысяч рублей. Общая консультация бесплатно.

 

Дарья Голикова, специалист по online relations и SMM-энтузиаст

Работает в двух форматах: первый — когда нужно срочно упаковать инфоповод и быстро провести работу со СМИ, второй — абонентское обслуживание с подробными консультациями по развитию бизнеса.

Услуги: PR-анализ бизнеса, разработка и реализация пиар- и SMM-стратегии, работа с журналистами, темы, написание и редактура контента, удаленный пресс-офис.

Клиенты: сервис групповых предсказаний Cindicator, платформа для поиска профессиональных рекрутеров JungleJobs, сервис курьерской доставки Dostavista и др.

Стоимость: от 66 тысяч рублей разово или ежемесячно за 2-3 публикации в месяц либо работу с группами в соцсетях.

 

Дарья Черепанова и Даниил Дымшиц, независимые PR-консультанты

Работают в формате мини-агентства.

Услуги: разработка стратегии и коммуникационной политики, инициирование публикаций, антикризисный PR, помощь в разработке контента, организация мероприятий и участия в конференциях.

Клиенты: сервис уборки Qlean, маркетплейс врачей Medbooking, игровой сервис PlayKey и др.

Стоимость: новому клиенту дают пробный пакет стоимостью в 50 тысяч рублей в месяц. Дальше зависит от объема работы и задач (в среднем от 80-100 тысяч)

 

Розалия Каневская, независимый консультант по PR и контент-маркетингу

Принципиально берет оплату за факт выполненных работ, а не за абонентское обслуживание. Работает над задачами масштаба 3-4 выходов в СМИ в месяц. «Стартапы, которые хотят фрик-пиара и скандальных инфоповодов — это сразу не ко мне. Я работаю в основном со стартапами в b2b и b2g, поэтому продвигаю своих клиентов через экспертность и полезный контент».

Услуги: аудит коммуникаций, продвижение через контент для блога, страницы в Facebook, колонки, статьи и интервью для СМИ, проработка презентаций, обучение общению со СМИ и публичным выступлениям.

Клиенты: сервис подписки на запросы журналистов Pressfeed, программа для автоматизации госзакупок Persis, приложение для обработки фото Lil World и др.

Стоимость: примерно 50-80 тысяч рублей в зависимости от объема работ. У кого-то больше, у кого-то меньше.

 

Вера Черныш, независимый консультант по медиа и маркетингу

Любит проекты, которые приносят пользу миру. Мечтает поработать с проектом в сфере космических технологий. Откажется от сотрудничества с очередной CRM-системой или софтом для управления проектами — «не интересно».

Услуги: разработка коммуникационной стратегии (позиционирование, каналы коммуникации, месседжи и т.д.), разработка медиастратегии (подбор медиа и генерация инфоповодов), помощь в создании контента (тексты и инфографика), руководство маркетингом и пиаром, вводные консультации для проектов без прототипа.

Клиенты: медиахолдинг Genesis Media, девайс для велосипедистов Rinsten, конференция TechConnect Astana и др.

«Советую стартаперам привлекать консультантов для разработки стратегии, а потом самим общаться с медиа, — говорит Вера. — Предлагать колонки, обзоры, релизы, мнения, а к написанию текстов привлекать профессионалов. И к отношениям с медиа относиться так же, как к business development – выстраивать отношения с журналистами, как с потенциальными бизнес-партнерами».


Если вы знаете, как сделать этот список лучше, пишите на anna(at)rb.ru.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно