Михаил Климов

Россия. Kickstarter. World-wide (часть 1)


Краудфандинг — это далеко не только способ собрать средства на свой проект. А что еще? Журналист Михаил Климов решил разобраться, чего стартаперы ожидают от кампании на Kickstarter. И что обо всем этом думают инвесторы. Предлагаем к прочтению первую часть исследования — «Преимущества Кикстартера».


Почему сборы — это не главное преимущество Kickstarter?


Мировая экспансия — это логическое продолжение роста многих IT-проектов. Мысли о ней посещают головы стартаперов из B2C-сегмента не реже, чем мысли о сексе.

Одна из первых задач на новых рынках, как и при разработке новых продуктов — это проверка спроса и получение фидбэка от целевой аудитории. Что, если сознательно и системно использовать для решения этих вопросов — краудфандинг, как инструмент?

Для этих целей интересен Кикстартер, как самая популярная краудфандинг-платформа. Естественно, мы говорим о тех проектах, которым Kickstarter подходит.

Мы обратились за мнением к практикам — стартаперам, которые всерьёз собираются выводить свои проекты на Кикстартер, изучают чужой опыт и теоретически должны знать о краудфандинге больше, чем сам краудфандинг знает о себе.

Ниже публикуем наиболее характерные ответы на вопрос о системном использовании Кикстартера, как инструмента Сustomer Development и Demand Verification. Здесь мы попытались передать наиболее популярные точки зрения в пропорции.

Примечание: автор понимает, что Кикстартер подходит не всем проектам, ответившим ниже (первым трем), а также алогичность некоторых ответов (у второго и третьего), но такие проекты есть, их достаточно много, возможно даже большинство — в около-краудфандинговой тусовке Рунета. Поэтому — встречайте!


Зачем идете на Кикстартер? Что первично: отзывы или деньги?


Отвечают IT-предприниматели из русскоязычной «Кикстартер-среды».

Дмитрий Маскван

1clickhouse.ru

Кикстартер интересует с точки зрения фидбэка от пользователей, пиара и разведки боем — по поводу выхода на зарубежные рынки.

Олег Сергеев

Игра, демо-версия еще не готова

Основная цель — сбор средств, чтобы я и мой коллега могли работать над проектом фуллтайм.

Фидбэк, конечно, тоже важен, но мы его планируем собрать и до выхода на КС, путем распространения демоверсии игры.

Алена Ищенко

Сoffeebrew.ru

Кикстартер интересует со стороны ресторанного бизнеса. Планирую кампанию для своего проекта. Нужны деньги. Было бы здорово не привлекать инвестиции, а собрать все на Кикстартере.

(Во время подготовки материала Алена предупредила, что сайт проекта захвачен бывшим сотрудником компании, и вообще — у них скоро ребрендинг, ремонт и переезд в собственное помещение).

Евгения Воронович (Jane Voronovich)

CMO Mondevices, Inc

Мы уже с 6 октября на Кикстартере. Понимаем, что наш продукт — нишевый, и те деньги, которые бы решили все наши задачи, мы навряд ли там соберем. Фидбэк важен, мы активно работаем и с аудиторией и с семьями, которые тестируют прототипы устройства.

Кикстартер интересен еще в плане PR, маркетинга, новых возможностей и партнерств.

Руслан Назаренко

Проект засекречен

Планирую выйти на Кикстартер этой зимой.

Первичен Фидбэк. Нам нужен нормальный трекшн и отзывы. В идеале — этот фидбэк, надеюсь, и выльется в деньги, чтобы поднять раунд на интересных нам условиях.

Евгения Панасова

Менеджер проектов в ООО «Октодон» (octodon.mobi)

Наш продукт («Октодон» — это физическая компактная клавиатура для смартфонов и планшетов) ориентирован именно на международный рынок изначально, и первая ЦА — очевидно, гики. А мировые гики живут именно на Кикстартере.

Мы рассматривали КС как способ доказать спрос, получить первые заказы и деньги на производство одновременно. Получить фидбек — обязательно, потому что сложно в другом месте найти столько нашей ЦА.

Изначально нам казалось, что в этой формуле деньги играют первостепенную роль, но по здравому размышлению, даже если мы сейчас привлечем сумму, достаточную для производства, всё равно стоит идти на КС — ради ЦА и фидбэка.

Любопытно, что судя по этому посту на facebook Евгения уже пытается просчитать возможные подоплеки предстоящей кампании на несколько шагов вперед.

В целом из ответов предпринимателей складывается впечатление, что Кикстартер для них — это в первую очередь проверка спроса, PR и аргумент при поднятии раундов. А вот вознаградить бэкеров (спонсоров — прим. ред.) за сборы — придется еще постараться. Это иногда «тяжелые» деньги.


Инвесторы рекомендуют?


Мы решили последовать примеру Евгении Панасовой, и по здравому размышлению, раз уж зашла речь о раундах, обратились к представителям российской венчурной индустрии за комментариями.

Рекомендуете ли проектам Кикстартер, как инструмент для масштабирования на западные рынки, Сustomer Development и Demand Verification?

Александр Иванов

Партнер венчурного фонда Life.SREDA

Одним из важнейших пунктов в чек-листе Life.SREDA является вопрос, использует ли компания Scrum-подход. При этом неважно, чтобы это называлось именно Scrum, важна идеология: мы не верим в возможность работать год и сразу выдать идеальный продукт. Нужно двигаться итерационно, спринт за спринтом улучшая свой продукт, все время проверяя практическими кейсами спрос в целом или на отдельные фичи продукта.

Kickstarter идеален тем, что это непросто красивый лендинг, на котором можно собрать электронные адреса заинтересовавшихся. Это инструмент, где будущие клиенты голосуют рублем — а значит, они действительно потенциальные клиенты, а не диванные аналитики, которые долго спорят, что еще надо добавить в продукт, но потом не заплатят ни рубля.

Кроме того, Kickstarter — это самостоятельный состоявшийся бренд, который привлекает внимание продвинутой аудитории, в которую и метят стартапы, и он может быть эффективней типичных стратегий online-продвижения.

Александр Журба

Партнер в Sapfircapital

Да, если речь идет о создании нового продукта, и люди настолько его ждут, что готовы делать предоплату.

Константин Тряпицын

VP, Business Development хэдж-фонда FinEx+, Партнер фонда Dominanta Capital

Для масштабирования своих проектов VC-фондам Кикстартер не интересен. Это не его функция. Его функция — Customer Development и Demand Verification. Можно делать и без него, можно с ним.

Михаил Казарцев

Управляющий партнер в Венчурный Фонд Посевных Инвестиций IT-Online Venture

Demand verification — однозначно да. Если люди пожертвуют хотя бы 3,5 цента — то это уже доказывает реальность потребности, которую проект собирается удовлетворить.

Customer Development — не однозначно. В основном, потому что инструменты масштабирования на обычную коммерческую аудиторию остаются не созданными.

Наталья Царевская-Дякина

Управляющий директор венчурного фонда Synergy Innovations

Я в принципе рекомендую проектам Кикстартер. Участие проекта на Кикстартере — это в первую очередь возможность проверить себя и свой проект. Чтобы выложить проект на Кикстартер, а это может оказаться не так просто, как иногда предполагают молодые предприниматели, нужно полностью его описать: доступно, понятно, сфокусировано. Сама подготовительная работа заставляет авторов ответить на вопросы, кому предназначен продукт, как его продавать, продвигать, упаковывать. Знаю несколько команд, которые собирались подаваться на Кикстартер, но сдались на этапе подготовки, поняв, что она может занять 3 месяца и потребует немало усилий. Если добавить к этому необходимость пиара своего проекта, привлечение заинтересованной и готовой платить аудитории, то получится не так много команд, абсолютно уверенных в своем продукте и готовых выставить его на краудфандинговую площадку.

Для тех, кто успешно выставил свой проект, Кикстартер станет площадкой проверки сразу нескольких критично важных для стартапа элементов. Реакция аудитории на проект покажет степень заинтересованности пользователей в продукте или услуге, даст понимание об уровне спроса, адекватности ценовой политики, правильности бизнес-модели.

Есть немало примеров, когда авторы проектов после Кикстартера серьезно перерабатывали свою бизнес-модель: меняли подход к монетизации и рынок своего продукта, либо вовсе закрывали проект.

Павел Черкашин

Партнер Vestor.In Partners

Я лично опыта на Кикстартере не имею. Но мнение (скорее, гипотезу) имею: Кикстартер — это легкий способ проверить интерес рынка, но работает не для каждого продукта.

Кирилл Белов

Управляющий партнер венчурного фонда Impulse VC

Кикстартер все-таки ориентирован на проекты B2C с каким-то «изюмом» внутри.

Если смотреть в разрезе участия в Кикстартере на перспективы стартапов и проектов из России, то существует всего 2 проблемы, но достаточно существенные: первая — умение нормально презентовать себя и свой продукт. Вторая масштабнее — собрав средства и заявки от бэкеров, выполнить производственный заказ и не облажаться.

Если есть уверенность в своих силах, а главное — желание меняться, то Кикстартер — отличная возможность.

Артем Азевич

руководитель трекинга акселератора ФРИИ:

Да, если говорить про носимые девайсы, гаджеты. Добавить еще поиск партнеров в виде венчурных фондов. Подтвержденный деньгами спрос хорошо им продается.


Итоги и тема следующей части


С подачи Артема Азевича (про подтвержденный спрос и венчурные фонды) у нас появляются следующие вопросы:

— В каких случаях и насколько значительно Кикстартер повышает шансы на привлечение венчурных денег в проект?

— Где эти деньги лучше привлекать, и следует ли по этой причине менять место жительства?

Но об этом уже в следующей части нашего мини-исследования, а сейчас подведем очевидные итоги всего вышесказанного:

— Мнения инвесторов и продвинутых в изучении Кикстартера российских предпринимателей практически единодушны — эта площадка отлично подходит определенным проектам для проверки спроса, команды и получения отзывов целевой аудитории на западном рынке.

— Деньги на Кикстартере — «тяжелые», не всем удается правильно их освоить и вовремя отправить вознаграждения бэкерам. Ознакомьтесь с занимательной статистикой по этому вопросу.

Возможно, скоро всё чаще будут появляться проекты, приостанавливающие кампании на Кикстартере еще до успешного завершения, по разным причинам. Нижеследующий пост на Facebook — как раз об одном из таких случаев.

Передаем слово всем желающим высказаться по теме.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно