Михаил Климов

Поможет ли Кикстартер получить венчурные инвестиции?


В предыдущей части можно узнать, кто и почему считает Кикстартер инструментом, идеально подходящим для проверки спроса и фидбека целевой аудитории на западных рынках. А также, почему сборы — это, иногда, не основное преимущество Кикстартера.

Там же, в первой части, мы неслучайно задались вопросом о том, повышает ли успех на Кикстартере шансы на привлечение венчурных инвестиций в проект. На этот вопрос отвечают представители российской венчурной индустрии.


Имеет ли вес успешная кампания на Кикстартере для получения инвестиций в проект?


Кирилл Белов

Управляющий партнер венчурного фонда Impulse VC

Для потенциальных инвесторов успешная кампания на Кикстартере будет значимой в том случае, если она выполнила заказы и продолжает развивать продукт и клиентскую базу. То есть это не должен быть гаджет с потенциальной аудиторией в 10 тысяч человек в мире, каждый из которых уже купил его на Кикстартере.

Александр Иванов

Партнер венчурного фонда Life.SREDA

Для нас сам по себе факт сбора средств на Kickstarter не является показателем, важно понять структуру успеха: если это единоразовая успешная кампания, выстрелившая случайно за счет вовремя вышедшей публикации на Techcrunch или Siliconrus – это одно, если были, например, поставлены и проверены гипотезы по оценке объема рынка, по эластичности спроса или сформировано ядро пользователей с низким CPA – это принципиально другое.

Создается впечатление, что успех проекта на Кикстартере имеет значение для российских инвесторов только в случае, если он является результатом системной работы команды и самостоятельно этот успех значит лишь то, что есть смысл изучить его предпосылки.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов, что, как рассказала нам Анна Ошарова (основатель компании Crowdlife), команды «закаляются» во время краудфандинговой кампании, переживая один из самых напряженных этапов жизни проекта. А Константин Тряпицын (Партнер фонда Dominanta Capital), считает, что:

Константин Тряпицын

VP, Business Development хэдж-фонда FinEx+, Партнер фонда Dominanta Capital

Проект, имевший успех на Kickstarter имеет три главные преимущества: 1) деньги на изготовление первой партии 2) понимание, по какой цене надо продавать продукт и насколько большой на него спрос 3) суровый опыт продвижения товара в рынок. Авансы от покупателей — это лучший источник фондирования компании, потому что основателям не надо отдавать Equity на запуск и тестирование спроса.

Также для меня, как инвестора, важно то, что после успешной компании на КС финансовая модель компании становится более реалистичной, команда проекта более вменяемой и менее пафосной.


Зачем привлекать инвестиции после успеха на Кикстартере?


Во-первых, любому проекту необходимо расти. Руслан Назаренко уверен, что: Экономика на Кикстартере не позволяет создать нормальную компанию. При желании сохранить адекватную цену, все на что хватит денег — запуск производства, призы бекерам и, собственно, небольшая партия продукции. Мы ж тут все про «фаст саксес», так что вариант «по чуть-чуть и долго» — не катит.

Во-вторых, сборов с Кикстартера может не хватить даже для производства первой партии.

Евгения Панасова

Менеджер проектов в ООО «Октодон» (octodon.mobi)

Есть ли смысл привлекать инвестиции после успеха на КС? Да, конечно, после успешной кампании на Кикстартере и шансы на привлечение инвестиций, и оценка компании — возрастают. Редко когда «железячным» проектам удается собрать столько, чтобы дальнейшие инвестиции вдруг бы стали не нужны. Например, Formlabs уже привлек инвестиции после Кикстартера, несмотря на огромный успех кампании.


Где жить, чтобы получить инвестиции после успеха на Кикстартере?


Фокус на мировые рынки присутствует у большинства успешных на Кикстартере российских проектов. Откроют ли российские инвестиции проекту путь на мировые рынки? Ведь бытует мнение, что без иностранного инвестора успешный выход проекта на мировые рынки практически невозможен.

Наш короткий разговор с Артемом Азевичем из ФРИИ, как раз об этом.

Артем Азевич

Руководитель трекинга проектов ФРИИ

Хотелось бы услышать о том, как российские проекты могут масштабироваться на западные рынки, но растить команду и развивать продукты в Москве.

Выходить на иностранный рынок без иностранного инвестора практически нереально.

В этом контексте интересно, что более важным, чем страна происхождения проекта, для зарубежных инвесторов является присутствие основателя или CEO проекта в непосредственной близости от них. Вспоминается блуждающий по сети тезис: «Чтобы получить инвестиции в Долине — необходимо там жить». Так ли это на самом деле?


Должна ли команда проекта, который рассчитывает на инвестиции из Долины, находиться там физически?


Кирилл Белов

Управляющий партнер венчурного фонда Impulse VC

Кикстартер все-таки ориентирован на проекты B2C с каким-то «изюмом» внутри.

В 99% случаях должна. Даже крайние случаи выкупа технологии и всей команды по низким оценкам требуют наличия команды в США. К тому же надо понимать, что инвесторы инвестируют сначала в команду, а потом уже в сам продукт. Поэтому они должны не просто быть знакомы со всем коллективом, но и коммуницировать с ним в ежедневном режиме. Это относится к любому раунду привлечения финансирования.

Александр Иванов

Партнер венчурного фонда Life.SREDA

Да, практика такова, что инвесторы из Долины рассматривают заявки только от компаний, базирующихся в Америке. Правда, меня смущает, когда говорят только про Долину, в Америке много других центров, которые тоже имеют большие отличия по специализации: San Francisco — Technology, Internet, Healthcare, NYC — практически все, много инвесторов в Fintech, Boston — как San Francisco, плюс инженерные проекты, Houston — Oil&Gas, Chicago — Industrials, LosAngeles — Gaming и Media, Washington, DC — Aerospace и Defense, даже в Miami есть кластер, связанный с Healthcare. Хочу дополнить, что инвестиции от американских инвесторов не должны быть самоцелью, я считаю, что проект должен базироваться там, где его основной рынок сбыта, то есть откуда поступает сейчас большая доля выручки или куда планируется сместить акцент в ближайшем будущем.

Наталья Царевская-Дякина

Управляющий директор венчурного фонда Synergy Innovations

Формально не должна, но очень рекомендуется. Необязательно вся команда, достаточно нескольких представителей, которые будут заниматься выводом продукта и общаться со стороной инвесторов. Если команда претендует (будем верить, что обоснованно) на деньги американских инвесторов, то продукт у нее должен быть как минимум ориентирован на рынок США, а скорее всего, на глобальный. А это значит, что несколько фронт-менеджеров должны находиться в той стране, на которую ориентирован продукт, и это не каприз инвесторов из Долины, это рациональное требование рынка.

Странно предполагать, что можно завоевать интерес аудитории страны, без постоянного присутствия в ее границах и постоянного изучения рынка. Хотя попытки такого подхода постоянно встречаются.

Дмитрий Пономарев

Автор кампании на Бумстартере

Обычно люди, которые занимаются международным бизнесом живут, что называется «в самолете». Место жительства в данном случае больше влияет на бюрократическую сторону дела. В общем, поживем увидим.

Павел Черкашин

Партнер Vestor.In Partners

Да, конкуренция в долине такая высокая, что если команда удаленно находится, инвесторы ее не будут рассматривать. Хотя бы один из основателей должен быть там.

Артем Азевич

Руководитель трекинга проектов ФРИИ

Зачем ехать в Долину за деньгами? В нашем Фонде 6 млрд рублей. У нас в портфеле на данный момент нет носимых девайсов, гаджетов. Но мы очень ждем такие проекты и готовы инвестировать деньги и предоставлять акселерацию. Мы ждем команды, которые придут и заберут эти деньги у нас, а вы про Долину...Нам нужны проекты, которые вырастут 10Х, как и любому инвест-фонду, мы готовы работать с любыми фондами, партнерами, которые нужны проекту, то есть нам, конечно, интересны проекты, которые могут стать мировыми.

Действительно, зачем Долина и Кикстартер, где «нас не ждут»? В России ведь тоже существует краудфандинг? Об этом читайте в следующей части.


Кейс по теме


Евгений Жуков, консалтер в области краудфандинга, проживает в Кремниевой Долине и помогает проектам из постсоветского пространства, заинтересованных в развитии на мировые рынки, привлекать инвестиции от фондов из Silicon Valley до и после кампании на Кикстартере:

Евгений Жуков

CEO & Founder в Digitilus

Работа с инвесторами и фондами на сегодня является нашим основным направлением, в то время, как вывод проекта на Кикстартер всё больше становится услугой, встроенной в отношения с инвесторами или фондами. На сегодня у нас имеются предварительные договорённости с 7 фондами в Silicon Valley, которые очень заинтересованы в рассмотрении заявок от проектов из стран постсоветского блока, с последующей проверкой идеи проекта на краудфандинг-площадках.

В дополнение к этому мы развиваем услугу «удалённый представитель команды проекта в Silicon Valley». В формате услуги мы подбираем собственного представителя проекта в Долине, который будет представлять проект на различных мероприятиях, выставках, митапах и дизраптах, общаться с прессой, устраивать акции в поддержку проекта и всячески способствовать продвижению проекта в США в целом, и в Кремниевой Долине в частности.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно