Наиль Байназаров

Как начать дело во второй раз и не облажаться

Чтобы запустить стартап, не обязательно быть 20-летним юнцом. Есть множество примеров того, как опыт зрелого человека приводил к успешным начинаниям. В карьере бизнесмена могут оказаться полезными знания, полученные еще в молодости, а многим вещам приходится учиться заново.  

Вот несколько советов для тех, кто начинает свое дело во второй (третий, четвертый) раз, но все еще открыт для нового.

Рискуйте и выигрывайте

С возрастом рисковать становится сложнее. У человека появляется больше ответственности, ему есть что терять. Но при этом нужно помнить, что нельзя добиться многого, не рискуя многим.

Бизнес — это игра. И рисковать в ней не только можно, но и нужно. Нельзя выиграть, играя безопасно.

И рынок сбыта, и технология, и все остальное меняется по мере роста бизнеса. Это время можно назвать вторым актом — время пробовать новое и открывать неизвестное.

Джефф Безос, пожалуй, способен возглавить список рискованных бизнесменов. Он всегда хотел, чтобы Amazon был платным сервисом по подписке, и в конце концов рискнул, чтобы сделать по-своему.

Он создал долгосрочные отношения с богатой клиентской базой, продавая книги, а затем перешел на другие виды товаров. Теперь система платных аккаунтов Amazon Prime насчитывает примерно 50 миллионов подписчиков и является ключевым драйвером роста всей компании.

Фото: Flicker, Gotredit.

Сделайте первый шаг

Команда без сильной руки лидера распадается. Именно руководитель должен принять на себя ответственность, чтобы изменить текущее положение дел.

Но если вы столкнулись с необходимостью принятия трудного решения и сомневаетесь, нужно ли делать первый шаг, спросите себя: а что случится в худшем случае? Когда вы поймете, что даже при наихудшем раскладе исход будет не смертельным — как для вас, так и для вашего бизнеса, — тогда принять даже очень сложное решение станет проще.

Вспомните Uber. Представьте, что лет десять назад кто-то сказал вам, что собирается открыть бизнес в таком высокозатратном и низкодоходном секторе, как такси, и предложил вам вложиться в это дело. Скорее всего, вы бы такого человека послали куда подальше. Большинство инвесторов так и поступили с основателем Uber Трэвисом Калаником. Однако Каланик видел рыночную перспективу и смело последовал за своей идеей.

В итоге Uber стала не только сервисом совместных поездок. Теперь это развитая сеть по перевозкам грузов и пассажиров, которая способна перевернуть современные представления о логистике и транспортном бизнесе.


По теме: Как изменились бизнес-модели с приходом Uber и AirBnb


Инвестируйте в становление новых лидеров

По мере роста компании ваша роль в ней тоже изменится, а с течением жизни изменятся и ваши приоритеты. Поэтому важно планировать свою отставку с самого начала. Принимайте на работу только лучших и со временем воспитывайте из них новую смену руководителей. Нанимайте только тех, у кого, как вам кажется, есть стремление и способности расти над собой.

С этого момента их профессиональный рост — ваша ответственность. Если вы с самого начала строите сильную команду, то в будущем можно будет спокойно передать бразды правления в надежные руки и сосредоточиться на других аспектах развития бизнеса.

Стремитесь к балансу

Вы уже зрелый предприниматель и хорошо понимаете, насколько важно сохранять баланс между жаждой перемен и драйвом, с одной стороны, и стратегическим ожиданием — с другой.

Глядя на все с высоты накопленного опыта, можно построить более успешную компанию, чем ваши конкуренты. Все дело в том, что необходимо точно знать, когда следует сдерживать поводья, а когда — гнать во весь опор.

Этот баланс особенно важен в контексте разработки нового продукта. Создайте прототип продукта с минимальным функционалом и отдайте его на испытание потребителям – пусть они сами укажут направление, в котором следует двигаться дальше.

Не стоит тянуть слишком долго с выпуском продукта на рынок. Если вы определили, какую проблему потребителя должен решить продукт и создали прототип, способный уже решить эту самую проблему, — немедленно выпускайте его на рынок, даже если продукт сырой и нуждается в доработке.

В дальнейшем тесно общайтесь с теми потребителями, которые первыми испытали ваш продукт, чтобы вносить необходимые усовершенствования и дополнения.


По теме: 5 нестандартных правил успешного бизнеса от создателя Basecamp


Дважды в одну реку не войти – это верно и для опыта открытия и ведения бизнеса. Но успешный второй акт вашей бизнес-карьеры может принести неожиданно хорошие результаты и изменить жизнь к лучшему — не только вашу, но и ваших близких.

Рискуйте, действуйте смело, инвестируйте в хороших людей и следите за балансом. Остальное приложится.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно