Ольга Розумий

Стартапы как Голливудское кино


"Стартап как Голливудское кино" - сравнение кажется странным? На самом деле, нет. Мы долго искали аналогии между венчурным бизнесом и другими, более понятными для новичка сферами жизни. Помочь нам в решении этой нелёгкой задачи согласился Сергей Макаров - руководитель отдела развития инфраструктуры в РВК.


Голливуд, как оказалось, - очень удачный пример для того, чтобы объяснить новичку правила венчурного бизнеса.


Естественно, различные аналогии постоянно проводятся многими участниками стартап-сообщества. И я когда-то давно увидел сходство венчурного бизнеса с Голливудом - не с кинобизнесом в общем (это принципиально), а с Голливудом.

В венчурном бизнесе одно из 10 запускаемых предприятий окупает инвестиции в остальные 9. 1 из 10 стартапов дает 10 «концов». А если другие 9 проектов не убыточны, а хоть сколько-то из них еще имеют нулевой или малоповышающий тренд - это и есть прибыль инвестора.

С этой точки зрения, инвесторам важно диверсифицироваться, то есть вложить не $10 млн в одно предприятие, а по миллиону в десять предприятий. С точки зрения внешнего восприятия, это можно сравнить с казино. В казино я тоже могу взять 10 жетонов и один из них - проиграть, один - отыграть на Блэк Джек, один - на каре, а другой - на рулетке и т.д. Но сравнение с казино всё-таки условно, так как в нем работают объективные математические законы, а в стартапе успех напрямую зависит от команды, которая создаёт проект. И тут стоит вспомнить о Голливуде. Именно Голливуд. Я не могу сравнить с Одесской киностудией, а с Голливудом могу. Почему? По большому счету, ключевой элемент здесь - тот самый мультипликатор "количество концов". Кино делается не законами математики. Кино делает команда. Неслучайно титры с ключевыми участниками идут в фильмах в самом начале, команда - это залог будущих побед. Она является ключевым элементом венчурного бизнеса.

Бюджет «Титаника» составил $200 млн, кассовые сборы - $2 млрд. Но из 150 фильмов только три попадают в категорию кассовых, другие - в категорию самоокупаемых. Бюджет в 20 млн и сборы в 40 млн - неплохой фильм. А есть фильмы - провалы, когда бюджет - 40 млн, а сборы - 1 млн. И у фильма с сорокамиллионным бюджетом тоже был инвестор, а скорее, это были консолидированные инвестиции нескольких инвесторов. Они вложились в провальный фильм, но при этом инвестировали еще в производство «Робина Гуда» с Расселом Кроу, то есть в фильмы, которые не дали большой прибыли, но не были провальными. И вложились еще, например, в «Аватар», прибыль которого многократно превысила инвестиции. Вложившись в производство множества фильмов, в интеграле инвесторы выиграли - такова фабрика.

Так же и в венчурном бизнесе: инвесторы должны диверсифицировать риски, вкладываясь в различные команды, возглавляемые предпринимателями. Когда предприниматель представляет себя, он обычно упоминает бэкграунд прошлых заслуг. Например: «Я выводил на рынок того, того…». Сколько данный предприниматель на своих проектах заработал - уже неважно. Эти проекты - бренды. И сам предприниматель - сильный бренд, если у него есть список хоть сколько-либо известных на рынке проектов. И, приходя к инвестору, предприниматель говорит: "Видите, что я делал". Он не рассказывает, чего не сделал или какие из его проектов оказались провальными, он показывает список "success story". И инвесторы соглашаются вложиться в новый проект, видя историю предпринимателя. Давайте вспомним, например, кто такой Стивен Спилберг? Серийный предприниматель - он снимает блокбастеры, это Галицкий Голливуда. 

Со временем предприниматель может стать ангелом и даже инвестором. Так же и в Голливуде: стартовав в качестве актера, многие успешные представители "фабрики грёз" позже начинают вкладываться в производство фильмов, становятся продюсерами и режиссерами.

И в кинобизнесе, и в стартапах в команде любого проекта всегда есть носитель идеи (это сценарист и человек, которому принадлежит идея проекта) и есть режиссер (это тот человек, который эту идею сможет реализовать). Если вы хотите вложиться в блокбастер - ищите режиссера этого блокбастера. Либо, если вы обладаете достаточным энтузиазмом, знаниями предмета, связями - сами становитесь им. Однозначно, могут быть и неудачи. Спилберг не всегда делал блокбастеры, Эдди Мерфи и Сильвестр Сталлоне не всегда снимались в топовых фильмах - они стали известными благодаря 3-4 успешным проектам.

Не нужно бояться неудач, идите и делайте высокотехнологичные блокбастеры – это интересно!


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно