Команда Rusbase

Чему учат бизнесменов детские сказки? StartUp Библиотека


 

Начинающие (и не только) предприниматели часто ищут ответы на волнующие их вопросы и вдохновение в деловой прессе, умных учебниках и трактатах бизнес-гуру. Но иногда ответы на вопросы стоит искать в менее очевидных, хотя и доступных каждому источниках знаний. Вот, например, загляните в шкаф и возьмите любую детскую книжку. Наверняка, там вы найдете немало интересного о бизнесе, менеджменте, эффективных продажах и маркетинге.  

 

 

Однажды летним теплым днем маленькая шведская девочка Эстер нашла дохлого шмеля и, в отличие от обычных девочек, не расстроилась. Эстер рассказала об этом событии своему другу, они вырыли ямку и шмеля похоронили. Позже, когда к ним присоединился брат Эстер Пютте, они, осознав, что мир полон покойников, организовали похоронное бюро ОАО «В добрый путь»: начали хоронить животных за 10 крон. В стоимость вошла услуга по уходу за могилкой. 

 

 

 

Детская шведская книжка с таким сюжетом действительно существует. Написана она явно для того, чтобы рассказывать детям трех-четырех лет о том, что все живое на земле когда-то умирает. 

 

 

 

К тому, как авторы (Ульф Никсон и Эва Эриксон) объясняют это, можно относиться по-разному, но вот закрыть глаза на то, что книга-то на самом деле не только про смерть, но и об основах предпринимательства, нельзя. 

 

 

 

Принято считать, что предприниматели – совсем не книжные герои, и ничего хорошего про них не напишут. Но этот стереотип очень хочется опровергнуть! Зачастую, в детской литературе основы предпринимательства объясняются не в пример лучше серьезных бизнес-книг.  

 

 

 

Эстер – дерзкая (и смелая: сама роет могилы, раздает наставления «С клиентом надо быть приветливым и надежным!»)  – лидер и идеолог; главный герой – креативный директор (к ежедневным похоронам – по трагическому стихотворению); а самый младший и боязливый, Пютте, – этакий менеджер среднего звена во время испытательного срока. Робкий, потому что неопытный. Чем не история начинающих стартаперов? 

 

 

 

А вот в рассказе француза Гектора Мало «Без семьи» объясняются вещи посерьезнее. Главный герой, разыскивающий своих родителей, становится очевидцем того, как глава семейства попадает в тюрьму из-за невозможности выплачивать кредит. Акен, говоря современным языком, предприниматель: у него свой парник, своими силами («для этого требуется особое умение») он выращивает астры, фуксии, олеандры, а потом потирает руки и говорит: «У нас будет хорошая выручка». До сбора, жаль, дело не доходит: парник разрушают град и ветер, Акен – банкрот. Автор объясняет, что десять лет тому назад предприимчивый папаша взял в аренду сад и выстроил дом. А тот, кто дал участок в аренду, выдал еще и кредит на покупку инвентаря. Прошло уже 10 лет, но из-за задержек по платежам (виновато стихийное бедствие) погасить он его не смог и обанкротился. «На следующий день после того, как не был внесен очередной платеж, к нам явился человек, одетый в  черный костюм, и предъявил Акену какую-то бумагу. Это был судебный исполнитель... Я со страхом думал о суде... Однажды вечером Акен вернулся еще более расстроенный, чем обычно: « Все кончено, дети! Денег у меня нет, а продажа имущества не покроет моего долга. Поэтому мне придется сесть в долговую тюрьму и пробыть там пять лет». В общем, начиная новый бизнес, не забывайте страховать его (и себя) от возможных рисков и непредвиденных обстоятельств. 

 

 

 

К «Незнайке на Луне» можно относиться по-разному (вряд ли многие питают к книге особую страсть – она была написала в середине 1960-х годов в качестве сатиры на капитализм), но и в ней сыщутся примеры, которые могут пригодиться. Вот история про правильное управление, а может даже – про грамотный рекрутинг: «С общего согласия  Незнайка был назначен кассиром, Мига – казначеем, а Жулио – председателем. Обязанностью кассира было сидеть в конторе и продавать акции, обязанностью казначея –  хранить вырученные от продажи деньги, а обязанностью председателя – назначать заседания акционерного общества для решения неотложных вопросов... Незнайка вспомнил о Козлике и сказал, что хорошо было бы и для него придумать какую-нибудь должность. Мига сказал, что Козлика можно назначить швейцаром, но против этого  возразил Жулио, который сказал, что швейцара иметь при конторе необязательно и лучше назначить Козлика рассыльным. Мига не согласился с этим и сказал, что рассыльному нечего будет делать в конторе, так как его некуда будет посылать, в то время как швейцар нужен для престижа, то есть для пущей важности: сразу будет видно,  что контора солидная и никого надувать не собирается. Жулио сказал, что рассыльный тоже нужен для престижа, к тому же кто-нибудь может позвонить в контору по телефону и попросить доставить акцию на дом, если же никто звонить не станет, то можно будет посылать Козлика за газетами, за лимонадом или за какими-нибудь другими покупками (похоже на жизнь?). Спор разгорался все больше и больше. Жулио стучал по столу  кулаком, кричал, что он председатель и с его мнением должны считаться, а Мига кричал, что он казначей и не намерен выбрасывать деньги на оплату ненужной должности, а если с ним не согласны, то он выйдет из акционерного общества и заберет свои акции. Незнайка пытался их  успокоить, но у  него ничего не выходило.  Акционерному обществу грозил развал. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы в дело не вмешался сам Козлик. «Братцы, – сказал он, – не надо  из-за меня ссориться! Сделаем так: я буду исполнять обе должности – и рассыльного, и швейцара». Спор, таким образом, прекратился. Все быстро пришли к соглашению, и на этом первое заседание акционерного общества было закончено. 

 

 

 

В той же сказке на пальцах объясняется, что такое акции. Эпизод напоминает ситуацию с IPO одной известной компании. «Мы учредим акционерное общество. Выпустим акции... Вы знаете, что такое акции?» – спросил он Незнайку. «Нет, мне что-то не приходилось слышать о них», – признался Незнайка. «Акции – это такие бумажки, вроде  денежных  знаков. Их  можно напечатать в типографии. Каждую акцию мы будем  продавать, скажем, по фертингу. Вырученные деньги затратим на постройку летательного аппарата, а когда семена будут доставлены, каждый владелец акций получит свою долю семян. Разумеется, у кого окажется больше акций, тот и семян получит больше». В этой сказке найдется еще куча примеров о том, что такое конкуренция, скрытая реклама и даже откаты. 

 

 

 

Образы бизнесменов встречаются в классике. Том Сойер с его забором или Павлуша Чичиков с торговлей снегирями и дрессированной мышью или продажей бутерброда голодному, но богатому однокласснику – подойдут. Это я к чему: детские книги иногда полезнее гаджетов, СМИ и социальных сетей. И можно убить двух зайцев, читая на ночь ребенку о полезном и близком вам. А если совсем не хочется читать, можно посмотреть мультфильм по сказке «О том, как старик корову продавал», и будьте здоровы. Внимание, мультфильм объясняет зрителям, как работает правильный PR и грамотное позиционирование на рынке. Просто и на пальцах. 

 

 

 

Так что если вдруг у вас кризис идей, вы запутались, не знаете, как решить проблемы, – just relax take it easy. Читайте сказки детям. В психологии существует понятие «сказкотерапия», в процессе которой для решения проблем используются придуманные детские истории.

 

 

Нашли на slon.ru


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно