Команда Rusbase

Политика приватности Google вызывает нарекания у регулирующих органов



Компании Google грозит штраф в размере 22,5 миллионов долларов США за нарушение обязательств по охране личных данных Интернет пользователей.
В частности, Федеральная торговая комиссия США (FTC) уличила компанию в использовании специального кода для обхода настроек приватности в браузере Apple Safari и сборе сведений о посещаемых пользователями сайтах в сети Интернет. Браузер Safari поставляется вместе с компьютерами и устройствами компании Apple, таким как iPad, iPhone и Mac.

По сообщения газеты Wall Street Journal 10 июля 2012 г. Google и FTC достигли предварительной договоренности об урегулировании ситуации путем выплаты компанией многомиллионного штрафа.

О нарушение впервые стало известно, когда аспирант Стэнфордского университета Джонатан Мэйер (Jonathan Mayer) обнаружил, что Google использовал тайный код для установки файлов cookie у пользователей браузера Safari, которые позволили гиганту-поисковику целенаправленно обходить настройки приватности браузера и отслеживать пользовательское поведение в сети для своего рекламного сервиса под названием DoubleClick. Сервис мог проводить персонализированные рекламные кампании на основании информации о просмотренных пользователем страницах, полученной с помощью файлов cookie. О пагубной практике Google в начале года сообщило на своих страницах издание Wall Street Journal. Компания Google тогда заявила, что нарушение произошло непреднамеренно, и что компания удалила распространенные файлы cookie.

Если условия предварительной договоренности между Google и FTC подтвердятся, штраф станет рекордным по величине взысканием, наложенным за всю историю FTC на отдельную компанию. Однако не стоит забывать, что Google, являясь крупнейшей в мире интернет-компанией, только в 2011 году получил 9,74 миллиарда долларов США чистой прибыли, превысив данный показатель за предыдущий год на 15%. Как пишет Wall Street Journal, судя по последним финансовым данным компании, Google получает сумму выручки, равную размеру предполагаемого штрафа, примерно каждые пять часов.

Тем не менее, FTC не единственный регулирующий орган, расследующий факт нарушения поисковиком неприкосновенности частной жизни пользователей сети Интернет. Европейский Союз во главе с Национальной комиссией Франции по информационным технологиям и гражданским свободам (CNIL) также изучает дело о Safari в рамках более обширного расследования о нарушениях неприкосновенности частной жизни наряду с рядом генеральных прокуроров в нескольких странах Европы, также занятых расследованием данного дела.

На самом деле, Google не в первый раз оказывается в подобной ситуации. В 2010 году по вине Google произошла утечка персональных данных пользователей через сервис Google Buzz, запущенный компанией в том же году. Google тогда признал свою вину и в декабре 2010 года урегулировал коллективный иск, выплатив 8,5 миллионов долларов США организациям, которые просвещают пользователей о вопросах приватности в сети Интернет. Кроме того, в марте 2011 года Google заключил соглашение с FTC, в котором Google обязался соблюдать приватность данных пользователей, не осуществлять неправомерные и вводящие в заблуждение потребителей действия, проводить комплексную программу защиты персональных данных и регулярные независимые проверки соблюдения правил приватности данных в течение следующих 20 лет. Предполагаемый штраф за нынешнее нарушение станет прямым последствием несоблюдения компанией условий данного соглашения.

  

Комментарий экспертов юридической компании "Воркуева и партнеры": Зачастую предприниматели не задумываются о том, что в процессе продвижения своих товаров/услуг, при обслуживании клиентов, в ходе текущей хозяйственной деятельности ими осуществляется сбор, хранение и/или использование персональных данных и сведений, относящихся к личной или семейной жизни клиентов, что может нарушать неприкосновенность частной жизни. Вероятность совершения подобных нарушений особенно велика в сфере электронной коммерции и при автоматической обработке персональных данных. Следует учитывать и то, что российский бизнес может столкнуться с теми же проблемами, что и Google, при выходе на международный рынок и/или привлечении иностранных клиентов или партнеров по бизнесу. Обширные возможности, которые сейчас открыты для бизнеса через транснациональные операции и использование сети Интернет, также чреваты и нарушениями в сфере приватности в нескольких странах одновременно. А в таких случаях выплата штрафов и компенсаций может исчисляться миллионами, а порой и миллиардами долларов. Для защиты своего бизнеса от подобных рисков, необходима комплексная юридическая поддержка, позволяющая осуществление деятельности по обработке персональных данных с соблюдением всех требований законодательства.

Хотя право России в сфере охраны частной жизни (так называемой приватности) не так развито как в странах Европы или США, в России на сегодняшний день уже действует целый ряд обязательных требований в этом отношении. Так, согласно Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, а вступивший в силу в 2007 году Закон «О персональных данных», за очень редким исключением, запрещает обработку сведений о физических лицах (т.е. персональных данных) с помощью автоматизированных или иных средств без согласия самого лица. Более того, Закон обязывает операторов персональных данных (лиц, организующих и (или) осуществляющих обработку персональных данных) предварительно уведомить Роскомнадзор о своем намерении обрабатывать персональные данные, а также ввести специальный режим обработки и защиты таких данных в строгом соответствии с техническими и иными требованиями данного Закона. За нарушение вышеуказанных требований предусмотрены санкции, как административного и гражданского, так и уголовного характера.

Кроме того, поправки, находящиеся на рассмотрении в Государственной Думе РФ, предусматривают введение отдельной статьи в Гражданский кодекс РФ о неприкосновенности частной жизни с запретами и ограничениями в отношении использования персональной информации. В зависимости от их формулировки и последующего применения, дополнительные положения о приватности в Гражданском кодексе РФ могут привести к увеличению количества исков о возмещении морального вреда за нарушения неприкосновенности частной жизни.  


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно