Екатерина Бочкарева

Новый тренд: стартап-студии

Создавать стартапы сложно. Часто предпринимателям приходится тратить много времени на то, чтобы заложить его основы. Привлечь нескольких людей, которые могут вместе работать над первоначальным продуктом. Найти финансирование, чтобы им не пришлось умирать с голода за большую идею. Если вы когда-либо пытались построить стартап, то вам, должно быть, знакомо это чувство.

Каково это с точки зрения инвестора? Каждый раз, когда они хотят инвестировать в новую компанию, приходится искать новых людей, проходить вновь и вновь через основные этапы. А каков результат? В девяти из десяти случаев стартап проваливается. Команда разбегается, основатели сталкиваются с простоем в работе, а иногда с депрессией.

Вы на самом деле готовы жить в гиперидеализированном мире стартапов? Rusbase публикует перевод статьи предпринимателя и CEO компании Firmpalace.com Аттилы Зигети о новом тренде, набирающем обороты за рубежом, — стартап-студиях.


Как эффективнее всего создать стартап?

Впервые новая модель появилась благодаря Idealab в 1996 году. Можете называть её как угодно: стартап-студией, стартап-фабрикой, моделью для построения предприятия. Цель её заключается в том, чтобы создать организацию, которая будет выпускать стартапы с закономерной повторяемостью. Определение, критерии и составляющие стартап-студии расплывчаты. Однако набор правил схож с обычным стартапом. Вот семь базовых шагов для построения стартап-студии:

  • Предоставьте костяку команды и предпринимателям резиденцию;
  • Позаботьтесь об общей инфраструктуре и внутреннем финансировании;
  • Постоянно генерируйте идеи (в некоторых случаях стоит вести себя как сооснователь стартапа);
  • Ведите параллельно несколько стартапов;
  • Избавляйтесь от неработающих схем, перераспределяйте нагрузку в команде;
  • Развивайте работающие схемы и получайте дополнительное финансирование;
  • Растите. Выходите. Повторяйте схему.

Зачем работать над одним стартапом, когда можно создавать сразу несколько?

Большой плюс этой модели в том, что студия предоставляет предпринимателям идеальную базу для того, чтобы быстро выдавать новые концепты. Поскольку внутри компании есть все необходимые ресурсы, команда может сосредоточиться на продукте и желаниях потребителя. Для инвестора же это будет стабильным источником потоковых сделок.

loc

Большинство студий расположено в Германии, Великобритании, США. Появляются новые игроки в Африке, Азии и Европе. Источник: studio.vc

С тех пор как Idealab заговорили об этом, в мире стало появляться всё больше и больше студий. Некоторые из них основали успешные предприниматели, инвесторы или инвестиционные фирмы. В число наиболее известных входят Rocket InternetBetaworksScienceeFounders.

Есть студии, которые сосредоточены на монетизировании университетских исследований. Например, Italeaf и New Mexico Angels Startup Factory. Есть  такой и в Южной Африке и в Венгрии.

Примечание Rusbase: в России что-то похожее делает Agile Museum. Он занимается проверкой гипотез для фондов и крупных компаний: подбирает команду, на несколько месяцев размещает ее в офисе и «коучит» ее членов, которые тем временем работают над проектом. Заказчик инвестирует в эту команду, а затем следит за тем, как проверяется гипотеза. Если проект развивается успешно, то заказчик может продолжать инвестировать или выкупить команду (притом члены команды остаются собственниками в бизнесе). 

На тему студий уже есть прекрасные материалы:

  • У Makeshift есть интригующий блог о том, как работает студия;
  • eFounders тщательно отбирает все новости, связанные со студиями;
  • Nesta проводит на эту тему исследование.

Сейчас количество студий превышает сотню, и их число стремительно растет. Как ни удивительно, модель больше распространена за пределами Кремниевой долины. На сегодняшний день по неизвестным причинам. Возможно, модель студий полнее раскрывается там, где нет критической массы талантов и финансовых возможностей?

Стартап-студии и эффект «хоккейной клюшки»

Что мы знаем наверняка, так это то, что студии переживают подъём. Взгляните на открытые данные (например, в журнале CrunchBase), и факты приятно вас удивят.

  • Стартап-студии создают всё больше и больше компаний, +15% год за годом;
  • В среднем каждая студия выпускает по одной компании в год, и это число постоянно увеличивается;
  • Портфельные компании нанимают до 16000 людей;
  • В них представлен огромный диапазон моделей и вертикалей;
  • С 2008 года компании-студии собрали свыше $4 млрд;
  • Финансирование в портфельные компании увеличивается с 2010-го на 48% ежегодно;
  • Примерно через три года после запуска было приобретено 14 портфельных компаний.

studio

Вы ещё не верите, что стартап-студии переживают подъём? Источник: Medium. 

Если тенденция продолжится, то у нас появится порядка 10 новых студий и 60 новых портфельных компаний к концу 2015 года. Их число может подпрыгнуть до 15 новых студий и до 80-90 новых портфельных компаний в 2016-м. Не за горами эффект хоккейной клюшки!

Примечание Rusbase: сервис Trello возник из подобной модели студии. В начале 2011 года компания Fog Creek запустила 4 новых проекта, которыми занимались 8 разработчиков, объединившихся в команды по двое. Каждая команда должна была в течение нескольких месяцев работать над прототипом. Идея была в том, что хоть один из проектов мог «взлететь», то есть найти пользователей. Одна из команд начала работать над концепцией, которая и стала Trello.

Однако по-прежнему очень многое предстоит сделать, чтобы модель стартап-студий обрела популярность. Как у предпринимателей, так и у инвесторов есть на этот счёт некоторые опасения.

  • Таблицы капитализации сводят на нет возможность последующих инвестиций: в руках студии оказывается слишком большой капитал, и не очень много остаётся самой команде;
  • Стартапу наряду со студией придётся бороться за ресурсы. Чаще всего остаётся только один победитель, который забирает себе всё;
  • В компаниях, созданных студиями, меньше самобытности и увлечённости.

Правдив ли хоть один из этих пунктов? Пока мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть никакие из этих опасений.

betaworks

Офис студии Betaworks в Челси, США. Источник: theverge.com

Делаем модель стартап-студии более прозрачной

Когда речь заходит о стартап-студиях, очень часто в ответ слышишь, что «судить о них слишком рано». Я настаиваю на обратном. Полно компаний, которые демонстрируют хорошую, плохую и неприглядную стороны этой модели. Нам остаётся только наблюдать.

В ближайшие месяцы мы будем рассматривать различные аспекты этих студий. Попытаемся раскодировать «геном» успешной стартап-студии:

  • Людей стоящих за ними: их багаж знаний, мотивацию, культуру, компенсацию и т.д.
  • Узнаем подробнее о финансировании стартап-студий: инвесторах, сроках, оценке и рентабельность вложений.
  • Как построить успешную студию: возможности, риски, миграция, лучшие советы и т.д.

В наших с вами интересах сделать эту модель прозрачной и доступной. Для предпринимателей студии могут предложить более эффективный способ построения стартапов. Для инвесторов — стать более надёжным и стабильным потоком сделок. Для уже существующих студий создание прозрачной модели поможет нанимать талантливые кадры и увеличивать финансирование для расширения.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно