Top.Mail.Ru
Интервью
Партнеры

«Прийти в IT может каждый»: CEO GeekBrains — о том, чего ждать от онлайн-образования

Интервью
Полина Есакова
Полина Есакова

Редактор — RB.RU

Полина Есакова

Онлайн-образование — невероятно популярный среди россиян тренд последних лет. И дело не только в ограничениях после пандемии: многие задумываются о смене карьеры и уходе в IT. О том, как образование программиста помогает в жизни, а также о техническом складе ума и будущем онлайн-образования, мы поговорили с Александром Волчеком, CEO образовательной платформы GeekBrains.

«Прийти в IT может каждый»: CEO GeekBrains — о том, чего ждать от онлайн-образования

 Сегодня можно часто услышать тезис, что в IT можно уйти из какой угодно специальности. Насколько это правда? Нужен ли для успешной работы программистом определенный врожденный склад ума, или программирование может освоить даже гуманитарий?

— «Врожденные» гуманитарии или технари — это очень устойчивый миф из советского прошлого. Он все еще популярен, потому что его в нас закладывают со школы. Нас рано начинают делить: «Вот ты технарь, а он гуманитарий». На самом деле у каждого человека есть предрасположенности к самым разным навыкам, и их можно и нужно развивать. Каждый может научиться бегать, рисовать, вести финансовый учет или писать код.

Александр Волчек 

Фото: предоставлено компанией

Мы в GeekBrains уверены, что прийти в IT действительно может каждый. Связанные с IT навыки сегодня вообще необходимы любому, и их наличие только повышает ценность специалиста.

А что это за навыки?

— Их условно можно разделить на hard skills и soft skills. К hard skills относится, например, самое базовое знание информатики: что такое синтаксис кода, что такое алгоритм. Еще это умение работать с базами данных и структурировать информацию. Это знания разных ОС, их отличия и предназначения. Сегодня умение написать несколько строчек кода нужно не только для работы в IT, но и, например, для работы на финансовом рынке – анализе данных и построении, тестировании инвестиционных стратегий.

Что касается развития soft skills — очень полезно умение четко формулировать и описывать задачу, составлять ТЗ, уметь работать в команде, распределять роли. Ведь IT — это не только «Яндекс», Google, Amazon и Tesla. IT повсюду, и базовое понимание, как они устроены и взаимодействуют с нами, — очень большой плюс.

Вы сами по образованию программист. Как это вам помогает в вашей работе?

— Я пять лет изучал различные языки программирования в институте, какое-то время работал по специальности, затем стал руководить проектами. Это была работа полного цикла — надо было составлять техзадания, программировать, тестировать и сдавать работу заказчику. После этого у меня была собственная компания по разработке ПО. Поэтому техническое образование дало основополагающую базу: это и владение языками программирования, и фундаментальные знания по математике, алгоритмизации, и проектное управление продуктом.

Продукты GeekBrains – это и образовательные курсы, и технологическая платформа для обучения. Технологическая платформа — это сложный многокомпонентный продукт: и для его создания и развития безусловно нужен опыт и в программировании, и в UX/UI, и в дизайне, и в аналитике, и в системном анализе.

Что касается обучения — когда компания обучает тому, чем ты занимаешься всю жизнь — твои знания безусловно помогают сделать образовательную программу более полной, можно сказать фундаментальной.

В августе мы запустили новую программу обучения для осознанного выбора карьерной траектории в сфере IT - «Разработчик». По формату она близка и к дополнительному профессиональному образованию, и к фундаментальному обучению в бакалавриате.

Фото: Javier L. Rubio/Shutterstock

Критики онлайн-обучения часто говорят, что онлайн-школа заинтересована в том, чтобы прогнать через курс как можно больше людей и выдать им сертификаты, а не в реальном обучении. А некоторых работодателей обилие сертификатов и курсов в резюме скорее отталкивает. Как найти баланс и сделать образование прибыльным бизнесом, но одновременно действительно учить людей так, чтобы у них оставались не только сертификаты, но и реальные знания?

— Справедливости ради, я и сам не всегда знаю, зачем люди добавляют столько всего в резюме. Мне случалось видеть, как люди указывали несколько десятков курсов на Coursera — причем таких, которые, скорее, предназначены для самостоятельного изучения небольшого вопроса. 

Или вот еще: у человека в местах обучения указан Гарвард, но это короткая программа, которую сегодня можно и онлайн пройти, а не полноценное образование в Гарварде, поступить куда очень сложно. Ну и не всегда есть возможность проверить, как человек учился даже в самом престижном вузе.

Поэтому перед работодателями стоит вопрос: как оценить реальный уровень знаний кандидата? 

А когда ты работаешь с большим количеством сотрудников, например, преподавателей, надо понимать, что среди них неизбежно будут люди разного уровня и что даже у самого хорошего преподавателя может случиться форс-мажор, он может заболеть, устать, поругаться с близкими, прийти на занятия пьяным и так далее. 

Но всегда все зависит от человека. Сейчас в EdTech очень много обсуждают — лучше ли онлайн-обучение обычного. И почему-то часто забывают, что этот формат дает возможность старта тем, кто в других ситуациях был ее лишен.

Мне, например, повезло родиться в Минске, где есть сильные технические вузы, у меня была возможность посвятить себя учебе. А если человек родился в городе, где таких вузов нет, если у него нет возможности уехать? Раньше вариантов у него было немного, а сейчас он может освоить профессию. Да, тут нужна мотивация, многое надо делать самому, это нелегко. Но все достижимо.

Сейчас мы многое изменяем в наших программах, добавляем офлайн, новые форматы — чтобы людям было проще и интереснее учиться. Но мы не государство, и мы ограничены бюджетами и тем, что должны приносить прибыль.

Вообще, как бы вы оценили состояние рынка онлайн-обучения? Пандемия и локдаун дали ему толчок, но ведь то, что мы наблюдаем сейчас, — это далеко не предел развития? Как вы видите рынок онлайн-обучения через пять лет? А через 10?

— То, что сейчас мы наблюдаем на рынке EdTech — это еще не рост и развитие. Это только стадия формирования новой индустрии. Реально серьезный рост мы будем как раз наблюдать в ближайшие пять лет, а сформировавшийся рынок — через 10 лет. 

Фото: MAD_productions/Shutterstock

Скорость происходящих изменений в мире постоянно растет, и те компетенции, профессии, которые были востребованы и хорошо оплачиваемы десять-двадцать лет назад сегодня уже не актуальны.

Раньше человек, получив образование, знал, где и как будет работать ближайшие лет 20 как минимум. Когда я оканчивал вуз, нас распределяли в очень странные места, например, системными администраторами. А сейчас выпускники моего вуза нарасхват в крупных компаниях. И рынок будет меняться в зависимости от того, как меняются запросы работодателей, как меняется государственная система образования и так далее.

С изменениями в обществе, развитием технологий меняется и подход к образованию- оно переходит в онлайн или в гибридный формат «онлайн + офлайн». И это фундаментальное изменение будет влиять на весь рынок образования – к 2025 году глобальный объем рынка EdTech вырастет почти вдвое и может превысить $400 млрд.

Как вы относитесь к курсам по программированию для детей, в том числе дошкольного возраста?

— Я считаю, что неправильно перегружать детей «взрослыми» знаниями в ущерб их возможности развиваться как личности через игры и общение сверстниками. И если ребенку до шести лет пытаться объяснить причинно-следственные связи, то он их просто не поймет. А возраст при обучении точно надо учитывать. В возрасте 7-9 лет можно просто рассказывать о каких-то базовых вещах, понятиях. В возрасте 9-13 лет — знакомить со знаниями. Например, какой-то базовой анимацией, созданием простейших игр — в таком возрасте это очень увлекает.

В период с 13 по 15 лет можно уже рассказывать о том, что можно знать, и о том, какие профессии бывают, давать какие-то навыки. Но не делать целью освоение профессии.

Не надо восьмикласснику думать о профессии, открытии бизнеса и так далее. Я считаю, что до 18 лет вообще не стоит об этом думать.

Лучшее, что уже со старшеклассниками можно сделать, — предложить им побыть один день в окружении предпринимателей, показать им, что это очень сложно, но в то же время — очень интересно. Готовить профессию в ребенке надо не для того, чтобы он ее получил, а чтобы он понял, что ему интересно, смог сформировать в себе фундаментальные качества — hard skills, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Понятно, что IT — индустрия развивающаяся, растущая и требующая кадров. Но иногда, особенно благодаря рекламе, кажется, что заработать можно только в IT, а все остальные профессии обречены на прозябание. Это так? Или все таки есть еще шансы у юристов, переводчиков и прочих?

— Конечно, есть. Сейчас в каком-то смысле программистам проще развиваться карьерно: все-таки на них очень большой спрос. Но хороший специалист — например, юрист, обладающий необходимыми знаниями — тоже будет востребован. Потребность в разных профессиях никуда не исчезнет. Поэтому важно выбрать область, которая увлекает — а дополнить ее всегда можно.

Фото на обложке: GRAFStock/Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 GeekBrains проведёт бесплатный онлайн-интенсив по профориентации для школьников
  2. 2 Автовебинары: плюсы и минусы онлайн-мероприятия в записи
  3. 3 Профессионал или инфоцыган: как распознать современного торговца «змеиным маслом» и не попасть в ловушку
  4. 4 Машины не восстанут, но вылететь с работы можно: разбираемся, зачем осваивать нейросети
  5. 5 Конкуренция в сфере EdTech: узкопрофильные площадки против мультиплатформ
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти