Элина Кириллова

Герман Каплун: «Отдавать ментору долю — это стандартная практика»

В рубрике «Герой Rusbase» — Герман Каплун, директор по стратегическому развитию в TMT Investments.


Каплун стоит у истоков создания РосБизнесКонсалтинг. До РБК он занимался банкингом: исполнял обязанности директора по банковским технологиям в московской компании-разработчике программного обеспечения, а также был совладельцем банка.

В 1998 году занял должность заместителя генерального директора РБК, через год — гендиректора. В 2009 году контрольный пакет акций РБК выкупил Михаил Прохоров. Отношения с мажоритарным акционером у Каплуна не сложились — в апреле 2012 года Герман был отстранен от руководства.

В 2010 году совместно с партнерами основал фонд TMT Investment, сосредоточенный на инвестиции в сферы Технологий, Медиа и Телекоммуникаций.

Герман поделился с Rusbase своим опытом предпринимателя и инвестора.

Как пришел в венчур

Что сподвигло вас уйти из банковской сферы в новые технологии и венчур?

Здесь существенно выше темпы роста, плюс значительная вероятность построить с нуля большой бизнес, основываясь только на своих силах.

Когда вы это поняли? Незадолго до того как уйти из банкинга, или давно уже понимали? Думали ли вы пойти еще в какие-то сферы? (Например, в ресторанный бизнес? Или в недвижимость?)

Ресторанный бизнес — это прикольно. Много раз обсуждали с партнерами, но так и не собрались. В бизнесе, связанном с недвижимостью, я уже был — это не мое.

Я начал уходить из банковского бизнеса в 1997 году. Уже тогда было понятно, что рост в новых технологиях будет в разы выше всего остального. Это было время Yahoo, Altavista, AОL — в общем, время доткомов.

Про венчур я стал думать существенно позже. У любой, даже самой лучшей компании, рано или поздно начинаются проблемы. Причем иногда по независящим от менеджмента обстоятельствам, — падение рынка, изменение законодательства, конфликт акционеров, потеря ключевых людей, маркетинговые или продуктовые проблемы. Инвестиционный фонд с хорошо диверсифицированным портфелем — может избежать большинства этих проблем, так как в этом случае проблемы одной компании — нивелируются успехами другой. Плюс такая работа больше позволяет тебе быть на острие новых технологий: в год через нас проходит около 500 стартапов. Глядя на них, лучше понимаешь тренды. Постоянно видишь, как будет меняться не только технологии, но и бизнес-процессы.

Какой опыт вы почерпнули из конфликтных ситуаций (РБК, Армада)?

Ничто слишком плохое или слишком хорошее не длится долго.

Про тренды

Вы часто пишете в Facebook о The Next Big Thing и даете прогнозы. Как вы думаете, что нужно делать/читать/следить человеку, чтобы предсказывать тренды и видеть перспективные ниши?

Достаточно 2-3 сайтов, посвященных инновациям и технологиям, чтобы быть в курсе и понимать тренды.

Например, я люблю Rusbase, TechCrunch и AppleInsider. Можно подписаться на таких людей, как я, которые периодически постят в Facebook материалы на тему трендов. А дальше уже зависит от самого человека. Все-таки точность прогнозирования — вещь сложная, индивидуальная, и логика у всех своя. Если сбываются собственные прогнозы — отлично. Нет? Читайте тех, у кого они сбываются.

С какого времени вы начали заниматься отслеживанием трендов?

С тех пор как стал всерьез заниматься РБК. То есть с 1997 года.

Какие свободные ниши вы сейчас видите на отечественном рынке?

Первое — аутсорсинг программинга на запад.

Второе — FinTech (финансовые технологии) — микрофинансирование, телефон как платежное средство, различные системы секьюрити (безопасности — прим.ред.), связанные с финансовыми услугами.

Третье — технологии, которые экономят затраты массовому пользователю.

Про предпринимателей

Что для вас — компания мечты? 

Компания мечты — это когда она растет не меньше чем в 2 раза в год по выручке, прибыли, аудитории (или клиентам). Компания с хорошим имиджем, здоровыми отношениями в коллективе, с сильной мотивацией и нацеленностью менеджмента на рост. Компания, обладающая продуктом, который нужен большому числу клиентов и не зависящая от нескольких клиентов.

Какими компетенциями и чертами обязательно наделен успешный основатель и гендиректор?

Креативностью, настойчивостью. У бизнесмена должна быть интуиция и реалистичный подход к целям. Он должен быть одновременно и самоуверенным, и самокритичным.  

Должен ли предприниматель обязательно владеть опытом работы в менеджменте крупной компании?

Нет, не должен.

А что тогда поможет ему грамотно выстраивать корпоративные процессы?

На ранней стадии корпоративные процессы не очень важны. Нужен минимум. Позже придется привлекать профессионалов — юристов, аудиторов и прочих консультантов. Со временем человек и сам начнет в этом разбираться.

В ваших портфельных компаниях предприниматели сами выстраивали все процессы или им кто-то помогал?

Сами, все сами. Мы всегда готовы помочь и подсказать. Показать примеры. У нас есть некоторые требования к отчетности, но они ни в коем случае не должны быть чрезмерными и мешать бизнесмену заниматься главным.

Скажем, у крупных компаний мы требуем обязательный аудит, для всех — просим ежемесячно присылать финансовую отчетность и информировать о ключевых событиях. Но ничего суперсложного. Если компания уже шлет такую информацию другим своим инвесторам, то мы в большинстве случаев удовлетворимся и ей.  

Как вы относитесь к менторству? Как вы считаете, должен ли предприниматель «отписывать» ментору микродолю?

Давать долю — это стандартная практика. Почему ментор должен делать это бесплатно — особенно если ему реально придется тратить на это значительное время? Плюс в этом случае ментор больше заинтересован в успехе проекта. Я сам ментором для проекта никогда не был — нет времени. Но идея правильная и полезная. Это позволяет проекту делать чуть меньше ошибок, опираясь на чужой опыт. Конечно, всегда есть риск, что ментор отнесется к своим обязательствам спустя рукава.

Вы переходили из одной сферы в другую. По-вашему, лучше — когда человек познает новые ниши? Есть предприниматели, которые предпочитают максимально расти в одной сфере.

Очень сильно зависит и от конкретных ниш, и от конкретного человека. Мне нравится все время узнавать что-то новое, открывать для себя новые ниши, продукты, компании, людей. Но я устаю от однообразия, такой уж у меня характер. Кому-то больше подходит совершенствование в чем-то одном. Каждому свое. И я с большим уважением отношусь к тем, кто сконцентрирован на чем-то одном.

Про инвестиции

Чем, по-вашему, измеряется успех предпринимателя и инвестора?

Успех инвестора — это выход из компании. Успех предпринимателя — строительство большой компании, с хорошей долей на рынке, темпами роста, доходами и прибылью. Разница в целях и соответственно в методах их достижения.

Пока моя инвестиция растет — это приятно, но это еще не успех. У нас, в ТМТ Investments много компаний, которые не просто выросли, а очень сильно выросли. Больше, чем в 5 раз, по продажам выросли Depositphotos, Wrike, Backblaze, Drippler, Pipedrive, Virool. Они достаточно большие и успешные, привлекают деньги в соответствии с этим ростом. Но это успех предпринимателей, которые их вырастили и развивают. Для TMT Investments это пока просто очень приятно, но реальный успех будет — когда мы выйдем из этих инвестиций.

Поэтому 4 маленьких выхода для нас — это успех. А, например, портфельная компания, которая выросла в 30 раз по продажам — это только вероятность успеха.

Какой опыт в РБК помог созданию вашей портфельной Anews (агрегатор новостей — прим. ред)?

Опыт работы с программистами, а также понимание контента и пользовательских предпочтений.

Русские программисты не любят мелких задач. Они хотят строить сразу что-то большое и красивое. И часто нужно вести себя как партизан: попробовать и только если нравится — переходить в наступление. Поэтому одна из целей — это правильное построение взаимоотношений, чтобы программисты не строили сразу «инструментарий для всего», когда нужно только реализовать одну простую задачу.

Вы бы стали инвестировать в предпринимателя, у которого за спиной — несколько громких провалов?

Смотря, сколько у него громких успехов. Если соотношение 1 к 3 в пользу успехов, то почему бы и нет. Хорошая математика — вероятность ошибки всего 30%.

А если нет особых успехов? Зато вроде как есть богатый опыт «на ошибках»?

Тогда можно ожидать только увеличения этого «опыта». Я бы в таком случае точно не стал инвестировать.

Какой опыт вы почерпнули из неуспешных инвестиций?

Не надо инвестировать в случае, если у менеджмента маленький процент.

Не надо инвестировать, если не нравится менеджмент.  

Нельзя инвестировать, если объект инвестиций занимается тем, в чем вы ничего не понимаете. Например, вы инвестируете в хайтек, а компания занимается сланцевым бизнесом. Значит, не ваше, несмотря на любую прогнозируемую маржу.

Важна ли личная приязнь между инвестором и предпринимателем?

Если инвестор стратегический, то необходима. Если миноритарий, то достаточно, чтобы не было взаимного отторжения. Но, конечно, схожая химия — в бизнесе вещь желательная.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно