Анна Соколова

МТС: ждем партнера по big data

Интервью с Василем Лацаничем, вице-президентом МТС по маркетингу


На днях компания МТС назвала финалистов своего отраслевого конкурса стартапов «Телеком идея 2015». В этом году конкурс прошел уже в пятый раз, но впервые — в качестве телекоммуникационного трека федерального акселератора Generation S.

По теме: МТС поможет воплотиться телеком-идеям

В отборе участвовали более 300 проектов в области систем связи, телемедицины, экологии, образования, рекламных технологий, финансов и ЖКХ. В финал прошли 35 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Рязани, Ярославля, Самары, Калуги, Астрахани, Белгорода, Воронежа, Красноярска и Свердловска. Победители конкурса (восемь проектов) поедут в образовательный тур в Израиль.

Rusbase поговорил о значении конкурса для МТС с вице-президентом по маркетингу и членом правления компании Василем Лацаничем. Разговор зашел о том, как управлять инновационным развитием, как правильно диверсифицировать крупный бизнес, в каких технологиях нуждается рынок и сама корпорация.


В интервью изданию Comnews Вы говорили о том, что в кризис нужно сворачивать все не жизненно необходимые проекты. Инвестиции в инновации МТС оценивает как непременную статью расходов?

Инвестиции в инновации необходимы любой компании, которая хочет динамично развиваться в будущем. Сегодня МТС в полной мере осознает эту необходимость, так как классический рынок телеком-услуг вышел из периода бурного роста. Однако внутри этого рынка есть огромное количество ниш и потребностей, воспользоваться которыми можно только благодаря инновациям.

В нулевые годы МТС вкладывала в свою инфраструктуру: именно качественная широкая сеть с возможностью быстрого мобильного интернета была инновацией для того времени. На текущий момент, помимо дальнейших инвестиций в развитие нового поколения сети, МТС вкладывается в собственный OTT-сервис (MTSTalker), интуитивные финансовые сервисы (денежные переводы по SMS, электронный кошелек от МТС) и многие другие.


Как Вы считаете, принесло ли проведение конкурса «Телеком идея» имиджевые дивиденды?

Конечно. Об этом говорит тот факт, что с каждым годом в этом конкурсе участвует все больше людей. Кроме того, репутация инновационной и социально ответственной корпорации привлекает к нам абонентов, которые разделяют эти ценности. Как правило, это самая платежеспособная аудитория.

По теме: Зачем МТС общается со стартапами


За пять лет на конкурс в МТС поступили больше 600 проектов. Какие идеи, пришедшие со стороны, уже внедрены в деятельность корпорации? В каком формате сотрудничаете с победителями прошлых лет?

Таких идей достаточно много. Из последних успехов хочу отметить проект CommandSpot — сервис для дистанционного управления подключенными устройствами. Это розетки, которые можно включать и выключать с телефона или компьютера. Сейчас мы ведем совместную работу с командой проекта по размещению их сервиса на облачной витрине cloud.mts.ru. Это поможет стартапу привлечь корпоративных клиентов.

Участники и менторы конкурса


Следите ли за судьбой бывших участников? Есть ли участники, которые приходят второй раз с новой идеей?

Да, мы поддерживаем связь с нашими выпускниками. У них остаются контакты менторов из МТС, к которым они всегда могут обратиться за советом. Несколько бывших участников действительно приходили к нам снова с другими проектами. Что характерно, они выглядели гораздо более проработанными, чем их первые попытки. Значит, наши специалисты все делают правильно.


Если бы сейчас Вы лично создавали стартап, то в какой сфере?

Хороший вопрос. Думаю, никто наверняка не знает, когда и какой тренд «выстрелит». Сейчас на рынке огромный спрос на технологии и алгоритмы анализа данных и извлечения ценности из них. Причем первичной ценностью обладают именно алгоритмы. А раз есть неудовлетворённый спрос, особенно на интеллектуальные ресурсы, то это поле для стартапа.


Какие сегменты инфокоммуникаций в России, по Вашему мнению, будут расти быстрее всего?

Основной рост в голосовом сегменте уже позади: сегодняшние тарифы операторов уже не ограничивают людей в голосовом общении и дальнейший рост возможен только за счет новых поводов для звонков.

А в сегменте обмена сообщениями (в широком смысле — в мессенджерах, социальных сетях, на интернет-форумах и т.п.) насыщения пока не произошло. Мы наблюдаем также взаимную интеграцию сервисов общения — компании, ранее фокусировавшиеся только на одном сегменте, расширяют свои продукты на соседние, добавляя картинки к текстовым сообщениям, видео к передаче голоса и так далее. Сегмент таких электронных коммуникаций постепенно прирастает и за счет новых участников общения: компании и даже госорганы все чаще общаются с аудиторией через онлайн-сервисы.


В июне на Петербургском экономическом форуме объявили о создании плана развития отечественных технологических рынков («Национальная технологическая инициатива»). Какова роль крупных корпораций в формировании технологического будущего страны?

Роль крупных корпораций в формировании технологического будущего страны может и должна быть определяющей, потому что именно они концентрируют три ключевых ресурса, необходимых для технологического развития: капитал, интеллект и инфраструктуру. Ограничение крупных корпораций состоит лишь в нацеленности на обязательный экономический эффект. Важные для национальной экономики области, которые не дают гарантий возврата инвестиций, должно поддерживать государство.


Как Вы думаете, поддаются ли инновации планированию? Как строит планы МТС? На сколько лет вперед строит себе стратегию развития?

Если говорить о строгом планировании, то, конечно, нет. Представьте себе приказ руководства: «Изобрести и внедрить в течение 2015 года 10 инноваций». Однако процесс создания инноваций можно и нужно стимулировать. Компания должна на раннем этапе идентифицировать проекты с высоким потенциалом и создавать условия для их развития — это как отношение внутри компании к инициативам, так и готовность выделить ресурсы.

Создавая «песочницу инноваций», компания тратит энное количество ресурсов на низкопотенциальные/неудачные проекты, но при этом дает старт перспективным разработкам. Генерировать и запускать их нам помогает постоянный мониторинг и общение внутри отрасли.


К 2020 году компании SpaceX и OneWeb планируют раздавать интернет со спутников по всей поверхности планеты. Чем это обернется для сотовой связи и проводного интернета? Какие планы на 2020 год у МТС?

Мы внимательно смотрим на инициативы и возможности в этой области. Пока коммерчески доступное оборудование спутниковой связи имеет явные ограничения — по доступному частотному спектру, размерам, стоимости для конечного абонента. Полагаю, что инженерные проблемы разрешимы при должных усилиях классических вендоров и инноваторов SpaceX и OneWeb.

Но частотные ограничения в крупных городах будут сдерживающим фактором: скорее всего, интернет со спутников будет работать с приемлемой скоростью в основном в слабозаселенной местности. Что касается спутниковых технологий в целом и планов на 2020 год: мы уже предоставляем услуги гибридного спутникового телевидения, и будем продолжать тестировать новые технологии в этом сегменте.


Какую мировую компанию Вы считаете образцом успешной диверсификации? Как Вы думаете, есть ли предел у диверсификации, когда количество направлений бизнеса превышает возможности эффективного управления?

Диверсификация может быть разной. Есть продуктовая диверсификация — например, когда компания Coca-Cola уперлась в потолок потребления своего ключевого продукта и расширила ассортимент напитков (молоко, минеральная вода и прочее). Другой пример — японская компания Mitsubishi, обладая огромными ресурсами и компетенциями в части конвейерной сборки и инженерии, занимается автомобилями, бытовой техникой и еще несколькими техническими направлениями. Другая стратегия у Apple, которая фокусируется на ограниченном количестве продуктов, но является мировым лидером по рыночной капитализации.

В свою очередь, МТС диверсифицирует свой основной бизнес очевидным способом — через перспективные межотраслевые направления, имеющие потенциал проникновения в мобильную базу МТС. Мы собираем «околотелекомные» потребности клиента и решаем с помощью сервисов, интегрированных в мобильный бизнес МТС.

Мировой управленческий опыт предполагает не более пяти-семи отдельных направлений бизнеса. В случае с МТС мы уже имеем комплект из телекома, финансов, электронной коммерции, интегратора и контента. Дальнейшее наращивание диверсификации должно иметь веские причины, например, еще более высокий потенциал роста за счет синергии с мобильным бизнесом МТС.


Часто говорят, что каждый стартап мечтает «продаться» крупному игроку. Это действительно оптимальный сценарий или кому-то лучше развиваться самостоятельно? По каким критериям стартапер может сделать выбор?

Если стартап способен генерировать достаточный денежный поток для собственного развития, и в связи с этим не выигрывает от привлечения внешнего капитала — зачем продаваться? Другое дело, если инвестор может помочь капиталом для ускорения роста, технологиями, компетенциями, менторингом. Все определяется возможностями оседлать волну роста: хватает ли ресурсов в стартапе или ожидается выигрыш от привлечения внешних ресурсов.

По теме: Как МТС нанимает сотрудников на работу

Победители «Телеком идеи»

У нас объявлен курс на импортозамещение. С одной стороны, многие отечественные игроки видят в этом драйвер развития. С другой стороны, на венчурном рынке наблюдается отток инвестиций. Не обернется ли он фатальным технологическим отставанием?

Импортозамещение действительно способно дать толчок многим отраслям национальной экономики, и определенное движение уже есть, например, в аграрном секторе и легкой промышленности. Тут важно трезво оценивать, какие направления можно эффективно развивать, а какие нет, а также время, которое на это потребуется.

Есть ли шанс, что крупные российские компании станут активней вкладываться в стартапы?

Внешние инвестиции — это, в первую очередь, инструмент инвесторов и фондов. Если мы говорим про коммерческую организацию, например, МТС, то инвестиции в инноваторов релевантны только в том случае, если компания очень заинтересована в продукте стартапа, а развивать аналогичный проект in-house менее эффективно.

Какие черты Вам нравятся и не нравятся в российском подходе к бизнесу? Верно ли расхожее суждение, что русские традиционно сильны в технологиях, но слабы в маркетинге?

Нет никакого специфически российского подхода к бизнесу. А среди российских компаний есть множество примеров отличного маркетинга. Если говорить о высокотехнологичном секторе, хорошим примером может послужить «Лаборатория Касперского» — компания успешна и в технологиях, и в маркетинге, и не только на российском рынке.

Какие технологические решения, предложенные инноваторами, могут заинтересовать вашу компанию? В каких областях ИКТ?

Отвечу коротко: если сейчас в компанию МТС придет партнер, который продемонстрирует готовую цельную big data-инфраструктуру (техника, софт, алгоритмы) под ключ — у него есть все шансы на долгосрочные партнерские отношения с МТС.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно