Полина Тодорова

Глава Tinder рассказал, как создал многомиллиардный стартап в 20+ лет

Основатель Tinder Шон Рэд в интервью изданию Business Insider рассказал, как ему пришла идея создания дейтинг-приложения, как его уволили из собственного стартапа и какие маркетинговые уловки он использовал, чтобы раскрутить Tinder. Мы выбрали самое интересное из этого интервью.


tinder

Вот так выглядела ранняя версия Tinder. Фото: iTunes

О том, как пришла идея создания Tinder

Идея появилась из-за того, что пять лет назад я был невероятно стеснительным (я и сейчас застенчивый человек). В то время я переживал этап личностного роста и пытался понять, почему мне так тяжело подойти к кому-нибудь и познакомиться. Эти проблемы очень сильно меня беспокоили.

Tinder — популярный сервис знакомств. На данный момент у него десятки миллионов активных пользователей в 196 странах. С момента запуска приложения [в 2012 году] появилось 20 миллиардов пар.

Однажды я сидел в кофейне с друзьями и увидел девушку. Я посмотрел на нее, она поймала мой взгляд, и я подумал: «Ох, черт, она заметила, что я на нее смотрю».

Сначала я занервничал, а потом понял — постойте-ка… Она посмотрела на меня и улыбнулась, то есть как бы дала понять, что не против познакомиться. Тогда мое волнение ушло. Я начал об этом думать и анализировать ситуацию. Я понял, что когда ты знаешь, хочет кто-то с тобой познакомиться или нет, ничто не препятствует созданию новой связи между вами. Так мне пришла в голову идея Tinder.

Маркетинговые трюки: как Tinder стал вирусным

На заре Tinder Джастин Матин (один из сооснователей) однажды забрал наши телефоны и разослал рекламу всем нашим контактам. Тогда я подумал: «Наверняка это не сработает».

Всего нашу рассылку получили примерно 500 человек. 80% из них сразу же ответили, что готовы зарегистрироваться в Tinder. На следующий день количество пользователей увеличилось на 50%. Я был в шоке. Мы взглянули на метрику и увидели, что вовлеченность пользователей была просто поразительной. Нам даже пришлось несколько раз все проверить, потому что мы не верили такой статистике.

tinder
Основатели Tinder Джастин Матин и Шон Рэд. Фото: FilmMagic

Все началось, когда наши друзья начали делиться своими историями. Один из моих знакомых рассказал, что девушка, которую он постоянно видел, проявила к нему интерес, и они начали встречаться. Несколько недель мы слушали различные истории, которые неплохо встряхнули наш круг общения.

Знакомые, которые никогда не проявляли друг к другу никакого интереса, внезапно начали лучше общаться. Так мы сразу поняли, что наше приложение окажет большое влияние на общество.

Шон Рэд. Фото: thedrum.com

Еще была одна довольно забавная история. Младший брат Джастина хотел устроить день рождения своей лучшей подруге из Университета Южной Калифорнии. От дома его родителей до университета ходил специальный автобус, в котором обычно ездило примерно 500 студентов. Однажды Джастин позвонил мне и сказал: «Давай оплатим этот автобус и устроим в нем вечеринку Tinder». Я ответил: «Но это же день рождения одной девушки. Почему мы должны назвать вечеринку в честь нашего приложения?».

Мы связались с именинницей и спросили: «Можно мы устроим вечеринку Tinder? Мы оплатим все расходы и сделаем все в лучшем виде». Девушке очень понравилась наша идея.

Мы оплатили автобус и повесили на входе табличку, где было написано, что в автобус могут сесть только те, кто установил Tinder. Студентам в буквальном смысле надо было показать телефон с Tinder. В итоге примерно 400 человек из Университета Южной Калифорнии скачали Tinder и, уверен, они даже не знали, что это было за приложение.

Когда студенты вернулись домой, они начали им пользоваться и находить себе пару. Так в университете возник феномен Tinder.

Сооснователи Tinder. Фото: Forbes

После той вечеринки мы поняли, что это очень эффективный метод распространения. Мы осознали, что студенты станут нашими самыми суровыми критиками. А если наше приложение понравится самым строгим критикам, то оно сможет понравиться всем остальным.

В итоге каждый вечер вся наша команда выезжала из офиса и отправлялась по общежитиям и студенческим клубам Лос-Анджелеса, Сан-Диего и округа Ориндж.

Фото: Кендрик Бринсон

В тот же вечер, когда мы рассказывали о Tinder, мы получали около 100 установок приложения. В начале нам был важен каждый зарегистрированный пользователь. Мы останавливали людей на улице, заходили в кофейни и громко разговаривали между собой в таком духе: «Ты слышал о приложении Tinder? Оно такое крутое!». Мы всеми возможными способами старались сделать так, чтобы люди узнали о нашем приложении. Сидя в кофейне, я доставал телефон и громко говорил: «Ого, как интересно! Кто тебе рассказал о таком клевом приложении, как Tinder?». Так жители Лос-Анджелеса постоянно слышали слово «Tinder».

Затем случилось невероятное — о нас узнало все Западное побережье,. В январе жители отправились домой на каникулы и рассказали о нашем приложении своим друзьям. В итоге в начале января у нас было уже около 20 тысяч пользователей, а к концу месяца — 500 тысяч. Кривая роста выглядела просто нереально.

tinder

Джон Бадин придумал одну из самых важных функций Tinder — возможность «свайпнуть» фото. Фото: Tinder

Как возникла идея «свайпа»

На ранних этапах дизайна в Tinder была система из двух карточек — с крестиком и сердечком. В принципе, многое из базовой версии существует в приложении до сих пор. Однажды ко мне пришел Джон Бадин и сказал: «Знаешь, люди любят пролистывать [свайпать] фотографии, и я подумал, может нам стоит добавить такую функцию, чтобы разбивать фото на категории».

Фото: Getty

У него был целый образ с перемещением предметов. Что мы обычно делаем с дидактическими карточками? Сортируем по коробочкам, складываем в стопку. «Я сделаю функцию под названием "свайп"», — сказал Бадин. «Послушай, идея хорошая, но у нас нет на нее времени, — ответил я. — У нас есть целый список нерешенных проблем. Сделаем эту функцию, когда будет время». В своей привычной манере Джон заявил, что на реализацию его идеи уйдет две недели. В итоге он сделал ее за вечер субботы и показал уже утром следующего дня.

О мировоззрении новичка

Tinder определенно выросла как компания, и я вырос вместе с ней. Мне кажется, для развития компании и личностного роста нужно уметь извлекать уроки из своих ошибок. Признайте их и используйте как возможности роста. 

В нашей компании мы поощряем мировоззрение новичка. Неважно, сколько у вас опыта. Не нужно вести себя так, будто бы вы все знаете, иначе вы упустите очень важные вещи.

Шон Рэд в штаб-квартире Tinder. Фото: Danielle Kosann

Зачастую поэтому именно очень молодые и менее потрепанные годами предприниматели переворачивают индустрию, о которой ничего не знают. У них нет предубеждений, и поэтому они могут переизобретать некоторые понятия.

Скромность и мировоззрение новичка позволяют находить креативные способы решения проблем, причем в процессе вы будете узнавать много нового. Вы разработаете собственную культуру и этику компании. Именно в эти моменты развития компании и личностного роста и сформировалась культура Tinder.

tinder

Так Tinder выглядит в 2017 году. Фото: Tinder

О сложностях создания стартапа

Да, жизнь стартапа не так гламурна, как многие думают. Когда я слушаю чей-то питч с целью получить финансирование или мой совет, я в первую очередь задаю следующий вопрос: «Зачем вы этим занимаетесь?»

Если вас привлекла роскошная жизнь, которую вы видели в фильме «Социальная сеть», поверьте, в реальности все выглядит гораздо более сурово. Создание стартапа — трудное дело. Особенно, если ваш стартап растет так же быстро, как Tinder, и нужно постоянно быть во внимании. Именно от вас зависит решение этой проблемы. В противном случае вас ждет провал.

Фото: Bryan Sheffield

У вас должны быть другие, более веские причины для открытия стартапа, кроме типичных «Я хочу свободы» и «Я хочу работать на себя».

Поверьте, будут моменты, когда вам захочется лечь на пол и свернуться в клубок от отчаяния. Но вы найдете в себе силы благодаря любви к своему делу и вашим пользователям. Так что открывайте стартап, исходя из правильных посылов. Если у вас появилась самая гениальная идея в мире, но нет любви и преданной команды, вы потерпите неудачу.

Об увольнении из Tinder

Слово «уволили» звучит слишком громко. Меня попросили покинуть должность генерального директора, но продолжить руководить компанией частично. Дело в том, что наша компания развивалась так быстро, что, конечно же, появились сомнения, сможет ли 28-летний молодой человек, который никогда не руководил компанией такого масштаба, занимать пост ее главы и принимать правильные решения.

Честно говоря, я и сам сомневался. Мне было страшно. Tinder рос быстрее, чем что-либо, и из-за этого я испытывал очень много стресса. Мы вместе приняли это решение. Мы сделали его, чтобы новый, более опытный человек, помог нам развивать компанию, а я просто занял другую должность.

Фото: hngn.com

Я не совсем согласен с тем, как поступил совет директоров. Но в итоге я получил два очень важных урока. Во-первых, когда ваша компания растет, а вы стоит в ее главе, вам кажется, что у вас есть ответы и вы знаете, что делаете. Из-за этого к вам обращается за советом множество людей, и вы ощущаете огромное давление. Быть руководителем очень одиноко, ведь вас никто не направляет.

Когда я покинул свой пост и больше не ощущал тяжесть от принятия стольких решений, я понял, что быть лидером не значит знать ответы на все вопросы. Лидер может задавать правильные вопросы и объединять нужных людей, которые сами по себе не идеальны. Но у вас должна быть общая цель и понимание, куда вы двигаетесь.

tinder

Шон Рэд, один из основателей Tinder. Фото: Business Insider

Второй важный урок, который я извлек, заключается в том, что я вспомнил, почему занимаюсь своим делом. Я создал Tinder, потому что любил свой продукт. Когда я покинул должность генерального директора, лишился своего титула и перестал быть «капитаном  корабля», я понял, что для меня важны не титул и не деньги. Самым важным было для меня испытывать радость от того, что каждый день я встаю и работаю над тем, что мне нравится.

В моей голове как бы произошла перезагрузка. Когда вы переживаете трудные времена, важно напомнить себе о том, зачем вы занимаетесь своим делом и что для вас по-настоящему важно и ценно.

Воспринимайте неудачи как возможности для дальнейшего развития. Именно извлеченные нами уроки делают нас теми, кем мы являемся. Поэтому, работая в стартапе, нужно, несмотря на все невзгоды, сохранять упорство и настойчивость. Не отступайте перед лицом трудностей — попробуйте чему-то научиться.

О создании стартапа уровня Tinder

Мы работали в такой среде, что неудача не представлялась нам чем-то страшным (Tinder возник в стартап-инкубаторе — прим.ред.). Если бы наша идея провалилась, мы бы взялись за другую, а потом еще за одну. Мы могли следовать своим стремлениям, не испытывая огромного стресса.

На самом деле, неважно, какого размера ваш бизнес. Когда пытаешься создать нечто инновационное, процесс всегда выглядит одинаково. У вас есть гипотеза, вы ее проверяете, извлекаете уроки из успешного или неудачного исхода, переходите к следующему шагу, применяете полученные знания на следующем этапе и так далее. Такой подход применим к созданию стартапа, даже если он уровня Tinder и вы создаете нечто великое. Все начинается с создания атмосферы, в которой вы не боитесь рисков и неудач.

Как создать инновационный продукт — совет начинающим предпринимателям

Главное обладать вескими причинами для занятия собственным делом. А значит, у вас должно быть желание решить в какой-то мере актуальную для вас проблему.

Возможно, эта проблема касается лично вас или ваших друзей и коллег. Сначала проникнитесь ей и попробуйте ее решить, а не мечтайте о независимости и куче денег. Создание компании — трудное дело, которое требует упорства и настойчивости. Вы не сможете пережить все взлеты и падения, если у вас нет правильной мотивации.

Шон Рэд. Фото: Gillian Laub

У многих молодых предпринимателей существует ошибочное мнение насчет стартапов — они считают, что если у них стартап, то можно обойтись без четкой цели и миссии. Я же всегда говорю им, что с самого первого дня в Tinder была своя четкая миссия.

Сейчас наша миссия и цели развились, мы слегка их поменяли и многому научились. Но все это время у нас был план. Великие предприниматели готовы ко всему. У них есть план. А также отличная команда, которая понимает, какие цели преследует компания на каждом этапе ведения бизнеса. Очень важно, чтобы в компании была подобная ясность. Все должны понимать, что они делают и для чего.

Поверьте, я очень часто видел, как молодые и талантливые предприниматели не могут ответить на эти два простых вопроса. Именно поэтому я считаю, что люди должны чаще слушать подобные советы.

Источник.


Материалы по теме:

Cвайп-зависимость: 4 маркетинговых урока от Tinder

Как IT-компании боролись за юзера: Alibaba, Tinder, Reddit, Dropbox, Evernote

Всегда говори «ДА» в Tinder

Я узнал свой внутренний рейтинг в Tinder и пожалел об этом

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно