Элина Кириллова

Как компании BlaBlaCar удается быть glocal

Райдшеринговый сервис BlaBlaCar сейчас присутствует в 19 странах, а количество пользователей сервиса (как их называют в компании — «мемберы» или члены сообщества попутчиков BlaBlaCar) перевалило за 20 млн. Во всех странах компанию представляют небольшие команды — до 10 человек, которые отвечают за локализацию сервиса, его развитие и общение с мемберами.

Чтобы команды не теряли общее видение, в BlaBlaCar был создан отдел для координации всех стран между собой. Наша собеседница — Элис Шассерьо — как раз выполняет в компании роль «связующего звена» — она следит за тем, чтобы все местные команды по коммуникациям не расходились в своих действиях, совместно развивались и обменивались опытом.


О работе

Элис, как вы пришли в BlaBlaCar?

Я присоединилась к компании в сентябре 2011 года. Знакомый знакомого работал в BlaBlaCar, и как-то раз он рассказал мне о вакансии в проекте. Я тогда только окончила бизнес-школу и искала работу. BlaBlaCar тогда еще не был таким крутым проектом, как сейчас, а сотрудников было человек 15. Я знала, что хочу работать в маленькой динамично растущей компании, и мне хотелось делать что-то важное, полезное для общества. А райдшеринг полезен и с экономической стороны, и со стороны окружающей среды.

В сентябре 2011 года BlaBlaCar присутствовал только во Франции, Испании и запускался в Великобритании. Я присоединилась к французской команде, отвечающей за коммуникации.

Потом мы начали запускаться в новых странах: Италия, Польша. В это время у нас не было никого, кто бы отвечал за взаимодействие команд между странами — мы обменивались знаниями по email или при помощи каких-то более неформальных способов. Мы подумали, что нам нужен человек, который будет делать так, чтобы координация между командами в разных странах помогала им работать эффективнее. Тогда было принято решение, что я буду заниматься такой координацией.

Честно говоря, я не знала, с чего начать. Сначала просто общалась со всеми командами, чтобы понять, как мы можем быть полезными друг для друга. Потихоньку мы начали координировать различные вещи, и координирующая команда тоже начала расти — сейчас нас около десяти человек. Наш отдел называется Global communications team.


По теме: Сообщество BlaBlaCar достигло 20 млн человек

С чего начинается ваша работа, когда новая страна присоединяется к BlaBlaCar?

Во-первых, нужно нанять людей в местную команду. Я общаюсь с теми, кто станет частью команды по коммуникациям. Затем я должна передать им необходимые знания и данные по работе.

Новые сотрудники приезжают на неделю в Париж, на так называемый On-boarding, где мы стараемся дать им столько информации, сколько возможно, — о том, как BlaBlaCar работает, какие у нас принципы, обсуждаем планы и стратегии для запуска. Мы сами (Global communications team) едем в новую страну, чтобы контролировать запуск.


Иногда BlaBlaCar покупает какие-то компании и внедряет их команды. Сложнее ли принимать такую команду?

Когда мы приобретаем компанию, мы должны знать, что команды поладят. Недавно мы приобрели мексиканскую Rides — мы бы не стали этого делать, если бы там было совершенно другое мышление касательно райдшеринга.

Самое важное — слушать местную команду и понимать то, как они работают. В любом случае они знают особенности своего региона лучше, чем мы. Чаще всего компании, которые мы приобретаем, рады присоединению. Они знают, что у нас больше ресурсов, а обмен опытом с другими странами — это возможность выйти на новый уровень.

Мексиканская команда BlaBlaCar с основателями компании

В чем заключается ваша работа каждый день?

Во-первых, внутри «коммуникейшен тим» у нас есть еженедельные скайпколлы с другими странами. Еженедельно две страны рассказывают остальным, что они сделали и что запланировали на будущее — мы это называем CommCall. Таким образом каждая страна в курсе того, что происходит в других. И иногда возникают такие обсуждения: «О, вот над чем вы работаете! У меня есть вопрос, потому что я тоже хочу сделать так...».

Есть также еженедельные онлайн-митинги всех сотрудников компании. Они называются BlaBlaTalk. Одна из команд (техническая команда, маркетинговая, команда по работе с клиентами или др.) делает презентацию о своей работе и рассказывает остальным.

Каждую 7-8 неделю команда по коммуникациям делает общую презентацию для компании (в рамках BlaBlaTalk).

У нас также есть BlaBlaWiki — сайт, похожий на «Википедию», но только для сотрудников. Когда мы накапливаем знания о том, как правильно делать тот или иной шаг, мы подталкиваем команду написать короткий сценарий. Например, «мы решили партнериться с футбольным клубом, мы им предложили то, они нам дали это, такие были результаты» и т.д.

У нас также есть страница в интернете, которая называется BlaBlaShare, где каждый желающий может просто поделиться какими-нибудь своими успехами. Пиарщики могут рассказать про интересные публикации. HR — про новых сотрудников, айтишники — про какие-то новые разработки и т.д. А под этими постами, естественно, завязывается общение в комментариях. Эта страница соответствует нашей заповеди Share more, learn more («Делись своими знаниями и учись у других»).


По теме: Чем похожи французская и российская стартап-экосистемы


Два раза в год у нас проходит International Week (IW), когда все прилетают в Париж. В эти недели мы проводим брейнстормы, креативные сессии — все вместе определяем, каким BlaBlaCar должен быть в глазах людей.

А еще у нас есть программа BlaBlaBreak, когда мы все вместе отдыхаем — в этом году ездили кататься на лыжах в Альпы. Обычно BlaBlaBreak проходит в конце одной из наших International Week. После всех конференций и собраний утром в пятницу уезжаем на три дня. Идея не только в том, чтобы поддержать командный дух, но и в том, что мы хотим сказать спасибо сотрудникам за то, что каждый из них усердно работает и вкладывает много энергии в проект.


Про новые рынки

Какие страны были наиболее далеки от вашего способа мышления?

Европейские страны достаточно похожи между собой. А вот в Индии, Мексике и России, конечно, есть отличия. Самая большая сложность для такой компании, как BlaBlaCar — найти баланс между глобальным и локальным. Ты должен положиться на компетентность местной команды. И если они говорят тебе, например, что это не сработает в России — нужно верить.


Сколько времени вам требуется, чтобы понять новую культуру, новую ментальность?

Не буду заявлять, что я эксперт во всех культурах. Единственные, кто понимает культуру — это люди из этой страны.

Когда мы запускались в Индии — мне, например, рассказали, что тут можно попасть на поезд, только если ты заранее купил билет. Я решила прокатиться на выходных и попросила моего коллегу забронировать билеты. Я думала, что за две-три недели — это и есть «заранее». А он сказал, что теперь я в листе ожидания — каждый день я проверяла список, но так и не получила билет. Только с опытом, я узнала, что такое «заранее» в Индии.

Если ты тут не живешь — то все равно до конца не поймешь местную культуру.


Какое отличие вы видите в российской ментальности касательно райдшеринга?

В Европе для людей привычно путешествовать по своей стране и даже в соседние. Но Россия — очень большая. Вряд ли люди воспользуются райдшерингом, чтобы добраться из западной части страны в восточную. В России люди чаще ищут попутчиков внутри регионов. На других рынках у нас таких огромных территорий нет.

Второе отличие — это способы общения, например, соцсеть «ВКонтакте». Мы привыкли использовать англоязычные сети во всех странах, но в России многие не говорят по-английски. Так что пришлось адаптироваться. Например, российская команда объяснила мне, что наш аккаунт в Instagram на английском языке не будет здесь популярен, и что нужен контент именно на русском. Так мы завели Instagram отдельно для России.

Ну и, в других странах люди используют Google, а у вас — «Яндекс».

Российская команда BlaBlaCar

В России многие не знают, что такое райдшеринг...

В некоторых странах люди уже знали о райдершеринге, когда мы запускались. Например, в Германии его практикуют уже лет десять. Когда мы запускались в России, многие говорили, что райдшеринг не будет тут работать совсем. Но сейчас Россия — одна из самых успешных стран для BlaBlaCar.

Команда выполнила огромную работу, объясняя людям, что такое райдшеринг и почему это безопасно.


По теме: Какое будущее у каршеринга в Москве?


Я была на Geek Picknic в Санкт-Петербурге, мне дали возможность выступить на конференции. И когда я спросила людей, кто из них знает о BlaBlaCar, многие подняли руки. Чувствуется, что для них это уже достаточно привычная вещь.

Какая часть вашей работы наиболее важна в сотрудничестве с другими странами?

Я думаю, главная проблема — это обучить команды, и быть уверенным, что мы доносим ценности до местных сотрудников. Компании важно найти правильный баланс между глобальным и локальным. В каждой стране мы стараемся быть glocal (от английского global и local). Нам важно знать, что у нас все еще единый бренд для всех. Когда вы думаете о BlaBlaCar в России — это тот же самый BlaBlaCar, что и в Мексике.


Продвижение райдшеринга

Какая деятельность наиболее плодотворна в части продвижения BlaBlaCar?

Я могу ответить за PR и коммуникации, но к маркетингу, например, отношения не имею.

Так вот, во-первых, нам очень важны отношения с прессой, потому что это способ достичь сразу многих людей. Когда мы даем интервью на ТВ, то сразу видим результат в количестве посетителей на сайте.

Во-вторых, мы вкладываем много усилий в создание крепких отношений с сообществом — в том числе через социальные сети.

Но лучше всего — встречать людей в реальной жизни. Мы проводим BlaBlaTour — несколько человек из компании отправляются в тур по городам, в каждом из которых они встречаются с пользователями (посиделки BlaBlaTime), чтобы получить отзывы, в том числе критические, и просто хорошо провести время. В рамках тура 2015 мы посетим 88 городов в 17 разных странах. Он начался в мае, а закончится в сентябре.

Другая часть продвижения — это фестивали, где мы объясняем, что такое BlaBlaCar, устраиваем разные активности, игры между выступлениями, помогаем найти попутчиков. И этим летом у нас 44 палатки на разных фестивалях мира, включая и самые крупные. В России мы были на «Нашествии» и «Дикой мяте», Geek Picnic в Москве и Санкт-Петербурге, будем на «Октоберфест».


Много человек использовали BlaBlaCar, чтобы добраться до «Нашествия»?

«Подорожники» (стартап, купленный компанией BlaBlaCar — прим. Rusbase) были партнерами «Нашествия». И «Подорожниками» пользовались тысячи людей.

Пока BlaBlaCar не монетизируется в России, так что мы не видим точное количество заключенных сделок между водителем и пассажиром, поэтому можем только предполагать эту цифру. По нашим данным — около тысячи человек.

При этом у нас был шатер на самом фестивале, где можно было на импровизированной оффлайн-доске, используя листок и ручку, найти себе водителей или пассажиров. Около 100 человек нашли себе попутчиков прямо там.

В каких странах браузеры популярнее телефонов?

В Индии и Турции (наших новых странах) мы запускались по стратегии Mobile First — это означает, что мы больше продвигали именно мобильную версию, чем десктоп (в Турции несколько месяцев вообще не было десктопной версии).

Во всех странах популярность мобильной версии, конечно, растет быстрее.


У Uber сейчас множество проблем в разных странах. Имеете ли вы какие-то проблемы с властями, с таксистами?

Наш сервис сильно отличается. Во-первых, у нас водители не получают коммерческую выгоду, а могут только частично компенсировать сумму расходов. Во-вторых, в отличие от такси-сервисов, которые оказывают услугу по требованию клиента, BlaBlaCar — это классический райдшеринг: водитель не оказывает услуг, он в любом случае поедет по своему направлению.

И в-третьих, наш сервис направлен на междугородние поездки, в отличие от такси-сервисов. Главное, чтобы люди и чиновники видели разницу — над этим работает команда по коммуникациям.

У нас нет проблем с законом ни в одной стране присутствия. Во многих развитых странах — в том числе в США и Канаде — райдшеринг разрешен на законодательном уровне.


По теме: Отношения с государством. Чему Uber стоит поучиться у Airbnb

О планах

Видите ли вы возможность запуститься в Китае?

Сейчас в планах этого нет. У нас есть определенные критерии, по которым мы выбираем следующий рынок для запуска: частота и способ перемещений, стоимость бензина, качество дорожной инфраструктуры, законодательные аспекты и т. д. Китай — действительно большой рынок, но пока мы его не рассматриваем.


А еще вы не запускаетесь в США...

В США есть множество факторов, которые нас останавливают. Первый — расходы на дорогу здесь не такие, как в других странах. Цена на бензин невысокая, поэтому люди не заинтересованы в том, чтобы делить ее с помощью райдшеринга. Второй — расстояние между городами очень большое. Обычное BlaBlaCar-путешествие — это около 330 километров. Третий фактор — там низкая цена авиабилета на внутренние перелеты, то есть ни у кого нет проблем купить билет Чикаго—Нью-Йорк.

Ну и, в любом случае, у каждого есть своя машина.


Но правительство США пытается объяснить людям, что райдшеринг — это экологично, полезно...

Да, но этот способ чаще используется для того, чтобы добраться до работы. То есть ты договариваешься со своими же коллегами — для этого не нужен отдельный сервис.


Во Франции достаточно жесткие меры для частного бизнеса, высокие налоги. Тяжело ли развивать бизнес во Франции?

Я не осведомлена обо всех трудностях, с которыми ты сталкиваешься, когда открываешь компанию во Франции. Но многие министры и чиновники часто приезжают к нам в офис в Париже. Наш основатель и генеральный директор Фредерик Маззелла в прошлом году находился в составе делегации успешных французских стартапов, которые сопровождали президента Франции Франсуа Оланда в бизнес-поездке в США. В данный момент Фредерик находится в Нью-Йорке на технологической конференции, снова с некоторыми министрами. В общем, со стороны государства мы чувствуем всестороннюю поддержку.


И последний вопрос — что вам больше всего нравится в работе в BlaBlaCar?

Я счастлива, что дух компании не изменился. BlaBlaCar выросла с 15 человек, когда я пришла, до более трех сотен сегодня. Когда компания растет сверхбыстро, то этот самый дух можно потерять. Но мы проделали много работы для того, чтобы просто сохранить наши ценности. У нас есть десять правил, определяющих то, как мы работаем. И самая главная ценность — быть веселым и серьезным (Fun & Serious).


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно