Роман Ковалев

«Когда-нибудь SEO-ссылки умрут. Но не сегодня и не через год»

Роман Ковалев, сооснователь Digital Guru, взял интервью у Антона Шаманаева, директора по продукту Wizard.Sape. Разговор шел о разнице между наемной работой и предпринимательством, о перспективах Wizard.Sape и возможной смерти SEO-индустрии.


Роман: Сегодня у нас в гостях Антон Шаманаев из Wizard.Sape. Правильно так называть?

Антон: Да, именно так.

 

Роман: Что у вас сейчас происходит в бизнесе? В настоящий момент ведется активная борьба против платных ссылок, а Wizard.Sape – он же абсолютно «ссылочный». То есть, вы зарабатываете на автоматизации поискового продвижения и используете систему купли-продажи ссылок Sape.

Антон: На самом деле, почти каждый год кто-то говорит о «смерти SEO». По сути, в этом апреле, когда «Яндекс» заявил о новом этапе борьбы с платными ссылками, мы имели дело с повторением истории трехлетней давности. Тогда в Google внедрялся алгоритм «Пингвин», который «наказывал» сайты за плохие ссылки. Прошло три года. «Яндекс», видимо (я уж не знаю, какая у него стратегия), пытается этот же алгоритм как-то по-другому обыграть. В прошлом году они заявили о том, что ссылки теперь не работают, весь год оптимизаторы спорили друг с другом о том, работают ссылки или нет. Причем мнения были совершенно разные. Теперь вот оказывается, что ссылки, все-таки, работают, но за плохие иногда наказывают.

 

 

Антон Шаманаев

 

Роман: Ваш бизнес может пострадать.

Антон: Наверное, он может пострадать. Это достаточно серьезная внешняя угроза, но, правда, уже далеко не первая и не единственная. К тому же, надо понимать, что ссылочная биржа, как и все SEO, исторически находится в серо-черной зоне и постоянно имеет дело с внешними угрозами в лице поисковиков, которые создают все новые и новые препятствия для каких-то манипуляций с выдачей. Бороться с такими угрозами – это наша основная стратегическая работа. А говоря о Sape… в общественном понимании, в Sape есть только плохие, SEO-шные, продажные ссылки, которые мы все привыкли видеть…

 

Роман: Гнилые такие.

Антон: Гнилые, дешевые, совершенно не «для людей» и абсолютно вредные для Рунета. Но это вовсе не всегда так. В Sape несколько сотен тысяч сайтов продают места под ссылки, а наш сервис, Wizard, автоматизирует работу со ссылками. Но использует от силы 10% базы сайтов Sape, отбирает только лучшие сайты и ссылки определенных типов. Как сотрудник сервиса, который непосредственно занимается его алгоритмами, могу сказать, что ссылки есть плохие, есть хорошие, и оцениваются по десяткам различных параметров. У «Яндекса» какая-то своя методика их оценки, у нас – своя, основанная на опыте многих SEO-оптимизаторов. Могу заверить, что далеко не все ссылки, купленные через Sape, этот алгоритм «Яндекса» (пока, по нашим наблюдениям), считает плохими. И вообще, фильтр «Минусинск», судя по всему, сейчас накладывается в полуручном режиме. Так, чтобы слабо затронуть поисковую выдачу, но при этом посеять панику. Панике поддаваться не стоит.

Ты, наверное, знаешь, что в сервис Яндекс.Вебмастер сразу после доклада Садовского стали приходить сообщения о том, что «на сайт стоят SEO-ссылки, пожалуйста, снимите их». Мы просканировали базу Wizard (у нас многие пользователи дают доступ к своему Яндекс.Вебмастеру, чтобы наш робот туда заходил и определенную аналитику вытаскивал) – и поняли, что только около 10% сайтов, продвигающихся в Wizard'е, получили такие сообщения. Ну, а в первую, самую крупную, волну «Минусинска» у нас попало под фильтр всего 0,6% сайтов. Хотя мы, по идее, непосредственная «группа риска».

 

Роман: Как вы вообще смотрите в будущее в такой ситуации?

Антон: В России три года назад, как я уже сказал, случился «Пингвин», и с тех пор продвижение в Google принципиально не изменилось. SEO-оптимизаторы просто более внимательно подходят к закупке ссылок, но по-прежнему этим грешат. И по-прежнему видна довольно четкая картина: если ты покупаешь ссылки, то сайт растет, снимаешь – падает. Недавно ради эксперимента мы посмотрели проекты, которые остановили продвижение в Wizard'е в декабре – январе и сняли ссылки. Мы взяли все запросы, по которым они продвигались, и сняли их позиции на сегодняшний день. В результате позиции не то чтобы совсем упали, но достаточно серьезно просели – на 10-20 пунктов.

Мы у себя видим достаточно позитивную картину по покупке ссылок. То есть, приходит новый сайт, начинает покупать ссылки, у него позиции растут. Не могу сказать, что они растут до самого топа только за счет одних ссылок, но это уже давно так. Когда позиции достигают определенного уровня, мы сами в Wizard’е уведомляем клиентов, что для дальнейшего роста вам нужно первое, второе, третье сделать на своем сайте.

 

Роман: А развитие поисковой оптимизации на сегодняшний день идет в каком направлении? Не кажется ли тебе, что сегодня поисковая оптимизация вообще в целом как маркетинговый канал сдает позиции?

Антон: Мне кажется, что не совсем так. Она действительно видоизменяется, это верно. И наверное, когда-нибудь, SEO-ссылки умрут. Но не сегодня, не через год, и я даже думаю, не через два. Это будет происходить постепенно.

 


По теме: Как получить первую 1000 ссылок на сайт стартапа?


 

Роман: А что придет на смену? Все равно же какие-то инструменты воздействия должны быть?

Антон: Я считаю как раз наоборот – что SEO является одним из ключевых маркетинговых каналов. И он будет работать в тесной связке со всеми остальными каналами, с контекстной рекламой, с медийкой, РТБ, соцсетями, с другими источниками платного трафика. Уже сейчас мы видим, как поведенческие факторы учитываются и «Яндексом», и Google, также есть истории о том, что ты накупил рекламы – и у сайта в органической выдаче выросли позиции. Пока обычные SEO-шные ссылки все еще работают. Я думаю, что видоизменяться они будут в сторону какого-то усложнения, и, может быть «оестествления». Возможно, станет больше учитываться трафик по ссылкам или какое-то тематическое их окружение.

 

Роман: Антон, скажи несколько слов о тебе. Чем ты занимаешься в Wizard’е, за что отвечаешь, какой у тебя предыдущий опыт работы? Где учился, что потом делал?

Антон: Я закончил факультет ВМК Московского Государственного Университета. Второе образование – Высшая школа бизнеса МГУ. Там же, на ВМК МГУ – кандидатская степень. Потом работа…

 

Роман: То есть, ты очень много учился?

Антон: Да, это заняло, наверное, большую часть моей жизни. Потом работа в международной консалтинговой компании. Потом – в «Ашманов и партнеры», сначала в роли SEO-оптимизатора, а затем – аккаунт-менеджера.

 

Роман: Как у тебя получилось из консалта перейти в оптимизаторы?

Антон: Пришлось сделать еще один виток.

 

Роман: А что на это сподвигло? Решение, мне кажется, не самое очевидное.

Антон: На самом деле, я в немного неудачное время оказался в консалтинге – это был 2009 год… Тогда всех увольняли. Я пришел стажером, и, проработав несколько месяцев, получил предложение либо остаться на маленькой зарплате, либо уйти. У меня еще был кредит за образование. Но этих месяцев мне хватило выше крыши, чтобы вкусить зарубежный стиль ведения бизнеса, который потом мне сильно помогал – и в «Ашманове», и дальше.

 

Роман: А что дальше?

Антон: Агентство «МедиаНация», созданное бывшими коллегами из «Ашманов и партнеры».

 

Роман: А туда ты в какой роли пришел?

Антон: Как руководитель отдела SEO, также занимался некоторыми e-commerce проектами. В них пришлось вкусить и предпринимательский опыт. В дальнейшем пришло предложение от Wizard'а – а я всегда мечтал работать в одном из столпов рынка. И вот уже в течение двух лет я директор по продукту Wizard.Sape. Занимаюсь разработкой инструментов продвижения, алгоритмов, самого продукта, пользовательского опыта, технической стороны, а сейчас и маркетингом тоже.

 

Роман: Бытует такое мнение, что если человек предприниматель – это круто. А если наемный работник –  то нет. Ты побывал в двух стезях, и, более того, сменил предпринимательскую роль на костюм наемного работника. Расскажи, почему. Какие есть плюсы, минусы там и там?

Антон: Могу сказать, что у нас действительно сейчас муссируется культ предпринимательства и капитала, которого, например, в Советском Союзе точно не было. И если заглядывать в прошлое, то в мире в 30-х гг. как раз наоборот считалось престижным устроиться на работу, строить карьеру в одной компании.

 

Роман: Как в Японии, например, да?

Антон: Да. А сейчас возник культ «собственного дела» и накопления капитала своими руками. С одной стороны, это просто мода, а с другой, отвечая на твой вопрос, я считаю, что везде есть свои плюсы и минусы. Каждый должен выбрать тот путь, который комфортен лично для него. Мне приятнее роль наемного работника.

 

Роман: Какие ты увидел в себе качества, присущие наемному работнику? А какие должны быть свойственны потенциально успешному предпринимателю?

Антон: Честно говоря, я не знаю, можно ли связывать успешность дела с качествами человека, его основавшего. Скорее, нет, потому что здесь очень многое завязано на удаче, на каких-то стечениях обстоятельств. Мне кажется, что предприниматели достигают успеха за счет совершенно различных качеств, и общую модель выработать довольно сложно. Мне вот комфортно бывает посидеть, поковыряться в каких-то цифрах, чтобы никто меня не трогал…

 

Роман: То есть, сосредоточиться на одной области?

Антон: Да, на одной задаче, именно куда-то вглубь копнуть. Я получаю от этого достаточно серьезное удовлетворение. А предпринимательство по модели поведения – это когда у тебя тысяча мэйлов, сообщений во всех сетях, и ты должен быстро отвечать всем. И каждый твой ответ – это какое-то решение. Несмотря на то, что решений таких должно быть много, и они должны быть быстрые – они все еще должны быть в какой-то степени правильные. От этого зависит, как будут развиваться все процессы, которые у тебя в руках. Когда я перешел в «МедиаНацию», в моем подчинении оказались другие люди, и этот переход очень хорошо чувствовался. На первое место встали не дела, а решения, которые ты принимаешь. В «Ашманов и партнеры» было важно, насколько качественно ты выполняешь свою работу, как хорошо продвигаются сайты, полный ли составлен отчет для клиента. В «МедиаНации» больше ощущалось, как принятые тобой решения меняли общее положение дел. Для меня это был достаточно серьезный переворот в модели поведения. В этом, как раз, наверное, основное отличие работы специалиста от работы руководителя.

 

 

Антон Шаманаев (слева) и Роман Ковалев

 

Роман: А ты не чувствуешь сейчас, что разменял перспективу многомиллионного выхода из бизнеса на потенциал вечного наемного работника?

Антон: Надо понимать, что говорим мы либо про наемного специалиста, либо про наемного руководителя. Наемный руководитель – это обычно человек с какой-то мотивацией, довольно похожей на мотивацию предпринимателя. По финансовой структуре, по психологической структуре она должна быть очень похожа.

 

Роман: Просто он замотивирован в определенный сектор, в отличие от предпринимателя, который контролирует весь бизнес?

Антон: Да, и он работает в команде, ему есть, на кого опереться, и от него зависит многое, но не все. И это придает дополнительные силы. Предприниматель, мне кажется, очень выматывающая роль. Если что-то начинает происходить не так, нужно влезать вообще во все процессы, потому что кроме тебя этого никто не сделает. Вот все минусы и плюсы.

В конечном итоге все равно ты, приходя домой и оборачиваясь назад в свой день рождения, думаешь: «А что там произошло за последний год?» – и вспоминаешь какие-то события из своей жизни. И, наверное, в какой-то момент осознаешь, что жизнь должна быть насыщена не только мэйлами и заботами о том, как достичь какого-то определенного KPI. Но и другими, более приятными событиями.


Роман: Антон, ты сейчас работаешь в продукте Sape. Скажи, при твоем переходе сюда из «МедиаНации», из e-commerce проектов, ты со своими долями расстался? Смог ли ты за время этой предпринимательской карьеры выйти в кэш?

Антон: Те доли, которые у меня были в «МедиаНации» в e-commerce проектах, попадают в определенную копилку…

 

Роман: Твою копилку?

Антон: Скажем так, в копилку долей, да, которые, как я думаю, на пенсии дадут возможность получать достойные деньги для жизни, как у зарубежных пенсионеров.

 

Роман: Я правильно понимаю – что ты от своих прошлых мест работы оставляешь такой «хвост»…

Антон: «Хвост», самые сливки, да. Мне всегда везло с партнерами, и не было каких-то конфликтных ситуаций, когда что-то обещано а плане доли и эти обещания нарушаются. Не могу посоветовать, как добиться того же.

 

Роман: Как ты выстраиваешь свою карьерную стратегию? Это всегда карьера наемного работника, либо это всегда попытка получить опцион в компании и работу уже с другой мотивацией?

Антон: В принципе, я не могу сказать, что строю свою карьеру как-то вдумчиво. На самом деле, я сейчас понимаю, что достаточно большую роль играют случай и возможности, которые открываются внезапно. Нужно просто соответствовать этим возможностям, прокачивать себя определенным образом, знакомиться с новыми людьми. Самое главное – идентифицировать шанс, когда он появится – понять, что это то самое, чего, может быть, ты ждал два года. И потом не упускать.

 

Роман: Как вычленить этот шанс?

Антон: Сложно сказать. Садиться, думать, чувствовать. Все мои карьерные переходы – это и были те самые возможности. Вдруг появляется человек с предложением, и ты загораешься, меняешь работу, роль, команду. Как оно будет происходить в дальнейшем? Честно скажу, у меня планов, расписанных по годам, нет, поэтому будем смотреть.

 

Роман: Антон, спасибо. В конце я хотел тебя попросить рассказать свои мысли о том, как человеку понять, какая роль ему лучше подходит. Куда идти выпускнику вуза? Нужно ли ему открывать свое дело, либо ему нужно сначала поработать, попробовать себя в роли наемного сотрудника?

Антон: Я бы посоветовал молодым ребятам не прекращать учиться и ни в коем случае не недооценивать этот этап в жизни. Он важен получением как новых знаний, так и знакомств. В дальнейшем, если есть тяга к предпринимательству, вы это почувствуете. Если тяга не очень сильная (либо навязана извне) – не упускайте возможности построить карьеру на каком-то месте работы. Лучше всего, когда есть какой-то доход и опыт, который накапливается. Вы растете профессионально, вы растете в должности, и постепенно приходит зрелость и понимание того, в какой момент и какое свое дело стоит начать – и нужно ли вообще этим заниматься. Самый деструктивный вариант развития событий, который я сейчас наблюдаю на некоторых молодых знакомых, – когда человек год сидит дома в интернете и думает о том, какой бизнес ему открыть и во что вложить все свои силы. Но в результате он их ни во что не вкладывает и просто теряет время. Вот такого я всячески советую избегать. А в остальном, наверное, нужно просто постоянно думать, не упускать возможности, чувствовать. Тогда вы наверняка добьетесь успеха.

Фото: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно