5 бизнес-правил от Аделины Сотниковой
Что я поняла, запустив студию маникюра




Мало кто знает, что известная российская фигуристка и Олимпийская чемпионка Аделина Сотникова в свои 19 лет в перерывах между тренировками и соревнованиями находит время для того, чтобы управлять компанией. В статье на Rusbase Аделина рассказала, как удается совмещать эти непростые занятия и каких правил ведения бизнеса она решила придерживаться.
Идея начать свой бизнес возникла у меня после Олимпиады в Сочи. Сначала я хотела создать коллекцию одежды для фигуристов, тем более, что в России никто из звезд фигурного катания этим не занимался. Мы уже начали работать над коллекцией, нашли поставщиков, разработали дизайн… Но пришлось отказаться от этой затеи, поскольку мне продлили контракт с крупнейшим производителем спортивной одежды Nike, и совмещать это с запуском своей коллекции было бы неэтично.

В то же время у нас с мамой всегда была мечта – иметь семейное дело. Она уже вырастила детей, и ей хотелось иметь интересное занятие «для души,» поэтому мы продолжили поиски.

Плюс – для меня всегда было огромной мотивацией желание помочь сестре Маше. Она инвалид детства, у нее тяжелое заболевание синдромом Тричера-Коллинза. Ей сделали три дорогостоящие операции. Сейчас Маша учится на медика и мечтает стать массажистом. В какой-то момент мы поняли, что идеальным вариантом будет пойти в «бьюти»-сферу и решили открыть студию маникюра Be Happy. В итоге мама стала генеральным директором, а для Маши мы предусмотрели массажный кабинет, где в будущем она сможет работать.
Аделина Сотникова в своей студии маникюра
К тому моменту у меня скопилась определенная сумма денег – гонорары за соревнования и мероприятия. Поэтому удалось запуститься без кредитов и сторонних инвестиций. Так я стала главным инвестором и лицом нашей студии маникюра. Первоначальные вложения на открытие составили около 1,3 млн руб., и еще 600 тыс. руб. понадобилось, чтобы закрыть кассовый разрыв на 5 месяцев. Я рассчитываю вернуть вложения за 1,5 года.

Конечно, на первом этапе было трудно, приходилось добавлять свои деньги, поскольку надо было платить за аренду, расходные материалы и предусмотреть зарплату сотрудникам. Тем не менее после 4 месяцев работы мы открыли кабинет косметологии.

Студия существует уже полгода, у нас уже около 1 тысячи клиентов, многие из них заходят к нам постоянно. Сейчас мы готовимся к активной продаже франшиз.
С читателями Rusbase я хочу поделиться советами, как успешно запустить бизнес с нуля и избежать многих ошибок. Все это я вынесла из собственного опыта.
1
Учитесь у профессионалов
Прежде, чем начать новое дело – особенно, если вы в нем мало разбираетесь, – обязательно проконсультируйтесь с профессионалами. Лучше всего пройти специализированные курсы по запуску и раскрутке того или иного вида бизнеса.

Конечно, учиться нужно не самому ремеслу, а мастерству управления – чтобы быть в курсе всех тонкостей и нюансов, иначе можно наделать много глупых ошибок.

Когда мы решили открыть студию, то сразу же нашли курсы, которые вела владелица собственной сети салонов. Мы прошли обучение, как быть директором и открыть студию маникюра. Это был очень правильный шаг. Потому что это сейчас мы очень требовательные и продвинутые, а тогда ничего не знали и могли бы наделать глупостей уже на этапе открытия – даже не в плане маникюра и услуг, а в юридических и бизнес-вопросах.
«СТРОГО ВЫБИРАЙТЕ ЛЮДЕЙ В СВОЮ КОМАНДУ – ЭТО ОСНОВА УСПЕШНОГО СТАРТА И СТРЕМИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА. БЕРИТЕ НА РАБОТУ ТОЛЬКО ЛУЧШИХ В СВОЕМ ДЕЛЕ»
2
Тщательно подбирайте персонал и контролируйте исполнение правил
Помимо профессионализма, очень важны человеческие качества – особенно для бизнеса в сфере обслуживания. Поэтому мы изначально искали приятных людей с хорошим характером, которые разделяют наши ценности. У нас ушло много времени на подбор персонала, приходилось прощаться с профи, потому что они были недостаточно внимательны к клиентам и сидели с «каменным лицом». Сейчас у нас работает 5 мастеров маникюра и педикюра, массажист, косметолог, мастер по наращиванию ресниц, администратор и 2 директора.

Мы поняли: для того, чтобы внедрять правила и выстраивать систему контроля их исполнения, руководитель должен быть на месте – и своим примером вдохновлять сотрудников им следовать. Поэтому наш исполнительный директор также выступает в роли второго администратора.

Во многих сетевых салонах практикуют систему штрафов. Но это не наш вариант: я считаю, что штрафы только отбивают мотивацию. Лучше постараться создать здоровую атмосферу внутри компании.

Мы устанавливаем четкие правила и требуем строго их соблюдать. Но у нас работают очень осознанные и ответственные мастера, поэтому никогда не было такого, чтобы систематически что-то не выполнялось. Мы уважаем друг друга, это необходимо в совместной работе.

3
Всегда будьте в курсе того, что происходит в вашем заведении
У меня тренировки, соревнования, постоянные разъезды… Но я всегда хочу знать, что происходит в салоне, не случилось ли чего?

Для меня, например, решением стала установка камер видеонаблюдения, подключенных к облачному сервису Ivideon. Я могу со смартфона «заглянуть» в салон и послушать, как мастера общаются с клиентами, где бы я ни находилась. Это помогает и в решении конфликтных ситуаций – мастер говорит одно, клиент – другое, а разобраться, как было на самом деле, можно на видео.

Мастерам я также сказала, что мы установили видеонаблюдение, и это их дисциплинирует, включается самоконтроль.
4
Вкладывайте душу в то, чем занимаетесь – клиенты это оценят
Если у вас «горят глаза», то вы вдохновите и свою команду, и клиентов. Поэтому мы, например, решили привнести в интерьер нашей студии домашнюю атмосферу – и не стали обращаться к дизайнерам, хотя нам предлагали разные проекты. Нам важнее было не распыляться, а сделать все качественно и добротно.

Дизайн стал частью позиционирования: мы видим себя как студия, где по-домашнему уютно, гости это ценят, видят, что мы вложили душу.

В салоне мы даже решили сделать маленький прототип моей комнаты: чтобы клиенты чувствовали, будто пришли ко мне в гости. Интерьер выполнен в моих любимых цветах – белом, розовом и сиреневом. Стены украсили фотографиями, картинами фанатов, из поездок я обязательно привожу сувениры и красивые вещицы для салона.

Я часто бываю в салоне, захожу сюда перед соревнованиями или мероприятиями. Много общаюсь с клиентами, мы вместе пьем чай, делаем фото для Instagram.
5
Клиенты – ваше все, не будет их – не будет и бизнеса
Кстати, именно Instagram сыграл большую роль в привлечении клиентов. Когда мы только-только открылись, это был, можно сказать, мой индивидуальный аккаунт, и там было 1500 подписчиков. Они и стали нашими первыми гостями.

К нам заходят и мои друзья-спортсмены, фигуристы и гимнастки. Сейчас у нас уже более 2400 подписчиков, мы размещаем в Instagram информацию об акциях, держим обратную связь с клиентами, благодаря чему постоянно совершенствуем свой бизнес.

Конечно, то, что я публичная личность, помогает в продвижении студии, о ней пишут, снимают сюжеты и передачи. Поэтому рекламы мы практически не давали, только распространяли флайеры. Но они, как мы позже поняли, себя не оправдали.

Мы привлекаем клиентов в основном при помощи акций, которые обновляются каждый месяц – о чем мы сообщаем в соцсетях. Это оказалось гораздо эффективнее.

Кроме того, мы стараемся держать доступные цены, конечно, не эконом класса, но и не luxury. Ведь наши клиентки – это, в основном, мои сверстницы, молоденькие девчонки, школьницы и студентки. К нам часто приходят и взрослые женщины, которые живут неподалеку от студии.

Главное – мы никогда не поступимся качеством, несмотря на доступные цены, за это нас и любят. Это позволяет удерживать клиентов.
Фото: Аделина Сотникова & Studio Be Happy on Instagram.
Светлана Зыкова