Дмитрий Потапенко: за слово «стартап» я бы уже казнил давно — и желательно прилюдно



Откровенное интервью известного критика власти
Кто такой Дмитрий Потапенко? Поиск по этому имени в «Яндекс.Новостях» выдает сотни ежедневных упоминаний и статей с его комментариями на различные темы.

В декабре он изрядно прославился своим резким выступлением на Московском экономическом форуме. Пользователи соцсетей весь месяц носили его на руках за афоризм о том, что диалог власти с бизнесом похож на отношения мясника и коровы. По его мнению, чиновники нанесли российской экономике четыре нокаутирующих удара: преступное эмбарго, запретительные кредитные ставки, указ об уничтожении продуктов и «налог Ротенберга».

Фото из аккаунта Потапенко «ВКонтакте»
Сейчас наш герой ведет передачу «Курс Потапенко» на «Эхе Москвы», дает много интервью и регулярно пишет колонки в деловых СМИ. Например, в своих колонках на «Слоне» Дмитрий дает советы по воспитанию детей, кадровой политике, комментирует новости вокруг крупных компаний, высказывается о женском предпринимательстве.
Предприниматель всегда открыт для общения с прессой (скрин с личного сайта Потапенко)
Карьера Дмитрия Потапенко
Родился в 1970 году в столице. «Коренной москвич в четвертом поколении, коих в Mоскве уже не осталось», — пишет предприниматель на своем личном сайте.

В начале карьеры успел поработать санитаром в морге, охранником в казино, продавцом на «Горбушке» и даже телохранителем президента банка «Российский кредит». Также Потапенко называет себя двухкратным чемпионом мира по каратэ.

В 1993 году окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) по специальности «инженер конструктор-технолог». Позже получил степень МВА в Калифорнийском государственном университете Ист Бэй.

1992-1995 гг. — менеджер по маркетингу, а затем коммерческий директор компании Natashkyang Korotia Systems (продажа импортной электроники).

1995-1998 гг. — вице-президент по продажам и маркетингу немецкого производителя электроники Grundic в СНГ.

1998-2001 гг. — гендиректор и вице-президент по инвестиционному развитию ОАО «МЭЗ ДСП и Д» (производство мебели).

2001-2003 гг. — заместитель управляющего ГК «Логос» и гендиректор ООО «Центры оптовых продаж» (продажа печатной продукции по СНГ).

2003-2005 гг. — управляющий сбытовой сети «Пятерочка» в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленобласти.

С 2005 г. — управляющий партнер Management Development Group.
Еще он много лет ездит по стране с мастер-классами для региональных предпринимателей, за что его прозвали «хирургом российского ритейла». В феврале Дмитрий Потапенко вошел в руководство партии бизнеса «Правое дело». В апреле Потапенко проедется с антикризисным туром по 8 городам России. VIP-билеты, которые дают возможность попить кофе со спикером, стоят 25 тысяч рублей.
Скрин с сайта антикризисного тура
Критика Потапенко
Посреди бурного восторга вокруг фигуры Потапенко нашлись и скептики. Глава компании ASN Expert Group Сергей Степанов, проанализировав чешский реестр юрлиц, назвал европейский бизнес Потапенко «типичной фирмой для оформления вида на жительство». По словам Степанова, у фирмы Management Development Group Inc. s.r.o. нет прибыли и нет работников (кроме самого Потапенко), поэтому чешские чиновники ее не проверяют.

Блогер с ником Cargomax указал на несоответствия в речи Потапенко. Он пишет, что в Европе давно функционируют аналоги скандально известной системы «Платон», которую критикует Потапенко. Также он усомнился в существовании торговых сетей под управлением Потапенко, поскольку их сайты либо не поддерживаются, либо не существуют.
Дмитрий Потапенко ответил на вопросы Rusbase о структуре своего бизнеса, рассказал о своих взглядах на предпринимательство и о том, почему общепиту не нужны никакие сайты.

«
О природе предпринимательства
В принципе, и зайца можно научить курить. На мой взгляд, предпринимательство на 30% складывается из генетики, на 30% — из склонностей, сформированных средой, и на 30% — из приобретенных навыков. Но надрессировать человека на предпринимательство невозможно, потому что такого навыка нет. Предпринимательство — это стиль жизни. Предпринимателя в человеке воспитывает среда, а не мама с папой. В России, как и везде в мире, процент предпринимателей составляет всего около 5%, и больше он никогда не будет.
О кризисе
Сейчас основная задача — научиться дышать под водой. Всякий дебилизм про китайский иероглиф, означающий «время возможностей», не имеет к реальности никакого отношения. Обратитесь к китаистам и они вам это объяснят.
О поддержке предпринимателей
Сейчас в партии идет процесс формирования программы развития малого и среднего бизнеса. Любой предприниматель или предпринимательское сообщество могут присоединиться к этой тяжелой и крайне неблагодарной работе. Если у него или у них есть программа, охватывающая развитие бизнеса во всех отраслях, ее можно просто прислать мне.

Программа уничтожения предпринимательства реализуется каждый день. Наша задача — чтобы программа сохранения предпринимательства была такой же гибкой, как и программа уничтожения.

Конечно, без глубоких институциональных изменений, без изменения отношения чиновников к людям, которые на самом деле их кормят, поят и делают им ремонт, тут не обойдешься.

Из конкретных мер больше всего нужны отмена проверок и несвязанных поборов (так называемые нетарифные сборы, которых у нас около 50), сокращение списка документов для получения кредитов, снижение кредитной ставки вместо субсидирования ставок и прямое финансирование предпринимательских проектов.
Фото из аккаунта Потапенко «ВКонтакте»
Как устроен бизнес Потапенко
Очень сложно. Как следует из описания на сайте, Management Development Group управляет компаниями и создает бизнес по техническому заказу инвестора. Под управлением группы находятся продуктовые сети «Продэко», «Гастрономчикъ», «Апельсин», «Купцы», «Экономка», сеть кафе и столовых «Настоящее мясо», «Настоящая рыба», «Пицца Уно», «Столовая №1», дизайн-бюро «АртПрага», информационно-аналитический портал WallMart.ru, мастерская ECOnomСтрой.

Судя по текстам СМИ, также Потапенко связан с брендами «Миллениум», «Ресторанчикъ», «Парад Планет», «ХозМагъ», «Кенгуру», «Марка», «Тверской продукт», «Экономика», «4 сезона», «Кухни России», «Вкусно» (Болгария), Levner (Чехия). В 2013 году предприниматель запускал проект по реинкарнации бизнеса Lavka.tv.

По данным ЕГРЮЛ, Потапенко владеет:

ООО «Менеджмент Девелопмент Групп» (Москва, розничная торговля)
ООО «Практикер Ритейл ГмбХ» (Москва, розничная торговля)
ООО «Аргументъ» (Владимир, ресторан)
ООО «Тайм» (г. Карабаново, розничная торговля моторным топливом)
51% ООО «Ассоциация общественного питания республики» (Красноярск, рестораны и кафе)

Ранее он владел:

ООО «Поинтер мастерская дизайна» (закрыто в 2008 году)
АОЗТ «Черный барc» (закрыта в 2007 году)

Был директором татарстанских компаний ООО «Национальный Закупочный Альянс» и ООО «Управление магазинами № 1» (закрыты в 2014 году).

Вышел из состава соучредителей ООО «ДиАйЮ Девелопмент», ООО «Толстощеков», ООО «Ледово» и ООО «Ледово Трейд».
О своей компании
Я управляющий партнер и вкладываю только в то, что для меня понятно, прозрачно и чем я смогу управлять — это ритейл, общепит и производство. Инвестор — это не придурок, который ходит и сеет бабки. Он вкладывает деньги лишь в то, что может перепродать.

Мы занимаемся только сетевыми проектами, над каждым работаем индивидуально. Мы выступаем в двух ипостасях. Первая — выполняем техническое задание, то есть создали столовую или магазинчик и отвалили. Я создаю машину и вам ее отдаю. Потом вы вмазываетесь в столб — имеете на это законное право. А потом вы говорите: знаете, я тут подумал, я лучше буду платить вам как водителю. Это вторая ипостась. У нас в пакете и тех, и других партнеров поровну.

У нас предприятия в четырех странах — в России, Чехии, Болгарии и Китае. В них работает порядка 5900 человек. В основном это низкие должности — грузчики, уборщики, продавцы. В России у нас порядка 300 объектов в шести федеральных округах. Это ритейл, общепит, производство замороженных овощных смесей и строительных материалов.
По словам предпринимателя, заработанные на инфобизнесе деньги он тратит на благотворительность
О том, почему не поддерживаются сайты
Ну какой может быть сайт у столовой, где водители фур едят на обед гречку с мясом? Когда я читаю этот олигофренический бред, я готов этому человеку даже заплатить, пусть только он мне скажет, что должно быть на сайте такой столовой. Или что должно быть на сайте магазина у дома? На хрена я буду в это вкладываться — в сайт, в геолокацию?

У таких проектов не должно быть ни сайтов, ни страниц в Фейсбуке — это просто другой клиент. Вы когда вы последний раз обедали за 130 рублей или покупали макароны мешками? У нас 23 миллиона человек живут за чертой бедности. Какие дебилы говорят про сайты? Какие олигофрены? Они когда последний раз с людьми общались? Они что, не в России живут? Они в какой стране живут, эти уроды? У меня других слов нет для этого ублюдского сообщества. Им страница в Фейсбуке нужна. Они когда последний раз ездили за 100 км от Москвы и видели, как люди у магазина копейки считают?
Об интернете
К сети интернет я отношусь как к дебилам, у которых не должно быть ничего. Потому что интернет, которому почему-то придают сакральное значение, это инструмент, как телефон и телеграф. Большинство проектов вообще не должны быть близки к интернету. И то поколение, которое выросло в шизофреническом мире и считает, что интернет нужен, пусть откроют желтые страницы и их крутят.

Интернет — это технология, а не сообщество. Это все равно что говорить про сообщество телеграфа. Шизоидное поколение считает, что Википедия — это знания. Нет, это набор непроверенных фактов. Поэтому у нас и жопа в стране — потому что дебилы считают, что все должно быть в Википедии. Работать бы попробовали!
О брендах
Какой бренд может быть у столовой? Бренды — это Coca Cola и Hewlett Packard. Все остальное — это развлечение больного эго так называемого предпринимателя. Бренд это то, что можно монетизировать. Если вы нарисовали логотипчик — это не бренд. Бренд должен продаваться и стоит отдельных денег от вашей продукции. Если вы не можете его продать, значит, у вас не бренд, а вы просто заплатили какому-то дебилу, которого считаете дизайнером.

Лучший магазин — с вывеской «Продукты», лучшая столовая — с вывеской «Столовая». Поэтому мы стараемся снимать бренды и вешать эти понятные вывески. В ритейле и общепите главное — локация.
О ЕГРЮЛ
В ЕГРЮЛ мой паспорт вообще редко светится. Юрлица, через которые я вхожу, это исключение из правил. Я знаю, что такое ЕГРЮЛ и как там разыскиваются предприятия, поэтому наших ушей там нет. К сожалению, одно наше юрлицо с оборотом 180 лямов там запалилось, и я это воспринимаю как косяк.

Обычно мы инвестируем в проекты через двойной BVI. Вот для тех, кто ни черта не понимает, правильное инвестирование — через двойной BVI. Поэтому предпринимателям, которые задают вопрос про ЕГРЮЛ, еще учиться и учиться прятать уши.
Об ошибках
Я не жалею ни об одной ошибке. Ошибки — это лучшее, что у нас есть. Management Development Group закрывает не менее 17% объектов за год, для нас это абсолютная норма.
О стартапах
За слово «стартап» я бы уже казнил давно — причем желательно прилюдно.
Фото из аккаунта Потапенко «ВКонтакте»
Об уникальных проектах
Когда ко мне как к инвестору обращается человек с «уникальной» идеей (некоторое количество «пионэров» регулярно стучится), я ему сразу предлагаю идти работать поломойкой. Потому что ничего уникального со времен Адама никто еще не изобрел. Предприниматели только тем и занимаются, что придумывают новые способы удовлетворения старых потребностей.
О франшизах
Удовлетворить старую потребность в новом формате возможно, но чаще это не получается. С франшизой у вас больше шансов заработать деньги. Хотя зачастую человек идет в бизнес не ради денег, потому что в бизнесе до них очень далеко. Начинаешь свое дело и минимум три года вкалываешь абсолютно бесперспективно с шансом огрести все возможные минусы, которые только существуют.
Фото из аккаунта Потапенко «ВКонтакте»

»
Анна Соколова