Алиса Беркана

Алгоритмом — раз или шайбой в глаз: как ИИ меняет спорт

На рынке появилась система спортивной аналитики на основе технологий искусственного интеллекта, машинного зрения и методов анализа больших данных — Iceberg Sports Analytics. Система создаёт порядка миллиона строк данных по каждой игре и фиксирует, что происходит на площадке, а глубинный графический анализ помогает получать информацию о технике и навыках спортсменов, вырабатывать для них рекомендации и делать прогноз относительно победы в следующем матче.

Компания начала разработку аналитической платформы ещё в 2015 году, а в 2016 году выпустила первую версию, прошедшую проверку у первых клиентов. В качестве инвестора выступил отец идеолога проекта, Александра Мартынова — Владислав Мартынов, также известный как основатель компании Yota Devices. Среди клиентов сервиса такие клубы как ХК «Ак Барс», ХК «Сочи», один из самых молодых клубов КХЛ, New York Islanders, входящий в десятку самых успешных клубов NHL. Хоккейная академия RedBull (Зальцбург, Австрия) использует Iceberg для подготовки молодых спортсменов. В процессе подписания контракты с другими хоккейными клубами по всему миру.


От просмотра фильма до идеи

Идея создания системы появилась у главного идеолога проекта, Александра Мартынова, после просмотра фильма «Человек, который изменил всё». Фильм снят на основе реальных событий, а за основу сюжета взята история бейсбольной команды, которая начала изучать статистику игр и выигрывать с помощью неё матчи. После учёбы в Торонто Александр поехал работать аналитиком в хоккейный клуб, где и выносил идею.

Кадр из фильма «Человек, который изменил всё»

Брэд Питт в роли менеджера оклендской бейсбольной команды в фильме  «Человек, который изменил всё» 

Что из себя представляет система и как она работает

Разработчики написали алгоритмы и формулы, которые используют видеосъемку игры для вычисления координат всех игроков — в какое время находился конкретный спортсмен и где, с какой скоростью он перемещался и на каком расстоянии от него находилась шайба. Три камеры снимают всю игру и, если в лиге 20 команд, достаточно будет снять 10 из 20, чтобы обладать всей информацией и иметь необходимые данные и статистику.

Владислав Мартынов
Инвестор Iceberg Sports Analytics

Мы обсчитываем за матч более миллиона различных координат и с помощью алгоритмов превращаем их в объективную аналитику. Есть похожие технологии: на игроков закрепляются RFID-датчики, которые фиксируют их координаты передвижения, после чего эта информация анализируется и создаётся статистика. Во-первых не всегда возможно повесить датчики на команду оппонента. Часто игроки и представители других команд чувствуют себя некомфортно, осознавая, что на них установлены посторонние предметы. Во-вторых, мы предоставляем не просто цифры, но и глубокий аналитический консалтинг – наши аналитики переводят цифры в понятные для тренерского штаба выводы.

Чтобы получить статистику, необходимо установить камеры, сделать видеосъемку игры, загрузить полученные данные в облачную платформу и интегрировать видео в статистику с помощью алгоритма. Алгоритм постоянно учится, и чем больше обрабатывается данных, тем меньше погрешность. Идентифицирует система игроков по номеру на спортивной форме. Как только игрок появляется на поле, камера распознаёт его и привязывает к нему определённую траекторию. Таким образом, каждый игрок представляет собой на поле точку, за движением и скоростью которого следит система. Также алгоритм видит, как ускорялась эта точка, на каком моменте игры потеряла скорость и по каким причинам. 

Для чего нужна такая система

Собрав данные, можно не только анализировать готовую статистику по прошедшим матчам, но и прогнозировать дальнейшие игры и комбинации. Утверждать на 100%, что эта информация поможет определить победителя в лиге, нельзя, но если знать статистику оппонента — понимать, кого ставить против игроков другой команды, побеждать будет значительно проще. Можно не только выявлять сильнейшего игрока в команде противника, но и найти его слабые точки и слепые зоны, чтобы понять, как нужно играть, чтобы выиграть. Инструмент позволяет любой хоккейной команде изучить противников и на основе полученных данных полностью менять тактику своей игры.

Как система помогает экономить деньги

Скаутинг — это поиск молодого игрока в команду. Но, если он просит $1 млн в год, то можно узнать, стоит он таких денег или нет, просто открыв статистику: может, лучше взять двух молодых и выносливых игроков по $0,5 млн? Хотя рассчитать настоящую стоимость человека система ещё не позволяет, она может оценить спортсмена по разным критериям, начиная от аккуратности пасов и заканчивая выносливостью, сопоставляя его с другими спортсменами, предварительно изучив и их зарплатные ожидания.

Чем система отличается от остальных решений

Iceberg собирает огромное количество данных, производит их автоматически и оказывает аналитическую поддержку. Помимо высокого уровня безопасности от взлома у системы есть ещё одно преимущество — возможность брать её в любой уголок мира. Портативность сервиса позволяет взять его даже в самолёт, не сдавая в багажное отделение, так как весит такой чемоданчик искусственного интеллекта всего 9 кг. 

Вот так выглядит Iceberg Sports Analytics в собранном виде.

Владислав Мартынов 
Инвестор Iceberg Sports Analytics

Конкуренты либо вешают датчики на спортсменов, либо используют человеческие ресурсы — берут человека, который смотрит игру и записывает данные вручную. Конечно же, будет субъективность и как следствие погрешности в цифрах. Когда один из клиентов выбирал между нами и сервисом, где человек сидел и записывал, он выбрал нас, потому что его погрешность точности анализа данных составила свыше 20%, а наша - 3,8%

Система собирает более миллиона информационных точек с матча, больше половины которых даже не используется для аналитики впоследствии. Тренерам нужна не вся информация и вся статистика, а лишь определённые данные. Но если тренерский штаб захочет посчитать показатель, который система ещё не считала — эта информация пригодится, а сервис выявит нужные данные за 30 минут.

Как на этом ещё заработать

В глобальном понимании спорт и рынок спорттеха очень сильно изменятся. С точки зрения зрителя, если внедрять эту систему в режиме реального времени, можно делать очень качественный интерактив. Человек сможет смотреть матч, а в паузах между игрой видеть статистику — сколько километров и с какой скоростью проехал игрок, сколько забил шайб и сколько пропустил пасов. Заработать на этом смогут и букмекерские конторы, так как появится возможность собирать все данные по чемпионату и прогнозировать, кто выиграет — станет очень просто.

Нужны ли будут спортивные аналитики

У генеральных менеджеров клубов нет времени вникать в игру — они хотят, чтобы им просто приносили понятные данные. Информацию в этом случае может предоставлять либо аналитик внутри команды — человек, который обработал все данные и сделал отчёт, либо система. Однако человека полностью заменить не получится. Например, на фондовых рынках, несмотря на роботов, есть трейдеры, которые выполняют работу вручную. А вот сборщики данных действительно вряд ли понадобятся.

Что ждёт рынок в будущем

По словам идеолога проекта, задачи спортивного анализа  в большинстве случаев решаются вручную. Это трудоёмко, медленно, ведёт к большому количеству ошибок и дополнительных расходов. Сейчас компания планирует расширяться и выходит на рынок Азии, где происходит хоккейный бум из-за программы по развитию китайского хоккея в рамках подготовки к Олимпиаде-2022. Если посмотреть в будущее и задаться вопросом, может ли алгоритм заменить тренера в спорте — ответа мы, к сожалению, пока не получим. 

«Мы стараемся очень осторожно относиться к таким заявлениям, потому что для работы любого сложного организма нужны люди. Но мы точно можем сказать, что уже спроектировали алгоритмы, которые выдают рекомендации игрокам, тренерам и менеджменту клуба, на основе которых их работа становится эффективнее», — сказал инвестор Iceberg Sports Analytics Владислав Мартынов.

Тем не менее, мировой рынок цифровой спортивной аналитики только зарождается. По оценкам аналитического агентства Winter Green Research, в 2014 году рынок аналитики составил $125 млн, но уже к 2021 году составит $4,7 млрд. Уровень проникновения таких решений в хоккее пока ещё очень низкий и находится на уровне 20-25% от общего рынка спортивной аналитики. По оценкам Iceberg Sports Analytics, к 2021 году он составит  около $1 млрд.

Материалы по теме:

6 областей ИИ и машинного обучения, за которыми стоит наблюдать

ИИ-сервис Amper пишет музыку, за которую не стыдно

13 самых влиятельных бизнес-трендов ближайшего будущего

Американский учёный объяснил, почему даже собака умнее, чем IBM Watson 


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно