Rusbase + Generation s

Как Michelin сохраняет дух стартапа и развивает мобильность


Коммерческий директор департамента интернет-продаж Michelin Пьер-Ив Жанн — о транспорте будущего





30 мая 2018




В апреле РВК приняла решение об отказе от отраслевых акселераторов в пользу корпоративных. Первым партнером нового формата стала французская компания Michelin. Цель совместного акселератора Michelin и GenerationS – развитие мобильности будущего, модернизация транспортных средств и создание решений для водителей. Коммерческий директор департамента интернет-продаж, сервисных услуг и бизнес-решений Пьер-Ив Жанн рассказал Rusbase о том, что же такое мобильность будущего и какие технологии нужны компании.

Пьер-Ив Жанн
Коммерческий директор департамента интернет-продаж, сервисных услуг и бизнес-решений Michelin
130 лет истории: от стартапа – к корпорации
— Michelin почти 130 лет. Изначально мы, как и все, были стартапом в области мобильности. Компания стала делать автошины не сразу: она появилась как инициатива двух братьев, которые имели фабрику сельскохозяйственных машин и оборудования. Они занимались автомобилями и техникой, и поняли, что в этих областях есть потенциал. Это совпало с развитием автомобильной отрасли: Michelin организовывала соревнования и всячески развивала мобильность. Компания первой в мире стала издавать бумажные карты, развивать систему дорожных указателей, гиды для автомобилистов с рекомендациями. Во время войны бренд производил самолеты.

Мы всегда делали ставку в стратегии на развитие инноваций – это всегда помогало компании переживать структурные и экономические изменения. Мы не останавливаемся: мобильность перешла из бумаги в диджитал, поэтому наша цель – развивать мобильность будущего.
Четыре направления работы компании сегодня
1
Шины и шинная промышленность: производство шин для всех видов транспорта (легковых и грузовых автомобилей, крупногабаритной и сельскохозяйственной техники, велосипедов, самолетов и так далее).
2
Предоставление цифрового сервиса для развития профессиональной мобильности. Так, «Мишлен» приобрела в США, Южной Америке и Европе нескольких поставщиков телематических систем, это компании Sascar (Бразилия) и NexTraq (Северная Америка). Они будут предоставлять услуги мобильности для парков коммерческих автомобилей.
3
Путешествия и гастрономия. Исторически гиды Michelin издавались в традиционном бумажном варианте, но сегодня все переходит в онлайн. И цифровые технологии будут применяться также и для развития новых платформ и сервисов в области путешествий. Это поможет сделать мобильность еще более быстрой и комфортной.
4
Высокие технологии: исследования и разработки в области химии, 3D-печати. Например, «Мишлен» и компания Fives создали совместное предприятие «AddUp Solutions», которое находится во Клермон-Ферране, Франция. Оно претендует на статус ключевого игрока в отрасли производства 3D-печати. Это новаторское решение уже применяется при производстве новых моделей шин.
Шина будущего лунохода (Michelin была выбрана НАСА в качестве поставщика шин для лунохода, строительство которого запланировано на 2030 год)
Развитие мобильности без вреда для экологии
— Вы сказали о мобильности будущего. Что это такое? Это условно, летающие такси или как у Amazon – использование квадрокоптеров?
— Мало кто знает, что Michelin изготавливает водородные батареи для машин – альтернативный вид топлива. Сейчас появляется много экологичных источников питания для автомобилей – можно перезаряжать электрические машины индукционной полосой.

Также мы наблюдаем изменения в корпоративной и альтернативной мобильности – появилось много агрегаторов, например, в нишах такси или транспортировки грузов, а также каршершинг. В двадцатом веке человек покупал машину в личное пользование. Сегодня эта модель меняется.
— Как Michelin развивает инновации?
— У нас есть собственные НИИ во Франции, США и в Японии. Это – «академическая» наука и исследования в области шин, материалов, химии.
С открытыми инновациями мы работаем тремя способами:
  • Через венчурный фонд Michelin Venture. Раньше мы участвовали в разных фондах – их было порядка семи. Но в прошлом году создали свой. Благодаря этому мы можем вкладывать в стартапы наш капитал.

  • Можем покупать стартапы и вкладываться в них напрямую.

  • Кроме того, можем работать вместе со стартапами: быть клиентами по определенному проекту. Для этого у нас есть инкубатор Michelin Incubator Program Office, подразделения которого находятся в Европе (Клермон-Ферран, Франция), США и Китае. Во Франции компания «Мишлен» создала совместный акселератор Le Bivouac с административными властями.
«Суть стартапа – в развитии бизнеса вокруг»
— Как вы работаете со стартапами?
— Мы не первый год смотрим в сторону российской экосистемы стартапов. Так, в декабре 2016 на French Tech Connect мы познакомились с GenerationS, в апреле 2018 запустили совместный акселератор, чтобы локализировать работу со стартапами. Сейчас мы запустили приложение Road Connect, которое хотим развить дальше и даже создать экосистему между Michelin IPO и российскими стартапами.

Корпорации и стартапы как мышка и слон. Это разное поведение внутри проекта, склад ума, поведение. Им сложно работать вместе. Компания может дестабилизировать стартап, и тот потеряет свои приоритеты, обслуживая корпорацию. Если мы хотим поощрять, поддерживать, лучше всего вкладываться в них через венчурный фонд.



Если нужно купить и интегрировать технологии стартапа в производство, лучше всего – приобрести его. Например, на digital-фабрике для Европы в Лионе сейчас работают те ребята, которые несколько лет назад начинали со стартапа. Мы их приобрели. Теперь они часть компании и продолжают развивать и масштабировать своей проект.

Если у нас есть возможность протестировать идею в реальном времени, то мы интегрируем ее через инкубатор. Мы даем привилегированный доступ стартапу к нашей аудитории и рынку, что он работал с данными как поставщик. И берем на себя риски, защищая бизнес. Стартап приносит нам возможность понять за короткий срок, насколько он будет полезен. Такой подход ценен в России. Нельзя относиться к стартапу как к продукту, который можно купить в супермаркете. Суть стартапа – в развитии бизнеса вокруг. Для этого нужно ускорять контакт стартапа с реальностью и бизнесом. Иногда молодым проектам не хватает ресурсов пройти какие-то пороги или контактов, чтобы иметь доступ к рынку. У корпораций все это есть.
Нет никакого единого подхода к стартапам. Отношения между корпорацией и проектом не должны напоминать куплю-продажу в магазине. Главный фактор успешного сотрудничества — сохранить правильный дух и стратегические приоритеты, тогда все будут развиваться.
— А зачем вообще корпорациям нужны стартапы?
— Любое предприятие само когда-то было стартапом. Michelin – тоже. Если мы потеряем этот дух, то быстро «состаримся» и потеряем навык строить ценностные предложения, быть ловкими и привлекательными для клиентов. Стартап обязан таким быть. Иначе у него не будет шансов заработать деньги. Молодым проектам нужно выживать, поэтому у них есть запас смекалки, энергии и клиентоориентированности. Быть рядом с ними – «не стареть».
Что такое Акселератор «Мишлен»?
— Расскажите о сотрудничестве с GenerationS.
— Мы только в начале акселерации. И верим, что результат будет хорошим. Есть стереотип о том, что русские стартапы технологичны, но не используют бизнес-знания. Я вижу, что в России есть энтузиазм, кипит жизнь и у людей есть сильные бизнес-навыки, как и везде – в США, во Франции, в Сан-Франциско. Это не вопрос конкретной страны, скорее, поколений. Название GenerationS удачно выбрано и отражает дух движения. Успешная идея найдет заказчика по всему миру.

Конечно, у всех рынков есть свои особенности. Российские стартапы очень интересны тем, что они приспособлены к местным условиям, хотя похожая бизнес-модель существует и на Западе. Но здесь, в России, есть другие нюансы, которые гарантируют успех и масштабирование стартапа. Корпорации должны помочь стартапам в адаптации к международным рынкам, расширении границ и экспорта.
— Направления акселератора: медицина, логистика, безопасность, вождение, услуги… Почему именно они?
— Мы хотим развивать и ускорять предложения мобильности для наших частных клиентов, в том числе для водителей, дальнобойщиков и так далее. Мы активно развиваем приложение Road Connect, которое позволяет решать проблемы клиентов по управлению свободным временем и рабочим графиком. Мы хотим, чтобы российские стартапы помогли нам усовершенствовать его. Michelin думает, где автовладельцы могут столкнуться со сложностями: дорога, медицина. Например, у человека за рулем есть свободное время, но он не может полноценно обратиться к врачу. Или понять, что выбранная им стоянка действительно безопасна для ночлега. Или управлять делами вдали от офиса, обслуживать свой транспорт в пути. Мы хотим, чтобы приложение в короткие сроки решало административные вопросы. Ищем нужный баланс между цифровыми технологиями и возможностями для их применения.
Приложение для водителей, которое решит все проблемы
Огромное число водителей грузовиков в России работают на себя или мелкие автопарки с менее чем пятью автомобилями. И все они сталкиваются с ежедневными проблемами баланса рабочего времени и отдыха, задаются вопросами маршрута и задачами по дороге, волнуются о своем здоровье. На данный момент ни форумы, ни информационные сайты, ни сарафанное радио не могут решить этих проблем. Michelin хотел бы создать практичный и удобный инструмент, который будет сопровождать водителя и решать все возникающие в пути вопросы.
Екатерина Файзулина, менеджер по внедрению и развитию бизнес-модели Michelin
Михаил Антонов – об акселераторе «Мишлен»
Почему мы сделали выбор в пользу корпоративных акселераторов? Мы – институт развития и должны работать там, где есть дефицит. В области корпоративной акселерации у нас серьезный интерес, потому что именно там самый перспективный рынок для стартапов. Внедряя инновации в компании, мы работаем на будущие рынки.

Первым заказчиком корпоративных акселераторов нового формата стала глобальная компания «Мишлен». Она компетентна на своем рынке услуг для путешественников, водителей и умного транспорта. По этим направлениям мы собираем стартапы. «Мишлен» предпочла быстрый вариант в два месяца (хотя обычно акселерация длится от 3 до 6 месяцев) – компания будет быстро принимать решения о том, что ей подходит или не подходит. Сбор заявок продлится до конца лета.

Михаил Антонов
Директор по развитию инновационной инфраструктуры «РВК»
Еще три причины подать заявку на акселерацию (нажмите, чтобы раскрыть)
1. Оказаться в экосистеме «Мишлена» – очень круто. Есть перспективы выхода на международный рынок.

2. Суперинтересная тематика умного транспорта. Системы помощи водителям – мировой тренд.

3. Челлендж: на что можешь замахнуться? На что-то локальное – или на международный проект?
Эта публикация является частью специального проекта Rusbase и GenerationS. Мы рассказываем, какие российские стартапы оказались самыми перспективными по мнению экспертов в 2018 году, зачем крупным компаниям технологии и в какой области стоит запускать бизнес.
Партнерский материал.

©Rusbase, 2018
Автор: Екатерина Гаранина


Фото на обложке: Michelin.


Екатерина Гаранина-Карпова
Как Michelin сохраняет дух стартапа и развивает мобильность