16.05.2016

Как и где продать готовый бизнес?



Подводные камни, советы экспертов и истории из жизни
Быть предпринимателем тяжело, особенно в России. Далеко не все способны работать на износ всю жизнь. Даже создатель «Магнита» Сергей Галицкий недавно признался, что уже не получает от работы прежних эмоций. Но уходить он не собирается — некому передать свою империю. Владельцам небольших и средних компаний с этим проще. Как правило, чем меньше бизнес, тем легче с ним расстаться.
Каждый год в России продаются и покупаются десятки тысяч готовых бизнесов. Их продают предприниматели, которые:

— увлеклись другой нишей;
— решили избавиться от непрофильного актива;
— не могут справиться с проблемами;
— решили переехать в другую страну;
— просто устали от бизнеса.

Если вам подходит хотя бы один из этих пунктов, то эта статья для вас.
Где искать покупателя
Для продажи бизнеса нужны либо связи, либо посредники, а лучше и то и другое. Можно попытаться найти покупателя через знакомых или предложить свою фирму конкурентам, которые хотят расширить свой бизнес.

В этом случае стоит позаботиться о конфиденциальности: конкурент может выведать состояние компании и все ваши «фишки», а затем отказаться от покупки. Со знакомыми тоже надо быть осторожнее — слухи о продаже повредят репутации предприятия. «Открытая продажа бизнеса может нанести большой вред, — предупреждает юрисконсульт ГК «Юриспруденция Финансы Кадры» Елена Шарова. — Это вызовет беспокойство персонала, поставщиков и кредиторов. Непродуманные действия могут привести к трудовым конфликтам, снижению продажной цены и даже краху бизнеса».

Иногда объявления о продаже фирмы размещают на специализированных форумах, где есть шансы найти подкованного и заинтересованного покупателя. Достаточно популярным каналом для продажи готового бизнеса стал Avito. Сейчас на этой площадке размещено больше 28 тысяч таких объявлений. Их основные категории — сфера услуг, торговля, общественное питание, производство, интернет-магазины, развлечения, сельское хозяйство и строительство. Об эффективности Avito говорит тот факт, что там размещают объявления даже бизнес-брокеры — посредники между продавцами и покупателями готового бизнеса.

Если вы никак не можете продать компанию самостоятельно, бизнес-брокеры — хороший вариант. Они отбирают объекты, оценивают их и сопровождают сделку купли-продажи, получая за это процент. Это большой рынок со своими лидерами. В 2015 году журнал «Слияния и поглощения» выпустил рейтинг российских бизнес-брокеров, первые строчки в котором заняли компании «Альтера Инвест», «Скания Инвест», ReSale Expert, «Ваша фирма» и «Банк готового бизнеса».

Выбор канала и время поиска покупателя сильно зависят от профиля компании. По наблюдениям бизнес-брокеров, в России наибольшим спросом пользуются торговые точки (на которые приходится четверть сделок), общепит, гостиницы, салоны красоты и автомойки. Реже всего покупают бизнес за рубежом, медиа и месторождения. Так что если ваша компания работает в сложной или непопулярной отрасли, искать покупателя придется вручную.
Личный опыт:

В 2009 году я открыла цветочный магазин в одном из городков Приморья. Через год возникла необходимость переехать в центральную часть страны. К тому моменту моя точка давно вышла в прибыль и стала притягивать желающих ее приобрести. Но чаще настрой был на «отжать». Мне говорили: «Ну ты же всё равно уезжаешь, не продашь — так бросишь, а место уже прикормленное, мы не дадим ему пропасть. Магазин представлял собой аредованное место внутри большого магазина (22 кв. м). Я не понимала, как продать этот бизнес — место же в аренде, а не в собственности. Но я начала искать покупателя среди конкурентов и нужный человек нашелся быстро. Продажа состоялась по договору-междусобойчику, эдакая расписка, где мы прописали все условия передачи моего бизнеса и денег покупателя. Я передала все документы, базу клиентов, познакомила с поставщиками и еще два месяца помогала новому владельцу входить в курс дела. В итоге мы оба остались довольны.
Типичные ошибки при продаже бизнеса
Опрошенные Rusbase эксперты перечисляют такие промахи неопытных продавцов:

— недостаточная подготовка к продаже;
— потеря времени на ложных покупателей;
— неспособность обосновать и отстоять цену;
— промедление с продажей или продажа наспех;
— несоблюдение конфиденциальности.

«Очень часто продавец пренебрегает предпродажной подготовкой бизнеса, — отмечает управляющий партнер компании «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова. — Кажется, что ваш бизнес и так хорош, поэтому и проверять там нечего. А потом выясняется, что у компании нет активов, заключенные договоры не выгодны или могут быть расторгнуты в один момент, а порядок в бухгалтерии не наводили очень давно. Все это грозит срывом переговоров».

«Компания должна представить бизнес, готовый к передаче третьим лицам — с сильной командой и ясными перспективами развития, — считает партнер RB Partners и эксперт по M&A Антон Полетаев. — У вас есть только один шанс произвести первое впечатление, поэтому невнимание к «упаковке» бизнеса может оказаться фатальным. У инвестора не должно быть впечатления, что продажа — единственный вариант для выживания компании».
Личный опыт:

В декабре 2014 года мы приобрели инвесткомпанию «Центавр» и переименовали ее в «А Финанс». Также мы сделали IT-платформу для инвестиций в ценные бумаги. Мы хотели дать клиентам доходность выше депозита «Сбербанка», но с меньшими рисками, и добились 15-17% годовых.

Это был большой для нас проект — на старте мы инвестировали около 40 млн рублей. Нам казалось, что на этом рынке будет взрыв и все побегут открывать эти счета. Но прогнозы аналитиков не сбылись. Содержание инвесткомпании оказалось слишком дорогим из-за требований ЦБ к персоналу и объему собственных средств. В сентябре 2015 года мы приняли решение продать компанию. Ценность компании, на наш взгляд, составляли лицензия и IT-платформа.

Мы размещались на десятках площадок, постоянно обновляли объявления, но звонили одни посредники. Основной поток был с Biztorg и февраля оставили только его. Главным нашим активом была IT-платформа, поэтому мы сделали подробную презентацию: описали ее преимущества, приложили видео и мануал. В апреле мы нашли покупателя и быстро вышли на сделку. Контакт был с Biztorg, но сделку вел посредник.

Желающим продать свой бизнес я рекомендую размещаться на всех площадках в интернете, не жалеть 5-10 тысяч рублей на платное размещение, не отказываться от посредников — по моему опыту, им действительно удается успешно заключать сделки.

Юрий Гольдберг,
основатель сервиса PriceRemont
Как подготовить бизнес к продаже
Покупателю нужно убедиться в прибыльности предприятия и в юридической чистоте сделки, а продавцу — понять и устранить недостатки компании, которые снижают ее стоимость. Как известно, идеальных предприятий не существует. По словам гендиректора FreshDoc Николая Пацкова, в предпродажную подготовку входят:

— анализ финансового состояния;
— экспертиза юридического оформления бизнеса;
— анализ управленческого и бухучета;
— инвентаризация активов;
— оценка перспектив бизнеса;
— устранение недостатков.

«При продаже нужно поставить себя на место покупателя и понять, в чем его выгода от приобретения, — советует партнер RB Partners и эксперт по M&A Антон Полетаев. — Практически на любой актив можно найти покупателя. Стратегическим инвесторам интересен потенциал синергии с имеющимися активами, для инвесторов в проблемные активы — потенциал повышения стоимости компании, для остальных — прибыль. Очень хорошее впечатление на покупателей производит vendor due diligence — предпродажная оценка рисков компании независимым консультантом. Она показывает добросовестность продавца и дает ему понимание, что может снизить цену в ходе переговоров».

Компания «Зарцын и партнеры» дает такую инструкцию по приведению дел в порядок:

1. Проведите аудит и убедитесь,что все налоги исчислены верно и уплачены. Получите в налоговой справку об отсутствии задолженности.
2. Проверьте, на кого оформлены все активы. Часто они «разбросаны» по нескольким ИП и юрлицам, что неудобно для продажи. «Соберите» все на одной компании, которую будете продавать. Также не забудьте оформить права на нематериальные активы — сайт, ПО, контент. Покупатель обязательно задаст этот вопрос.
3. Если в компании несколько учредителей, убедитесь, что все они готовы продать бизнес и подпишут необходимые документы.
4. Проверьте, оплачены ли уставной капитал и доли учредителей.
Скрин с сайта Avito
Способы продажи бизнеса
Основных способов три: продажа доли компании, продажа предприятия как имущественного комплекса и продажа активов по отдельности с переформлением их на новое юрлицо. Для малого и среднего бизнеса больше всего подходит первый способ. Он самый быстрый, простой и дешевый, на него приходится около 80% сделок на рынке.

«Обычно у компании просто меняется собственник, — говорит управляющий партнер компании «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова. — Но если вы вели свой бизнес от ИП, то сменить собственника нельзя и вам придется переводить на покупателя контракты и активы».
Какие документы нужны
В минимальный пакет для продажи бизнеса входят учредительные документы, регистрационные свидетельства, внутренние положения и трудовые документы, документы по приватизации, бухгалтерские балансы, договоры с контрагентами, список кредиторов и дебиторов.

Юрисконсульт ГК «Юриспруденция Финансы Кадры» Елена Шарова приводит исчерпывающий список документов, который можно использовать как чек-лист:

Правовые документы:

— устав, учредительный договор или копия свидетельства предпринимателя;
— свидетельство ЕГРЮЛ и выписка из ЕГРЮЛ;
— договор на аренду земли;
— договор аренды на недвижимое имущество;
— если помещение в собственности: договор купли-продажи нежилого имущества, —— свидетельство о регистрации права на недвижимость, справки БТИ;
— геодезический план участка арендованной земли;
— экспликация помещений.

Финансовые документы:

— аудиторское заключение по финансовой отчетности (если есть);
— отчет по оценке бизнеса (если есть);
— справка об отсутствии задолженности из налоговой инспекции;
— акты сверки с контрагентами;
— справка из банка об отсутствии задолженностей и кредитных обязательств;
— перечень основных средств с указанием их стоимости, года выпуска, производителя и модели;
— перечень нематериальных активов и их стоимость;
— перечень товарных остатков с указанием их стоимости (сырье и готовая продукция);
— обоснование дополнительных инвестиций (цель инвестиций, статьи расходов);
— отчет о финансовых результатах компании (минимум за последний год);
— перечень основных поставщиков и ассортимента компании;
— штатное расписание с указанием численности сотрудников по должностям и фонда заработной платы;
— реквизиты компании;
— паспортные данные и адрес регистрации собственников бизнеса.

А еще:

— презентация компании;
— коммерческое предложение.
Как проходит процедура
В среднем от начала предпродажной подготовки до сделки проходит полгода. Эксперты советуют сразу озвучивать потенциальному покупателю желаемую цену. Сначала продавец и покупатель заключают устную договоренность, затем — предварительный договор. После передачи залога (до 30% от суммы сделки) покупатель детально знакомится с бизнес-процессами компании. Если все идет по плану, стороны заключают договор купли-продажи.

«Заключая договор с продавцом, обязательно оговорите порядок совершения сделки и порядок оплаты, — советует управляющий партнер компании «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова. — Постарайтесь выстроить взаиморасчеты таким образом, чтобы получить деньги одновременно с передачей доли».
Как определить цену
Бизнес можно оценить двумя способами — по стоимости активов и по потенциальной доходности бизнеса. Покупатели смотрят на рентабельность предприятия, клиентскую и технологическую базу, репутацию и узнаваемость бренда, персонал, перспективы рынка и компании. Им важно понять — а не дешевле ли будет создать аналогичный бизнес с нуля?

Цену компании формируют ее активы и конкурентные преимущества, говорит эксперт Ассоциации российских магистров оценки Алексей Корягин.

К активам он относит основные средства (для производственного и арендного бизнеса), программные продукты (для ИТ-компаний), команда (для технологических или творческих бизнесов), права на реализацию проекта (для инвестиционных активов) и сильный бренд.

Конкурентными преимуществами могут быть патенты, эффективная система управления персоналом, безупречная репутация (помогает выигрывать тендеры) и привлекательная бизнес-стратегия. «В моей практике был случай, когда у собственника завода было много патентов на выпускаемые конструкции торгового оборудования, — вспоминает Алексей Корягин. — Этим он усложнил вход на рынок конкурентам, которым нужно было много инвестировать в разработку продуктовой линейки».

Еще стоимость компании может вырасти, если покупатель увидит перспективы синергии. «Однажды мы оценивали бизнес по добыче щебня, — приводит пример представитель ассоциации. — Он приносил владельцу весьма неплохие доходы, но они не шли ни в какое сравнение с выгодой потенциального покупателя. Включение этого предприятия в свою производственную цепочку позволяло ему существенно экономить на сырье. Выявленный синергетический эффект повысил цену сделки на порядок».
Зачем нужны посредники
Обращение к посредникам экономит время и силы: опыт консультантов помогает правильно подобрать инвестора, оценить компанию, представить ее в нужном свете и ускорить переговоры. «В этом случае у потенциального покупателя не возникает ощущения, что компания находится в безысходном положении, — говорит партнер RB Partners и эксперт по M&A Антон Полетаев. — Если инвестору названивает консультант, он видит желание получить вознаграждение за сделку, а если продавец — создается впечатление отчаянной попытки выйти из бизнеса».

По словам юрисконсульта компании «Интерцессия» Елены Муратовой, для продажи бизнеса привлекаются независимые аудиторы и юристы. Аудиторы выявляют нарушения в бухучете, юристы предотвращают риски судебных споров и привлечения к административной ответственности.

Владельцы бизнеса прокалываются даже на таких элементарных вещах, как расчет налогов и расходов на регистрацию при разных способах продажи, отмечает юрисконсульт ГК «Юриспруденция Финансы Кадры» Елена Шарова. Она советует сразу обращаться к специалистам по продаже бизнеса, которые смогут грамотно подготовить предприятие к продаже, проверить добросовестность покупателя и оценить условия договора.

Минимальное юридическое сопровождение сделки будет стоить около 15 тысяч рублей. Участие юриста в предпродажной подготовке и переговорах обойдется в 100-150 тысяч рублей. Конечно, все зависит от конкретной сделки.
Чтобы вы не ошиблись при выборе, Rusbase рекомендует своим читателям надежных юристов и адвокатов.

Что вы можете нам доверить?

  • структурирование инвестиционных сделок;
  • урегулирование возникших споров между основателями и инвесторами;
  • решение проблем с вашими контрагентами.
© Rusbase, 2016
Текст: Анна Соколова.
Анна Соколова
Как и где продать готовый бизнес?