«В этом году мы сделаем все для технологических предпринимателей»



Интервью с Ренатом Батыровым, генеральным директором Технопарка «Сколково»



В этом году технологический форум «Открытые инновации» было решено провести на площадке Технопарка «Сколково». Для самого технопарка это решение оказалось полной неожиданностью — подготовиться к мероприятию такого масштаба за отведенные на это три месяца очень непросто, но вызов был принят.

В преддверии форума, который пройдет с 26 по 28 октября, мы обсудили с Ренатом Батыровым, генеральным директором Технопарка «Сколково», портрет участника форума, технологическое предпринимательство и роль технопарков в создании инновационных сообществ.
Подготовиться за 90 дней
Почему в этот раз площадкой для «Открытых инноваций» выбран именно Технопарк «Сколково»? Все же, на мой взгляд, необычное место для такого мероприятия.

Тут все просто. И на форум, и в технопарк приходят умные люди. Интересные. Возьмем технопарки. Там люди делятся опытом и знаниями, обсуждают технологии, собираясь в команды, делают вместе что-то такое, что потом изменит или вовсе перевернет мир. И в этом смысле «Открытые инновации» преследуют те же цели: собрать людей, которым есть, что сообщить друг другу, для того, чтобы потом кто-то из них смог изменить мир.

Действительно, в разные годы форум проходил на разных площадках — и в «Крокус Сити», и в «Технополисе Москва», и даже в одном из павильонов на ВДНХ. Но тогда стояли другие задачи. Например, несколько лет назад «Открытые инновации» были в большей степени выставкой региональных площадок. Там было несколько десятков региональных стендов, где каждый показывал то, чем богат.

Сегодня же мы хотим, чтобы форум был рабочей площадкой для установления и поддержания контактов, для сотрудничества и партнерства. Если на площадке встретятся тысячи людей и о чем-то между собой договорятся, то из этого могут получиться сотни сделок или сотни совместных проектов. А если несколько десятков из них будут успешными в глобальном масштабе, я сочту это отличным результатом форума.

У нас есть еще одна цель. Мы хотим показать всем наш технопарк, который только-только открывается. Ведь форум станет первым мероприятием, которое будет проходить на площадке технопарка! Мы скажем нашим резидентам, которые к этому времени только начнут заселяться: «Смотри, ты еще не успел переехать, а на одной площадке с тобой уже сотни инвесторов, сотни корпораций, тысячи таких же, как ты, технологических предпринимателей, губернаторы, чиновники, институты развития, банки, фонды… Они все работают, они здесь для тебя! Взаимодействуй, ищи, извлекай пользу, пойми, как все здесь круто».
ТЕХНОПАРК «СКОЛКОВО»
ФОТО: SKOLKOVO
А вы не боитесь начинать сразу с такого масштабного проекта? Первое мероприятие — и уже «Открытые инновации»…

Нет, не боимся. «Сколково» само по себе — масштабнейший проект. Технопарк на территории инновационного центра — тоже проект крупный и амбициозный. И «Открытые инновации» — тоже.

Мы не только не боимся — мы хотим, чтобы было еще лучше, чем в предыдущие годы. Вот такие мы люди.

То есть для вас все идет по плану?

Вообще-то мы планировали принять у себя форум «Открытые инновации» в 2017 году. Но после блестящего, я считаю, проведения нашего ежегодного мероприятия Startup Village, в котором в этот раз приняли участие рекордные 12 тысяч человек, организаторы форума решили: а почему бы не провести в Сколково и «Открытые инновации» тоже?

Так мы узнали, что через три месяца нам предстоит принять это масштабное мероприятие. Но мы, конечно, справимся.
STARTUP VILLAGE
ФОТО: SKOKOLVO
Технологические предприниматели — новые герои
Насколько форум будет отличаться от Startup Village?

Могу сказать, что по атмосфере «Открытые инновации» этого года действительно будут в чем-то похожи на Startup Village. Но у этих мероприятий сильно различаются темы и «класс» спикеров.

Главное отличие состоит в том, Startup Village — это в первую очередь конкурс. Это шоу под открытым небом и действительно «деревня». Мероприятие ориентировано, по большей части, на стартапы и инвесторов, на привлечение инвестиций — этим и обусловлена тематика. «Открытые инновации» — про другое.
«Открытые инновации», 2016 г.
А что еще будет нового, яркого на «Открытых инновациях» в этом году?

Сейчас расскажу.

В этом году мы, наконец, подумали о том, кто герой нашего форума. И решили, что центральной фигурой будет технологический предприниматель. Он будет не просто представлять свою разработку, но и говорить о своих проблемах, участвовать в дискуссиях.

Некоторые мероприятия подобного рода — это обилие людей в пиджаках и галстуках, которые не всегда имеют отношение к технологическому предпринимательству или инновациям... Я ничего не имею против людей в галстуках, но в этом году мы хотим весь форум посвятить именно обслуживанию интересов технологических предпринимателей.

Как это будет выглядеть?

Если бы было можно, всех их ждала бы красная ковровая дорожка, VIP-проход мимо очереди с регистрации (смеется). Если же говорить серьезно, у них будет открытая сцена для выступлений.
Из интересных форматов мы добавили батлы — соревнования между предпринимателями, а также различные стартап-шоу. В общем, привнесем на площадку элементы шоу-бизнеса.
Но главное, что тема технологического предпринимательства будет находиться в центре многих выступлений. А весь третий день форума будет полностью посвящен развитию необходимых для технологического бизнесмена навыков.

Первый день мы сфокусировали на навигации по экосистеме. Как привлечь деньги? Как найти партнера? Как встать в технологическую цепочку корпорации? На эти вопросы будем отвечать.
РЕНАТ БАТЫРОВ
ФОТО: RUSBASE
Получается, форум становится «ближе к народу»?

Это как раз то условие, на которое лично я подписался. На прежних форумах были VIP-зоны за 70 тысяч рублей, где вице-президенты корпораций пили кофе из дорогой посуды с другими вице-президентами или высокопоставленными чиновниками. А в другом углу, за перегородками, сидели с пластиковыми стаканчиками предприниматели. В этот раз у нас не будет никакого разделения на зоны доступа, и цена на билеты будет для всех одинаковой — 4 тысячи за один день, 10 тысяч рублей за три дня форума.

Конечно, у нас будут разделения по цвету бейджей, но цвета будут обозначать не уровни доступа, а профиль. Все будет направлено на то, чтобы было легче общаться. Еще будет система назначения встреч через «Личный кабинет» на сайте — MatchMaking. Она уже работала во время Startup Village, и тогда мы получили 700 реальных встреч инвесторов со стартаперами.

Можно сказать, что вся площадка форума будет одним большим пространством для встреч.

Страной-партнером «Открытых инноваций» впервые выступает Израиль. Что это значит?

Израиль будет широко представлен на форуме. Например, приедет президент «Техниона», крупнейшего технологического вуза страны, а также министр по науке и технологиям Израиля.

Вообще, приедет много израильских инвесторов, технологических предпринимателей, и все они будут спикерами на форуме. Честно говоря, у Израиля есть чему поучиться. Мы хотим впитать опыт и воспользоваться им в своих корыстных целях.
Ведущей тематикой будут технологии роста. Весь форум посвящен технологиям, которые уже сегодня меняют наш мир, а также прогнозам, что изменит мир завтра и станет обыденным явлением.
Чего вы ожидаете от сотрудничества с «Открытыми инновациями»? Может быть, и тут есть корыстные цели?

Разделять Технопарк и «Открытые инновации» неправильно. Мы и есть форум. В дальнейшем, если мы справимся с мероприятием в этом году (а я уверен, что мы справимся), форум, возможно, будет проходить у нас каждый год.

Все логично вписывается в нашу работу. Так, у нас есть мероприятие Startup Tour. С этого сезона оно будет называться Open Innovations Startup Tour, ни одного русского слова :)) Мы делаем его совместно с другими институтами развития, а направлено все это на пропаганду технологического предпринимательства по всей России и странам СНГ.

Здесь есть место для образовательной программы, для мероприятий, нацеленных на развитие региональных сообществ — инвесторских, научных, стартаперских и так далее. И, конечно же, частью мероприятия является конкурсная программа. Мы ездим по разным городам, выбираем лучшие, на наш взгляд, проекты — и они получают право выступить сразу в полуфинале Startup Village (в начале июня). Там они могут получить первые связи, необходимые для роста проекта.

Далее, в течение лета, эти предприниматели могут, будучи уже более зрелыми, выйти на средний и крупный бизнес — на «Открытых инновациях», где они создадут задел на следующий год. Вот такая «закольцованность».

Поэтому я не устану повторять: 28 октября «Открытые инновации» не заканчиваются, они только начинаются. Начинается новый сезон, без перерыва.
Приглашение на Startup Tour 2017
Получается такая история создания технологического сообщества…

Да, причем не только в масштабах страны. Так, мы уже два года подряд со Startup Tour ездим в Минск и в Алма-Аты. В следующем году мы поедем в Баку и в Ереван — и снова в Алма-Аты. Еще мы выходим в Азию, уже в этом году — Шанхай, Джакарта.

На «Открытых инновациях» в этом году представлено 87 стран. Половина спикеров — иностранные. Это мероприятие — не российское, оно просто (пока еще) проходит в России.
Мы часть глобальной, мировой индустрии, если хотите. На форум приедут представители более чем 20 разных технологических тусовок — Slush, Tech in Asia, Pioneers и других. Все они все в этот раз съезжаются к нам. А потом мы поедем к ним со своими стартапами. Понимаете?
Другой пример. В этом году Startup Village проходил не только в Сколково, но и во Владивостоке. А в следующем году у нас есть запрос от Катара провести там Startup Village! Как Slush проходит в нескольких странах мира, так и «Открытые инновации», может быть, мы будем проводить в Африке или в Азии.

Что еще важно: «Открытые инновации» — это не «сколковское» мероприятие. Сейчас я с вами говорю не как сотрудник Технопарка. И все, кто занимается организацией форума (неважно, где лежит их трудовая книжка), действуют не только в интересах Фонда «Сколково». Мне нравится думать, что мы действуем в интересах всей страны. Пожалуй, так и есть.
Как технопарки помогают строить сообщества
А как развитию сообщества технологических предпринимателей в стране помогает Технопарк Сколково?

У всех в голове «технопарк» начинается с разговоров об офисах и лабораториях. И действительно, вначале технопарки заботятся именно об этом. Просто потому, что сперва надо физически разместить у себя резидентов. Но в какой-то момент я понял, что в первую очередь технопарк должен быть сервисной компанией.

Для того, чтобы резиденты в Технопарке «Сколково» появились, надо, чтобы у них возникли мотивы для переезда. Как правило, большинство предпринимателей довольно уютно чувствуют себя в тех местах, где они сейчас находятся. И для того, чтобы у дверей технопарка стояла очередь из потенциальных резидентов, как раз нужно стать «сервисной компанией». В этот момент мы поняли, что из менеджеров real-estate нам всем пора переквалифицироваться в комьюнити-менеджеров.

Мы стали собирать вокруг себя сообщества. Одно из них, которое мы создали практически с нуля — это сообщество Центров коллективного пользования научным оборудованием, ЦКП. В России таких центров сейчас более тысячи. Каждый год мы собираем слет представителей ЦКП, 350-400 человек, чтобы эти люди с лучшими практиками могли предлагать себя рынку.

Второе «комьюнити» — это сообщество других технопарков, инкубаторов, акселераторов, российских и зарубежных. Еще есть инвесторское сообщество, например — в его объединении во многом суть Startup Village.

Потом мы поняли, что из комьюнити-менеджеров нам надо вырасти еще и до ивент-менеджеров. То есть стать площадкой для проведения десятков, сотен профильных мероприятий.

В моем понимании, все, что имеет отношение к инновациям, развитию, предпринимательству, должно, в идеале, проходить на площадке технопарка. Это должен быть центр притяжения всех умных, талантливых, интересных друг другу людей. Они должны, общаясь между собой, обогащать друг друга деньгами, идеями, энергией, связями и знакомствами для того, чтобы добиваться глобального успеха.

Поэтому мы научились организовывать мероприятия.

По сути, любому технопарку нужно так же заниматься комьюнити-менеджментом — и всем от этого будет лучше?

Да. Трафик, трафик, трафик — это секрет успеха хорошего технопарка.

Дальше технопарку нужно будет стать пиар-агентством, потому что мы должны научиться управлять репутацией наших резидентов. Мы должны давать им дополнительную ценность от того, что они здесь находятся. Статус участника проекта в «Сколково» добавляет нулей в контрактах и в оценке компаний. И наша задача — чтобы этих нулей было больше.

И, наконец, мы должны научиться помогать нашим резидентам в продаже, в привлечении инвестиций. Это та экспертиза, которая зачастую в стартапах отсутствует.
Я убежден, что писать картины — ремесло, а продавать — искусство.
И, поскольку в жизни мне много приходилось заниматься продажами, я примерно понимаю, как в этом можно помочь резидентам. А все, что касается продаж — уже из области сейлз-агентства.

В одной из статей на Rusbase вы говорили, что сейчас технопаркам нужно сосредоточиться на том, чтобы лучше себя окупать, работать не только на госденьги. Мне кажется, идея технопарка как сейлз-агентства хорошо вписывается в эту концепцию: если ты хорошо продаешь, у тебя всегда будет личный доход.

Конечно, когда ты помогаешь участникам зарабатывать, ты на них тоже зарабатываешь.

В целом же частных, негосударственных денег в технопарки, по моим данным, вливается все больше. В этом направлении быстрее всех движется Москва. Тут правильная политика: с минимальным бюджетом и затратами, просто предоставляя налоговые льготы, старые производственные площадки перепрофилируют под технопарки. И в них размещаются компании, разрабатывающие высокотехнологичную продукцию.

Я думаю, скоро за Москвой подтянутся и регионы. Мне уже известно несколько успешных региональных историй. Например, ИТ-парк в Челябинске. В Астраханском технопарке FABRIKA с окупаемостью все более-менее хорошо.

Спасибо за разговор!
Беседовала Светлана Зыкова, Rusbase
Подробнее о форуме «Открытые инновации» — тут. Расписание форума доступно по ссылке. Напоминаем, что регистрация заканчивается 21 октября.


Светлана Зыкова