Искусственный интеллект
Зал аплодировал, когда они заказали пиццу голосом, без Google и приложений


Новый голосовой ассистент от создателей Siri изменит покупательские привычки
В конференц-зале Сан-Хосе, городе стартапов, группа инженеров решила заказать себе пиццу необычным способом. Один из сотрудников наклонился к смартфону и произнес: «Хочу пиццу из Pizz'a Chicago рядом с офисом». Это их первый реальный тест искусственного интеллекта Viv, над которым команда работает уже год.
Через 40 минут, после того как Viv несколько раз ошиблась с адресом офиса, курьер привёз пиццу. Когда это случилось, команда взорвалась аплодисментами. Они сделали заказ без единого звонка, без поиска в Google, вообще не обращаясь к клавиатуре. Мало того, никто даже не думал устанавливать для этого специальные приложения.
Даг Киттлаус, сооснователь Viv
Пицца пиццей, но для Кремниевой долины даже небольшое изменение в поведении клиентов или дизайне продукта означает поистине тектонический сдвиг, который влияет на экономику в целом. Инженерам уже давно хочется достигнуть конца пути «наименьшего сопротивления» и, фигурально выражаясь, «заказать пиццу», не прилагая никаких усилий.

Незаметный Viv, которому недавно исполнилось четыре года, зашел по этому пути дальше всех и скоро, по мнению многих в Кремниевой долине, произведёт фурор в мире вычислительной техники и электронной коммерции.

«В течение следующих пяти лет смартфоны и другие умные устройства (возможно, даже умные дома и машины) превратятся в персональных ассистентов с высокими коммуникативными характеристиками», – говорит специалист по мобильной коммерции компании Forrester Джулия Аск.
Эти устройства, имея на вооружении огромные объёмы данных и искусственный интеллект, могут стать для миллиардов людей порталом связи со всеми услугами и их поставщиками в интернете. В новом мире вы сможете за один диалог заказать такси, зарезервировать столик в ресторане и купить билеты в кино. Никакого тебе больше печатания, поиска и щелканья мышкой.

Viv продемонстрировали в понедельник на TechCrunch Disrupt. Это одна из самых ожидаемых технологий, которая должна выйти в 2016 году. Но в этом деле Viv не единственный представитель – созданием следующего поколения ИИ занимаются Apple, Google, Microsoft, Facebook и Amazon. Все они в прошлом году заявили о крупных инвестициях в создание виртуальных ассистентов. Согласно The Washington Post, Google и Facebook даже предлагали выкупить Viv. Учредитель Facebook, Марк Цукерберг, вообще инвестировал в проект через компанию Iconiq Capital.
Бэкграунд создателей Viv
У Viv есть своя генеалогия. Её создатели, Даг Киттлаус и Адам Чейер, работали над Siri – виртуальным ассистентом, который приобрёл бешеную популярность, после того как в 2010 году его взяла под своё крыло компания Apple.
Даг, Киттлаус, Адам Чейер и Крис Бригэм, сооснователи Viv
26 человек команды работают в этой сфере дольше всех остальных. Их усилия предшествуют созданию Siri и уходят корнями в 2003 год. Чейер тогда руководил командой в 300 человек в некоммерческой государственной исследовательской лаборатории SRI International, расположенной в Пало-Альто. Команда работала над расширением проекта Defense Department для создания нового поколения персональных ассистентов.

Киттлаус, бывший руководитель Motorola, также работавший в SRI, убедил Чейера встроить технологию в мобильное приложение, после того как заметил популярность смартфонов. Будучи американцем норвежского происхождения, Киттлаус назвал продукт Siri в честь бывшего сотрудника. Ему понравилось, что это слово в норвежском языке означает «красивую женщину, ведущую к победе».
В лаборатории Viv в Сан Хосе. Фото: Эндрю Бертон, Washington Post
В чем смысл нового виртуального ассистента?
Команда Viv не просто хочет создать более совершенный ИИ. Таким образом в компании хотят стать абсолютным посредником между бизнесом и его клиентами.

Первым поколением подобных «платформ» стали поисковики, давшие возможность компаниям вроде Google генерировать миллиарды с помощью каталогизации сайтов для обычных пользователей. Затем, с появлением смартфонов, появились и мобильные приложения, которые оторвали людей от экранов мониторов и погрузили их в мир мобильного поиска. «Стражниками у мобильных ворот» здесь стали Apple и Google, создавшие магазины приложений и теперь получающие с этого дань. Однако, несмотря на то что индустрия приложений стоит сегодня около 50 миллиардов долларов, потребительский интерес к приложениям начинает падать.

«Они похожи на небольшие не общающиеся между собой островки жизни. Они обитают в замкнутых, враждующих между собой, магазинах приложений, которые принадлежат Apple и Google», — говорит сетевой предприниматель и гендиректор электронного рекламного агентства Sovrn Holdings Джон Бателл.

«Слишком много данных, паролей и бессмысленных уведомлений», – заключает директор по производству компании WeChat Дэн Гровер. К слову, WeChat — популярная китайская платформа для общения — собственноручно помогает выводить из игры огромное количество приложений.
Согласно данным компании Forrester, мобильные пользователи проводят 80% времени всего в пяти приложениях. «Клиентам неудобно постоянно включать и выключать такое количество приложений, – говорит Аск. – Люди стали больше ценить своё время. Сегодня создателям приложений нужно куда больше усилий, чтобы добиться внимания клиентов». Developer Experience Lead компании Uber Крис Мессина, считает, что «приложения будут использоваться и дальше», только ландшафт индустрии станет куда обширнее. К слову, сегодня на рынке у Uber самая большая капитализация.

Виртуальные ассистенты предлагают своё решение. Проблема только в одном (и уходит она корнями в ранние разработки ИИ 1960-х годов)

Название Viv образовано от латинского корня «жизнь». По всему офису валяются безделушки с цифрами 6 и 5 (римские VI и V).
Фото: Ариэль Замбелих
— разработчикам нужно понять нюансы человеческого общения. Большинство виртуальных помощников сегодня могут обработать лишь конкретный набор вопросов. Их нужно ещё правильно произвести, чтобы помощник выдал заранее запрограммированный ответ.
«Viv отличает попытка подражать спонтанности и базе знаний обычного живого специалиста»
«Viv отличает попытка подражать спонтанности и базе знаний обычного живого специалиста», — говорит исполнительный директор Института искусственного интеллекта Аллена в Сиэтле Орен Этциони.

Работая с информацией от кинотеатров, Viv может понять разные речевые стратегии, которыми люди пользуются для покупки билетов. Он проверяет время показа и самостоятельно ищет предложения других продавцов, если все билеты были распроданы. Перед тем, как купить их, он также сравнивает цены. Кроме того, Viv может заранее заказать стол в ресторане. Если пользователь меняет решение, ассистент отменит заказ и даст знать владельцу смартфона, что работа выполнена.

Исполнительный директор Grubhub Мэт Мэлони подписался на Viv два года назад. Его впечатлило, что клиенты могут одновременно выполнять разные действия без необходимости переключаться между сервисами. «Никто не мог раньше одновременно заказать билет, купить бутылку вина и вдобавок взять букет цветов», – говорит он.

По словам Этциони, такой уровень коммуникации – серьёзная цель. Ни одна технологическая компания ещё не достигла такого уровня. В определённом смысле, члены команды, стоящей за созданием Viv, являются непоколебимыми адептами теста Алана Тьюринга. Этот пионер в области искусственного интеллекта предложил «простой» тест на интеллект – если машина может поддерживать беседу на уровне, на котором собеседник не поймёт, что общается с машиной, её можно считать разумной.
Фото: Ариэль Замбелих
В чем недостаток Siri?
Siri известна своими коммуникативными способностями (к примеру, тонким юмором и умением дерзить). Впрочем, на многое такие ассистенты не способны. Попросите Siri «купить билет на концерт Бейонсе» и она откроет страницу сайта Ticketmaster. Попросите заказать столик в ресторане рядом с домом, и она назначит дату и время, но оформить заказ вы не сможете, пока не переключитесь на приложение OpenTable.
В 2010 году Siri могла покупать билеты, резервировать стол в ресторане и заказывать такси, и всё это не открывая поисковика и сторонние приложения
По словам Киттлауса, так быть не должно. Первая Siri не должна была стать умным ИИ-чатботом. Цель была в том, чтобы изменить электронную коммерцию. Когда в 2010 году они запустили отдельное приложение, Siri могла покупать билеты, резервировать стол в ресторане и заказывать такси, и всё это не открывая поисковика и сторонние приложения. Она брала информацию с 42 сайтов, включая Yelp, OpenTable и Google Maps.

К сожалению, когда Apple перекупила проект, партнёрству с большинством компаний пришёл конец. Чтобы их выстроить, Киттлаус лично ходил по различным технологическим компаниям, выпрашивая разрешение на подключение к их магазинам и сбор необходимой информации. Киттлаус и Чейер, сблизившись с Джобсом, с того момента свои действия не обсуждали. «У Стива были свои идеи по поводу Siri, и они не всегда совпадали с нашими», — сказал Киттлаус. После смерти Джобса он тихо покинул Apple. Вслед за ним ушла треть оригинальной команды, стоявшей за созданием программы, включая Чейера. Все они занялись созданием Viv.
Даг Киттлаус. Фото: The Washington Post
«Viv — то, чем должна была стать Siri»
«Viv — то, чем должна была стать Siri», — говорит консультант венчурной компании Horizons Ventures Барт Свонсон, вложивший средства в Viv, Siri и другие ИИ-технологии.

Сегодня у Viv 50 партнёров. Его можно попросить заказать такси, и он предложит варианты, используя данные Uber. Он может купить цветы с помощью сервиса FTD (американский сервис по доставке цветов — прим. ред.) или включать и выключать свет в доме с помощью системы Ivee (домашний голосовой ассистент — прим. ред.). Киттлаус ведёт переговоры о создании единой бесконечной «беседы» с телевизионными, автомобильными и медиакомпаниями, а также с производителями умных холодильников. Данные с этих сервисов позволяют Viv казаться «разумной».

По словам Мэлони, директора Grubhub, ему понравилась идея о доступе к голосовой и коммуникационной технологии без необходимости разрабатывать её самому. Также ему показалось привлекательным обещание обойти «главных привратников» – магазины приложений Apple и Google. «Сегодня главные основные дороги к клиентам принадлежат Google и Apple, – говорит он. – Я хочу, чтобы мои рестораны повернулись лицом к потребителю, и этот проект откроет нам новые пути».
Конкуренты Viv и виртуальный ландшафт
С тех пор, как Киттлаус и Чейер запустили Siri, ситуация на рынке сильно изменилась, и ещё больше изменилась с момента, когда они вместе с третьим соучредителем проекта, Крисом Бригэмом, начали работать над Viv. К примеру, компания Amazon, в прошлом году запустившая виртуального ассистента Alexa (домашнее устройство цилиндрической формы), открыла третьим лицам доступ к его возможностям. С её помощью вы можете заказать Uber. Она может читать вам новости, рассказать о погоде или дать информацию по транспортной обстановке. Alexa не просто обходит приложения или Google. Она вообще не нуждается в смартфонах как таковых.

В то же время соцсеть Facebook пытается превратить своё приложение Messenger в портал для бизнеса. На ежегодной конференции разработчиков Facebook позволил целому ряду компаний предлагать услуги клиентам с помощью Messenger. В ранних обзорах о сервисе говорят как о громоздком, но многообещающем бизнес-решении.
Марк Цукерберг на ежегодной конференции разработчиков. Фото: Эрик Рисберг/AP
Инициатива Facebook подражает популярному в Китае приложению WeChat, которому уже удалось применить похожие системы с поразительными результатами. К примеру, для китайского молодого человека вполне нормально заказывать билеты в кино через чат.

Также есть попытки найти применение сервисам, не включающим в себя чат или общение. Стартап Wand Labs является одним из таких проектов. Компания основана бывшим менеджером компании Google, который вел разработку виртуального ассистента Google Now. Он позволяет пользователям мессенджеров посылать друзьям иконку с информацией (плейлист со Spotify или пароль к домашнему Wi-Fi). Получатель может воспользоваться информацией в один клик, не переходя по ссылке и не качая приложение.

Директор Wand Labs Вишал Шарма говорит по этому поводу: «Для многих достаточно всего лишь одного клика. Нет нужды по этому поводу ещё и беседовать».

И он в чем-то прав. Пока люди вроде Киттлауса и Чейера пытаются создать идеальный интерфейс для беседы, клиентов могут увлечь гораздо более простые методы решения проблем, не требующие голосовой «коммуникации».
«Тест Тьюринга является вредной идеей, которая направила всю индустрию по ложному пути», — считает венчурный капиталист и основатель Evernote Фил Либин, который уже не в первый раз вкладывается в стартапы, разрабатывающие виртуальных клиентов.
С такой многообещающей технологией и связями, которые команда успела наладить, самым сложным для Киттлауса и Чейера будет найти модель распространения, при которой Viv попадёт в руки большому количеству людей, но при этом видение создателей сохранится.

Тот же выбор стоял перед ними и шесть лет назад, когда Джобс предложил купить их малоизвестное приложение и распространить его среди миллионов пользователей. Он привез их к себе домой в Пало-Альто, где они проговорили три часа у камина. По уходу им казалось, что он разделяет их видение. Оказалось, что всё не совсем так.

Сегодня Киттлаус и Чейер задаются тем же вопросом, что и тогда: нужно ли им продаваться гиганту или вести дело самим?
«Наша цель – вездесущность, – говорит Киттлаус. – Мы не знаем, куда нас приведёт этот путь, но мы точно по нему пойдем и в любом случае закончим работу».
Источник: The Washington Post
Перевод: Артем Франич.
Артем Франич