Ольга Розумий

Каким будет образование в будущем? Эксперты рынка о трендах EdTech

 


20-ого марта в Digital October пройдёт конференция «EdTech Russia 2014: Монетизация online-образования», организованная RusBase и проектом BeSmart.

В 2013 году в России образовательные технологии и обучающие сервисы вошли в число пяти наиболее растущих секторов интернет-рынка.

О том, как будет развиваться ниша онлайн-образования и трэнды EdTech, мы поговорили с ведущими экспертами российского рынка.

Соловьёв

Алексей Соловьев

Управляющий директор Prostor Capital

Вопрос, за каким образованием будущее — реальным или виртуальным, сегодня уже не стоит. Грань между традиционным и онлайн-обучением быстро стирается, особенно в тех странах, где интернет-сервисы уже давно освоены и стали практически стандартом. Речь кстати не идет исключительно о США, Канаде, Австралии, Западной Европе и др., где электронное обучение — практика повседневной жизни. Жители Китая, Индии, африканских стран ежедневно используют интернет для повышения своего профессионального уровня с помощью таких онлайн-сервисов, как, например, Coursera.

В России, несмотря на технофобство многих чиновников, роль онлайн образования в учебном процессе быстро растет. Уже в 2011 году, например, было разработано более 2000 электронных образовательных ресурсов! На сегодняшний день к общероссийской образовательной сети «Дневник.ру» подключено 76% школ. Учителя ведут журналы, электронные дневники, ученики пользуются электронной библиотекой и обучающими медиаконтентом. И не потому, что так надо, а потому что это удобно и эффективно. С 1 января 2015 года в России можно будет издавать только учебники, для которых есть электронная версия.

В конце концов будущее той или иной инновации в социальной сфере измеряется прежде всего тем, насколько она улучшает качество жизни. И в этом смысле eLearning уже не просто инновация, это возможность принципиально повысить уровень образования, индивидуального —  за счет более фокусного и ответственного выбора дисциплин, населения в целом — за счет более простого и доступного способа обучения. Обучение онлайн редко бывает «принудительным»: его используют люди с высокой самомотивацией, точно знающие, чему они хотят научиться и готовые к постижению конкретных знаний, а не просто получению диплома. А при таком подходе в итоге получаются грамотные и востребованные профессионалы.

Азатян

Сергей Азатян

Управляющий партнёр Inventure Partners

Благодаря повсеместному распространению интернета и мобильных устройств, все больше людей по всему миру пользуются онлайн-образованием. Сегодня существует ряд В2С и В2В EdTech бизнес-моделей, которые уже зарабатывают или работают по модели Freemium. Монетизация в данном сегменте, особенно в России, затруднена по нескольким причинам: мало качественного контента, люди неохотно платят за контент и существует много бесплатных сервисов. Кроме того, длинные MOOC-курсы типа Coursera, по статистике, оканчивают около 5% учащихся. Несмотря на все проблемы, число учащихся растет, и доходы сектора в мире перевалили за $100 млрд. В России уже есть интересные компании — будем помогать им становитьcя лидерами.

Спиридонов

Максим Спиридонов

Со-основатель и генеральный директор центра онлайн-образования «Нетология»

Все отчетливее становится разделение между фундамендальным образованием и обучением навыку. Стать квалифицированным врачом или юристом в чистом онлайне вы не сможете даже через 10 лет. А вот выучить английский, разобраться с веб-аналитикой или подтянуть несколько тем по алгебре за 10 класс — вполне реально. В фундаментальном образовании онлайн будет одним из инструментов. В обучении навыкам — во многих нишах — заберет значительные доли рынка в течение 5-7 лет.

Эффективное онлайн-обучение становится все компактнее. Уменьшаются размеры курсов, длинна каждой из итераций (видеоурок, тест, задание). Онлайн-обучение требует все большей социализации и геймификации внутри платформы, где оно проходит. Причем приемы, которыми это достигается, могут очень сильно разниться от проекта к проекту.

И last, but not the least — массовый пользователь приобретает привычку платить за цифровые продукты. Растущие продажи музыки, видео, книг помогают росту готовности заплатить и за онлайн-обучение. Мы это явно чувствуем.

Уфаев

Дмитрий Уфаев

Эксперт по инновациям в сфере образования

Текущая ситуация с EdTech России и радует и огорчает. Радует то, что все-таки появляются новые стартапы и идет движение в этом направлении. Огорчает практически полное отсутствие у стартапов новых идей. Чаще всего идет прямое копирование западных успешных моделей. Сектор B2B EdTech стартапов развивается очень медленно, университеты и большие бизнесы зачастую не готовы ментально и технологически для внедрений передовых технологий. А B2C EdTech в России развивается крайне медленно за счет отсутствия интересных моделей, контента и платежеспособного спроса. Вообще пустует ниша, связаная с технологическими решениями в области онлайн-обучения, к примеру, стартапы, разрабатывающие технологии адаптивного обучения. Я скептически отношусь к стартапам, фокусирующимся только на Россию. В России можно делать тестовые модели и проверять гипотезы, но фокусироваться надо на более развитые и крупные рынки.

Подробнее о «EdTech Russia 2014: Монетизация online-образования», можно прочитать на сайте мероприятия: edtechrussia.ru 


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно