Светлана Зыкова

Интернет-аукцион подержанных автомобилей: будет ли это работать?

Вчера стало известно, что онлайн-аукцион подержанных машин CarPrice привлек $40 млн – сумма немаленькая, особенно для российского венчурного рынка. Сервис CarPrice, созданный около года назад, соединяет продавцов с автодилерами. Rusbase узнал, может ли прижиться подобная модель онлайн-аукциона автомобилей и с какими сложностями столкнется владелец такого бизнеса.


image description
Алексей Данилов
Основатель Adaperio

На сегодняшний день продажа подержанных автомобилей – одна из самых привлекательных сфер для создания высокотехнологичных компаний. Этот рынок аккумулирует огромные денежные потоки, но при тут этом практически отсутствуют какие-то современные решения. Аукционная модель на рынке подержанных авто уже давно и успешно используется в ряде стран, таких как США, Япония, Германия. В России она также существует (пусть и в достаточно искаженном варианте) – в виде множества небольших автосалонов, которые выкупают автомобиль, проводят предпродажную подготовку, а затем продают со своей наценкой конечному покупателю. Поэтому достаточно легко оценить основные проблемы, с которыми придется столкнуться при реализации такой модели.

В первую очередь, стоит отметить высокие транзакционные издержки (изъятие денежных средств из оборота на выкуп авто, стоимость их хранения и транспортировки, зарплата персоналу, реклама и т.д.). Все-таки, этот бизнес до сих пор во многом оффлайновый.

Вторая проблема тесно связана с первой – это корректность оценки. Из-за высоких собственных издержек оператор аукциона должен проводить оценку выкупаемого авто по цене гораздо ниже рынка. Значительная часть автомобилей в хорошем состоянии будут отсекаться на данном этапе. Их владельцы предпочтут продавать машину самостоятельно, пусть дольше, но дороже на 20-30%. Именно поэтому до сих пор в России доля подержанных автомобилей, продаваемых через автосалоны, составляет всего 6-7% от общих продаж.

Также актуальна проблема доверия к аукциону со стороны клиентов, которые должны быть уверены, что, покупая там машину, они не столкнутся впоследствии с какими-то юридическими или техническими проблемами. Аукцион должен иметь возможность представить не только отчет о текущем состоянии авто, но и об истории его эксплуатации ранее. Из-за того, что наиболее привлекательные варианты все еще будут продаваться собственниками напрямую либо выкупаться мобильными «перекупщиками» (которые могут приехать в удобное для продавца место и выкупить автомобиль прямо там), у аукциона будет накапливаться пул автомобилей, состояние которых оставляет желать лучшего.

В целом, если кому-то удастся решить эти три основные проблемы в комплексе, то мы получим очень сильного игрока на перспективном и очень капиталоемком, но локальном, рынке. Масштабировать эту модель на другие страны будет очень сложно из-за большой оффлайновой составляющей.

Говоря о привлечении CarPrice $40 млн, могу только поздравить команду с отличной сделкой. Их модель ориентирована на B2B рынок, то есть, по сути дела, они будут бороться за те же 6-7 процентов всего рынка. Но даже эта доля составляет порядка $4-5 млрд оборота ежегодно. Если им удастся добиться положительной экономики, то из венчурной истории проект может превратиться в успешно зарабатывающую компанию.


image description
Андрей Лобастов
Генеральный директор Carbay

Большинство подержанных автомобилей продается так: Дядя Вася размещает заметку о продаже своего автомобиля на сайте, а Дядя Ваня, увидев объявление, звонит и договаривается на встречу с осмотром авто. Если все нравится – продажа состоялась.

Когда мы говорим о сделке по программе трейд-ин, вместо Дяди Вани (покупателя) выступает автосалон. Он берет свою наценку, чтобы потом продать автомобиль Дяде Ване и заработать на этом. Как выглядит продажа в CarPrice? Carprice берет наценку, чтобы продать автомобиль автосалону, а дальше цепочка продолжается по уже описанной схеме.

Конечно, и программа трейд-ин, и Carprice предоставляют полезные услуги для людей. Если нужно купить новый автомобиль взамен старого и нет времени и желания продавать старый авто самостоятельно – нужно идти в трейд-ин. Если нужны наличные за автомобиль и, опять же, нет желания возиться с продажей – тогда в CarPrice. Как много людей готовы расстаться со своими деньгами за услуги CarPrice? Оценить трудно, поэтому прогнозов по данному сервису, как и любому другому интернет-аукциону, строить не рискну.



По теме: Оцениваем юзабилити сайта стартапа Carprice.ru


Фото: Shutterstock.com.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно