Людмила Чумак

Бизнес по-русски. «Диалог мясника с коровой»

Святослав Бирюлин, директор компании Sapiens Consalting, ведет свой блог, в котором рассуждает о бизнесе в России, о маркетинге,  управлении персоналом и многом другом. Особо приглянулась читателям серия статей «Бизнес по-русски». Rusbase публикует отрывки из серии.


В первой части предприниматель отслеживает развитие бизнеса в России с 90-х годов:

Отношения бизнеса и власти недавно назвали "диалогом мясника с коровой". Не оспаривая правоту этого утверждения, рискну все же добавить, что корова стала жертвой не только из-за кровожадности власти, но и из-за собственного нежелания развиваться, решая рыночные задачи нерыночными методами, в том числе при помощи той же власти. Какой бы дикой не выглядела порой власть, бизнес в России все еще также дик, и в лучшем случае только становится на путь цивилизации.

Во второй статье Святослав рассуждает о том, как надо вести свой бизнес:

В итоге на свет рождались уродливые холдинги-франкенштейны, где бизнес по пошиву колготок соседствовал с импортом зеленого горошка и пластиковыми окнами. Вишенкой на торте в холдинге обязательно был ресторан - чтобы хвастать перед друзьями. Над холдингами тучами нависали «управляющие компании» - щедрые на бессмысленные директивы ленивые армии бухгалтеров.
Разрабатывать стратегию. Помнить, что стратегия – это не вещий сон собственника, начитавшегося накануне «Бизнес в стиле фанк», а скучный, многобуквенный план развития, с цифрами, таблицами и графиками. Исследовать рынок, причем не просто выпить с ключевыми клиентами, а реально исследовать – с фокус-группами, деск-ресёчами, онлайн-опросами, интервью и т.д. Нанять маркетолога – не для того, чтобы он придумал как продать, наконец, то, что лежит на складе, а чтобы помог создать то, что захотят купить. Перестать считать наличие чистой прибыли признаком успеха. Открыть для себя понятия «оборачиваемость» и «оборотный капитал». Обнаружить вдруг, что только дебилы согласны работать там, где их называют дебилами. Учить и развивать персонал, потому что нет другого выхода – на рынке труда в свободном доступе имеются в основном неандертальцы в ассортименте, профессионалы даже в кризис редко надолго остаются без работы.

Третья статья посвящена кадрам. Автор рассматривает основные типы профессий среднестатистического бизнеса из «глубинки»:

Это региональный предприниматель Гена. Гена поднялся в 90-х на тушенке, потому что ни у кого тушенки не было, а у Гены – была. Почему так вышло Гена вспоминать не любит. С тех пор Гена переоделся из Adidas в Бриони, построил подшипниковый завод и креативно открыл сеть пабов «Бухнём». Гена считает себя просвещенным бизнесменом, он закончил школу дистанционного бизнес-образования «Линк». У Гены есть сын, сыну 17 лет и он мечтает возглавить папин бизнес. Но Гена знает, что сын – дебил, и старается поменьше думать о будущем.
Это – менеджер по продажам Семен. Семен ведет крупных клиентов. Самый крупный клиент – это компания самого Семена, оформленная на его соседа. Петр ничего об этом не знает, потому что ему некогда, и Семен презирает одновременно Гену, Олега и Петра. Себя он считает успешным бизнесменом и мечтает попасть на обложку Forbes.
А это – Айгюль. Айгюль из маленькой деревни, из далекой жаркой страны. В детстве Айгюль мечтала выучиться на парикмахера. Не то, чтобы все идет не по плану, но пока что Айгюль работает в клининговой компании в России и каждый вечер моет Генин офис. Когда она устраивалась, ей обещали 20 тыщ, но супервайзер Василиса обложила ее данью в 20%. За это Василиса обещает не уволить Айгюль. «Благотворительный взнос», шутит остроумная Василиса. Пока Айгюль трет пол, она думает о своей жизни. Ей немножко грустно, что у нее такая работа, но она честно отмывает пол дочиста и тщательно опорожняет мусорные корзины, набитые конфиденциальной отчетностью. Потому что в детстве мама твердила Айгюль: «Доченька! Что бы ты ни делала, делай это на совесть!»

Полностью читайте здесь: 1 часть, 2 часть, 3 часть.



comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно