Байрам Аннаков

Почему будущее — за iBeacon?



Что такое iBeacon?


iBeacon – это небольшой маячок, размером со спичечный коробок. Такой передатчик легко повесить на стену или закрепить на столике в кафе. Само по себе устройство очень простое, и не вещает ничего, кроме своего идентификационного номера. Как почему столько шума вокруг этой новой технологии?


Где магия?


Вы только переступили порог кафе, а вам уже кричит бариста: «Привет, Боря! Давненько тебя не было. Тебе как обычно?». Официант — не Шерлок Холмс. Он не обладает прекрасной памятью или развитыми дедуктивными способностями. Просто секунду назад он прочитал на планшете ваше имя, историю посещений и то, что вы очень любите капучино с корицей. Все сделала технология: телефон уловил сигнал и передал на сервер ресторана: «Я здесь».

Маячки способны не только узнавать посетителей. Они помогут в навигации: расстояние определяется с погрешностью 5-7 сантиметров. А радиус распространения сигнала — до 50 метров. Технология уже внедряется в аэропортах и крупных супермаркетах — не заблудишься.

Передать на телефон клиента можно все: текст, сертификаты, купоны или видеоролики.  И конечно, сделать это можно в нужном месте и в точное время, например, когда клиент заходит в кинотеатр, телефон покажет тизер фильма и отзывы, а также предложит купить билеты.


Google analytics for offline


Благодаря счетчикам Google мы можем знать, сколько человек перешли на интернет-страницу, по каким ключевым словам, какие товары они смотрели. Их демографические показатели. Часто бывает, смотришь книги на Amazon или прицениваешься к отелю в Париже на Booking.com. И через 2 дня приходит рассылка: новые поступления книг (тех самых), или спецпредложения именно по столице Франции. Это называется Retargeting.

Маячки позволяют сделать то же самое для offline. Что можно сказать о человеке, который пришел в магазин, 15 минут провел в отделе бизнес-книг, 10 минут рассматривал подарки и ушел, не подходя к кассе? Вряд ли стоит возвращать его рассылкой о новинках художественной литературы. А вот предложить скидку на книги про стартап — это хорошая идея.

Представьте себе идеальное персонифицированное предложение: покупатель долго выбирал на сайте товар, положил в корзину, но в итоге не заказал. Ритейлер может предложить скидку именно на тот самый товар, как только клиент заходит в торговый центр. Система датчиков поможет также проанализировать поведение посетителей: кто, у какой полки и сколько времени стоял. И не удивляйтесь, если в скором будущем будете получать сообщение: «Привет! Я белая блузка, я очень подхожу к юбке, которую ты приобрела на прошлой неделе».


Как это работает?


Биконы работают на Bluetooth smart (или low energy). В отличие от предыдущего поколения технологии, эта практически не разряжает батарейку. Однако Bluetooth должен быть включен. И даже если его выключить, Apple включит его сразу же после обновления ОС. Ну как тут не поверить в теорию заговора?

На маячки реагирует не сам телефон, а конкретное приложение от кафе, спортзала, торгового центра, агрегатора скидок и т.д. Без встроенного кода, где прописаны ID биконов, магии не будет. Только программа знает, на какие маячки стоит обращать внимание, а какие — «обходить» стороной.

Биконы продаются в розницу в районе 30 долларов за штуку, и $18 — за опт. Нет сомнений, что в скором времени стоить они будут не дороже $5. Для кафе достаточно 3-4 штук: на вход, у кассы и парочка в зале. Для большого торгового центра потребуется несколько сотен маячков. Батарейки хватает на год, но у некоторых производителей уже появились биконы с запасом энергии на 9 лет!


Будущее технологии


Уже сейчас можно привязать карту к некоторым приложениям, например для вызова такси или оплаты билетов в кинотеатре. Apple и Andriod активно идут в сферу платежей. Доступ к телефону с помощью отпечатка пальца — это не прихоть, а необходимое условие для обеспечения финансовой безопасности платежей. iBeacon тоже работает на идентификацию пользователя.

Скоро уйдут в прошлое пластиковые карточки и кассовые аппараты: платежи будут идти через телефон, в одно касание. PayPal уже разработал свой бикон, который способен принимать платежи.

Можно будет забыть про очереди: выбрать кофе еще в вагоне, оплатить на эскалаторе и получить заказ в кафе у метро.


Непростое будущее маркетологов


Специалисты по привлечению клиентов получают новые возможности для таргетинга, на основе гео-портрета и предпочтений. Например, можно будет показать объявление мужчинам, кто ходит в спортзал и покупает фермерские продукты, а потом отследить, какие предложения клиента заинтересовали, а какие — остались без внимания. Но для того, чтобы быть успешным, маркетологам придется выучить 2 слова: Big Data. Только представьте, какой это объем информации: постоянное отслеживание местоположения клиента плюс интеграция с историей покупок. Остается только позавидовать тем специалистам, кто умеет работать с большими массивами данных.


iBeacons — угроза личной жизни?


Конечно же, не все хотят делиться своей историей покупок или посещений магазинов. Но приложению всегда можно будет запретить присылать push-сообщения, отслеживать геолокацию, отказать в доступе к аккаунту в соцсетях.

Чтобы не превращаться в спам-рассылку, маркетинг с помощью iBeacon должен быть основан на уважении к потребителю. Предложения должны быть уникальными и персонализированными, в отличие, например, от рекламных SMS и массовых почтовых рассылок. Иначе пользователь «проголосует ногами» и просто удалит приложение.

Так что будет? Скоро увидим. Думаю, что даже очень скоро :)


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно