Мария Илюшина

Как инновации решают реальные проблемы


Что приходит вам в голову, когда вы слышите слова вроде «инновации» или «социальное предпринимательство»? В последнюю очередь эти слова ассоциируется с благотворительными фондами, и особенно с теми, которые помогают сиротам найти семью. Проникновение технологий в такую консервативную и закрытую отрасль кажется, на первый взгляд, маловероятным, так как усыновление в нашей стране — процесс сложный, непрозрачный и полон предрассудков. Но современный и эффективный подход можно найти и к решению такой проблемы, как поиск приемной семьи, которую заслуживает каждый ребенок детского дома.

video

Фонд «Измени одну жизнь», является уникальным проектом в сфере социальных инноваций, так как для снижения барьеров между детьми-сиротами и приемными родителями используется IT платформа, на которой собирается видеобаза с анкетами детей из многочисленных регионов России. Для производства видеоанкет у фонда есть постоянные съемочные команды, которые с разрешения органов опеки (входят в Министерство образования) едут в детские дома различных регионов РФ и записывают рассказы детей о себе и своей жизни. Эти анкеты затем размещаются на сайте changeonelife.ru, куда может зайти каждый, кто задумывается об усыновлении, и найти ребенка, с которым он мог бы установить контакт и затем усыновить. Благодаря налаженной системе съемок и возможностям технологий обработки и интернета, стоимость этих видеоанкет сведена к минимуму — на одну тратится всего 3000 рублей, тогда как при работе «по старинке» на одну анкету бы ушло 150 000 рублей.  По нехитрым подсчетам, шанс быть замеченными будущими родителями получает в 50 раз больше детей. Система не только дешевая, но и продуктивная. В базе находится около 8000 тысяч анкет, а за 2 года работы фонда уже 1415 детей нашли свою семью.

k

По меркам предпринимательства, проект можно назвать вполне успешным — бюджет фонда за 2013 год составил около 950 тысяч долларов, большая часть из которых пошла на создание видеоанкет и поддержку портала. Фонд провел два раунда по сбору средств на Планета.ру и акцию на Благо.ру, и успешно. Благодаря попечительскому совету, куда входят журналист и общественный деятель Антон Носик, актриса Юлия Высоцкая и одна из создательниц эко-системы технологического предпринимательства Сколково Екатерина Дьяченко, «Измени одну жизнь» провел совместные кампании с интернет-гигантом Mail.ru, оператором «Мегафон», информационным агентством РИА Новости, телеканалом «Дождь» и Общественным Телевидением России. Только одних частных пожертвований было собрано около 1 200 000 рублей, плюс к этим вложениям добавили по одному миллиону  рублей  ББР Банк и «Мегафон» в рамках корпоративных программ благотворительности.

hhh

Видеоанкеты решают огромное количество проблем, связанных с процессом усыновления в нашей стране. В сознании россиян усыновление — это кипы бумаг, постоянные нервы, проблемы, проверки, инстанции и так далее. И даже если у семьи есть желание принять в семью ребенка, оно зачастую так и остается неисполненным из-за бюрократических проволочек. Также мешает и обширность нашей страны — понятно, что большинство потенциальных усыновителей живет либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге, из-за более высокого уровня дохода у жителей этих регионов больше финансовых возможностей усыновить. Но если человек пойдет в органы опеки в своем регионе, то ему, скорее всего, скажут, что детей довольно-таки мало. И действительно — в больших городах, маленьких здоровых детей усыновляют очень активно, иногда на них даже есть очередь. В регионах же, особенно в тех, где уровень отказов от детей выше, чем в остальных, детские дома полны, а усыновлять их, по сути, не кому. Так спрос не встречает предложения. Платформа «Измени одну жизнь» эту проблему решает самым удобным и современным способом. Можно просто сесть вечером, дома, вместе со своим супругом открыть сайт и попытаться найти ребенка, в которого влюбишься с первого взгляда и начнешь считать дни до его появления у себя дома. А после этого можно к нему ехать, пусть даже в другой регион.

Такой способ избавляет и самих детей от стрессов и разочарований. Обычно родители «смотрят» несколько детей в разных детдомах. И каждый раз, когда семья приезжает, начинает общаться с ребенком, а потом исчезает — это серьезная травма.

Также одним из самых больших плюсов видеоанкет является то, что человек видит именно живого ребенка, а не его историю болезней. Медкарты воспитанников детских домов очень часто содержат диагнозы, в том числе послужившие причиной отказа родителей, которые отпугивают даже самых смелых и решительных потенциальных усыновителей. А на видео ты смотришь на ребенка, который живет и старается радоваться жизни, написанный диагноз в его карте не является приговором — с ним можно стать социально успешным, если стать любимым.

Есть ужасная статистика от Генпрокуратуры за 2009 год, которую следует напомнить: 40% выпускников детдомов становятся алкоголиками, 40% попадают в тюрьму, 10% кончают жизнь самоубийством и только 10% могут устроится в жизни. И именно поэтому я все эти годы говорю про то, что в идеальном мире интернатов не должно быть вообще. (Наталья Водянова)

Не секрет, что в некоторых интернатах эти диагнозы ставятся специально, чтобы решить другую социальную проблему — надбавки к мизерной заработной плате сотрудников социальной сферы, сохранение бюджетных рабочих мест в регионе. Фонд сталкивался и с регионами, в которых губернатор и органы опеки наотрез отказываются пускать съемочные команды в детские дома на своей территории. Это так называемый «красный список» фонда. В «зеленом» же списке находятся те регионы, где съемки анкет и дальнейший процесс усыновления проходят беспрепятственно, таких 32. На данный момент фонд ведет работу в 47 субъектах РФ.

Еще, благодаря достижениям технологического прогресса, фонд проводит многочисленные вебинары — только за 2013 год их было проведено больше 20. Онлайн-консультации  на портале оказывают не просто моральную поддержку и дают ответы на вопросы, но и решают реальные проблемы. Родители, у которых возникают трудности с органами опеки, могут сделать запрос в фонд и в течение 48 часов получить письменное разъяснение, объемом всего два-три абзаца, но составленное опытными экспертами. Такое разъяснение можно распечатать и принести с собой в орган опеки.

socweb

Основным приоритетом в дальнейшем развитии фонда «Подари одну жизнь» является продвижение сайта. Портал сейчас посещают около 70000 человек в месяц, плюс к этому сообщества в социальных сетях насчитывают около 80000 пользователей. Однако чем больше людей зайдет на сайт, тем больше родителей увидят анкеты, что оправдает затраты на съемку и сильно повысят шансы ребенка на поиск приемной семьи. Интересно, что популярные просьбы «лайк и репост» в Facebook и ВКонтакте в этой ситуации недостаточно эффективны, а вот аудитория «Одноклассников» оказалась наиболее благодарной. Скорее всего, это можно объяснить возрастом аудитории социальной сети — «Одноклассники» нацелены на людей более взрослых, поэтому для продвижения социальных целей они подходят гораздо больше, чем FB и VK, где обитает молодежь. Проект с mail.ru также привлек немало аудитории к сайту. Сейчас «Подари одну жизнь» будет помогать другой интернет-гигант — Google предложил фонду продвижение в поисковиках и на YouTube, а также помощь в съемке мини-фильмов.

Фонд сталкивался и сталкивается с теми же проблемами, что и обычный технологический и инновационный бизнес. Проблемы поиска единомышленников, убеждения аудитории, что именно это решение самое лучшее, поиска финансирования, распространения контента, продвижения в равной степени присутствуют и в жизни социальных предпринимателей, и в жизни коммерческих стартапов. Сегодня инновационным стартапом может быть не только мессенджер, волшебный гаджет или технология — им может быть и организация, нацеленная на вполне конкретную жизненную проблему, которой приходится идти на риски и искать новые технологические решения.

 

 

 


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно