Ольга Воркуева

Что изменится после вступления в силу закона о противодействии незаконным финоперациям. Мнение юриста


Курс на борьбу с уклонением от налогов, отмыванием денежных средств и деофшоризацию был взят еще в начале года, а с 1 июля 2013 года Россия стала председателем FATF (Международной организации, занимающейся выработкой мировых стандартов в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма). Также активно ведутся переговоры с США о присоединении к FATCA (Соглашению о контроле иностранных счетов для налоговых целей). Поэтому существенное ужесточение государственной политики в отношении движения капитала представляется вполне логичным.

Принятый недавно закон о противодействии незаконным финансовым операциям предусматривает сужение сферы действия банковской тайны, усиление контроля над финансовыми операциями, ужесточение ответственности участников и руководителей юридических лиц, а также ряд других мер по увеличению прозрачности экономики.

Для достижения поставленных целей предусмотрено множество изменений законодательства, но в данной статье мы остановимся подробно только на самых основных и актуальных нововведениях для малого и среднего бизнеса:


Доступ к банковским счетам


Кредитные организации теперь обязаны информировать налоговые органы об открытии и закрытии любых счетов и вкладов граждан, а в случае мотивированных запросов предоставлять сведения о движении денежных средств и суммах вкладов. Зато оперативно-розыскные органы при проведении расследования экономических преступлений теперь не вправе без решения суда требовать от банков предоставления информации по счетам организаций и ИП.

Нововведение относительно наделения налоговых органов подобными правами было одним из самых обсуждаемых. Многие критиковали его за противоречие самому принципу банковской тайны, за нарушение которого кредитные организации несут ответственность перед своими клиентами. Сторонники же делали отсылки к практике ведущих стран и стандартам международных организаций, которые делают акцент на максимальной прозрачности финансовых транзакций.


Понятие Бенефициарный владелец


Данный термин вводится впервые на законодательном уровне и теперь под ним понимается физическое лицо, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет участие более 25% в капитале) в организации либо имеет возможность контроля.

Банки обязаны ежегодно предпринимать «обоснованные и доступные» меры для идентификации всей цепочки реальных собственников, а их клиенты - сообщать о наличии бенефициарных владельцев.

Если у банков возникнут сомнения относительно чистоты денежных средств клиентов, то они вправе приостановить их обслуживание и закрыть счета.


Усиление контроля и ответственности за внесение сведений в ЕГРЮЛ


Особое внимание уделяется борьбе с созданием фирм-однодневок, так называемых компаний, которые создаются исключительно для уклонения от уплаты налогов и отмывания денежных средств.

Законом уточнены правила ведения ЕГРЮЛ, которые теперь предусматривают ответственность за недостоверность внесенных сведений не только компаний, но и регистрирующих налоговых органов, так как именно они обязаны проверить достоверность предоставляемых данных. Государственный орган также обязан сообщать заинтересованным лицам о планируемом внесении изменений в ЕГРЮЛ и рассматривать направленные возражения до официальной регистрации.

Помимо всего прочего информация, содержащаяся в ЕГРЮЛ, может быть оспорена в налоговом органе или в судебном порядке, а юридическое лицо обязано возместить причиненные убытки вследствие несвоевременного внесения изменений или предоставления недостоверных сведений.


Обязательное предоставление деклараций по НДС в электронном виде


Налогоплательщики будут обязаны предоставлять декларации по НДС в электронном виде. При том, что данная обязанность будет распространяться на всех, включая налоговых агентов, спецрежимников и компании, которые освобождены от уплаты НДС, но хоть раз выставили счет-фактуру.

Для сдачи в электронном виде необходимо заранее получить ЭЦП и подключиться к одному из специализированных операторов связи. В случае задержки предоставления декларации более 10 дней по истечении установленного законом срока (а именно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом), налоговые органы вправе приостановить операции по счетам компании.

Полномочия налоговых органов в части проведения камеральных проверок также расширяются. Например, проверяемая компания будет обязана по требованию налоговых инспекторов предоставлять в течение 5 дней пояснение, подтверждающее размер заявленного убытка.


Субсидиарная ответственность руководителей и учредителей


Ужесточение ответственности предусмотрено в законе о банкротстве. Теперь банкротство компании считается следствием действий (бездействия) контролирующего участника или руководителя, поэтому они должны нести субсидиарную ответственность по обязательствам своим личным имуществом, если компании причинен вред сделкой, заключенной с их одобрения.

Ответственности можно избежать, если доказана явная несоразмерность убытка по сделке с долгами компании, а также, если руководителю удастся доказать, что он действовал разумно и осмотрительно в интересах должника.

При выявлении задолженности перед бюджетом и отсутствии у компании-должника возможности расплатиться, налоговые органы вправе в судебном порядке требовать от учредителей и руководителей соответствующих выплат.

Некоторые формулировки размыты и позволяют привлечь руководителей при любых убыточных сделках, но с другой стороны нововведения первоначально направлены на борьбу с фирмами-однодневками, которые массово создаются представителями крупного бизнеса, а потом от них избавляются через переоформление на неплатежеспособные «мертвые души. Единственный шанс для государства и кредиторов хоть частично добиться выплат это взыскать задолженность с реальных бенефициаров, намерено обанкротивших компанию, а не с подставных третьих лиц. Маловероятно, что добросовестные предприниматели, работавшие в рамках закона, но по каким-либо причинам решившие ликвидировать бизнес, попадут под удар.


Усиление административной и уголовной ответственности


За легализацию или помощь в легализации денежных средств, полученных преступным путем, предусмотрены штрафы до 1 000 000, принудительные работы и лишение свободы на срок до семи лет в зависимости от размера финансовых операций и от категории лиц.

Продолжается ужесточение валютного контроля, которое позволяет привлекать к ответственности физических лиц, получавших денежные средства на зарубежные счета из третьих источников. Например, предусмотрена ответственность до 5 лет лишения свободы и штраф до 1 000 0000 за незачисление на счета в российских или в зарубежных банках выручки резидентов за проданные нерезидентам товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности. Крупный размер от 6 000 000, а особо крупный от 30 000 000.

Также законодатели вернули ответственность за контрабанду, предметом которой являются наличные деньги, чеки, векселя и иные денежные инструменты». Напомним, что через границу можно провезти без декларирования сумму эквивалентную $ 10 000. Ранее нарушение грозило лишь штрафом до 2 500 рублей. Сейчас же в соответствии с принятым законом ответственность существенно возрастает: при попытке провезти в 2 раза больше разрешенной суммы (то есть $ 20 000) предусмотрен штраф в размере до десятикратной суммы перевозимых средств, а при перевозке более $ 50 000 – штраф может превысить данную сумму до 15 раз. При меньшем размере перевозимых денежных средств предусмотрена - административная ответственность. Основная цель таких радикальных мер борьба с незаконной обналичкой и выводом денежных средств за границу. Для того чтобы не пострадать законопослушным гражданам, стоит просто пользоваться банковской картой.

Принятие данного закона вызвало неоднозначную реакцию в обществе. С одной стороны это начало приведения действующей антиотмывочной системы в соответствие с международными стандартами, основная цель которой заключается в улучшении инвестиционного климата и безопасности добросовестных предпринимателей. С другой стороны такие жесткие меры (отчасти даже репрессивные), направленные на крупных игроков рынка, в первую очередь больно бьют по законопослушному малому и среднему бизнесу, все больше и больше усложняя им жизнь.


Статья подготовлена приглашённым блогером RusBase, экспертом в юридических вопросах - Ольгой Воркуевой. Ольга является управляющим партнером юридической компании «Воркуева и партнеры», которая специализируется на стартапах на венчурных сделках. www.vplaw.ru


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно