Мария Илюшина

Становятся ли предприниматели лучше с возрастом?


Как вы себе представляете современного стартапера? Молодой парень, лет 20 с чем-то, без жены и детей, катается на велике с рюкзачком и макбуком… Скорее всего так. И этот образ подтверждает кто-то вроде Цукерберга, а также массовые СМИ и даже сериал «Кремниевая долина». Но так ли это? Может ли успешный предприниматель, создающий технологические стартапы, быть, скажем, лет 50-ти? Об этом размышляет CEO успешного проекта TeamSnap Дэвид Дюпонт. 


old

Новое популярное шоу от HBO «Silicon Valley» дает нам каноничную историю о технологическом стартапе. Главный герой Ричард Хендрикс — социально неуклюжий разработчик ПО двадцати с чем-то лет, который придумал гиперэффективный алгоритм компрессии для музыки. В самом начале сериала он создает новую компанию вместе с другими гиками того же розлива и они вот-вот начнут делать огромные деньги и «изменят мир».

Технологический мир здесь и там распознает многие архетипы Кремниевой долины — молодые мечтатели, скользкие VC, эгоистичные миллиардеры, которые все еще хотят кому-то что-то доказать, крутые вечеринки…

Искусство подражает жизни. Феномен стартапов стал большой частью поп-культуры и национального самосознания, потому что предпринимательство — уже не пустое занятие. Это популярный, «трендовый», очень прибыльный тип работы. Примеры невероятного успеха вроде Instagram, Nest и Whatsapp подливают масла в огонь. В The Economist недавно сравнили золотую стартап-лихорадку с Кемберийским взрывом (внезапное увеличение биоразнообразия 540 миллионов лет назад, когда губки и другие простые существа внезапно стали развиваться).

Долгий экономический кризис, начавшийся в 2008 году заставил многих людей поколения миллениум — людей, рожденных в начале 80-х — оставить надежды на стабильную традиционную работу. Вполне логично, что они решили сделать что-то свое или присоединиться к стартапу.

Золотая лихорадка в самом разгаре. Мессадж, который нам посылает «Silicon Valley», фильм «Социальная сеть», пресса и само стартап-сообщество — эту лихорадку ведут молодые гики. И если так получилось, что вам больше 25 лет, то очень легко почувствовать себя не в своей тарелке.

Поп-культура и пресса в этой мысли, впрочем, ошибается. Люди поколения миллениум — не единственные, кого замечают на этом поле, и не единственные, которые используют окружающие возможности. 

Компания TeamSnap, которую я основал несколько лет назад — классический интернет-стартап. Компания выросла из идеи о том, что есть более эффективный способ управлять спортивными и другими мероприятиями. Изначально наша межгалактическая штаб-квартира находилась у меня дома, а зарплату мы не получали несколько месяцев. К счастью, TeamSnap вырос с нуля до почти семи миллионов пользователей, и мы подняли $7,5 миллионов в В-раунде.

Так к чему это я? К тому, что я не человек поколения миллениум, а вот мои дети — да.

Другой пример: я прекрасно помню, как мой хороший друг Френк Уолдмен пару лет назад рассказал мне о классной технологии скорочтения, которую он собирался монетизировать. Его компания Spritz сейчас одна из самых «взрывных» и только что привлекла $2,5 миллиона за свою инновационность. У Фрэнка тоже есть дети поколения миллениум.

И мы с Фрэнком — не исключение из правил. Согласно исследованию Kauffman Foundation:

Средний возраст американцев, основавших технологический стартап — 39 лет. В два раза больше основателей в возрасте 50 лет, чем в возрасте 25.

Иными словами, люди всех возрастов создают успешные компании.

Почему же в таком случае сохраняется этот стереотип? Почему успешный VC в статье для TechCrunch говорит, что «интернет-предприниматели, разрабатывающие продукты для потребителя, как баскетболисты… их пик приходится на 25 лет, а к 30 они обычно ни на что не способны». Почему Винод Хосла, один из самых успешных VC за всю историю говорит: «Люди старше 45 практически мертвы в плане новых идей».

Частично причина может заключаться в том, что молодые люди более податливы. Они не только способны адаптироваться к новым технологиям, они — те, кто их раньше всех осваивают и становятся в них лидерами. Например, они первые, кто начал активно пользоваться Twitter, Tumblr и Snapchat. Они также схватывают все быстрее, но у этого момента есть и обратная сторона. Как сказал Филип Росс в аналитической статье IEEE Spectrum:

Способность очень быстро понимать новые вещи — или «жидкий интеллект» — начинает снижаться в возрасте 20+ лет, в то время как мастерство в уже привычных вещах — или «кристаллизованный интеллект» — только растет. Именно поэтому более старшие люди часто показывают себя лучше в спорте вроде бокса или плавания, так как используют мозги и приобретенные навыки.

Еще одной причиной, по которой считается, что молодые предприниматели преобладают в индустрии, является их возможность полностью фокусироваться на деле, а также относительно меньший риск в плане стабильности как еще неженатых личностей. У них есть страсть. Их не отвлекают семья и дети. Однако экономические и демографические тенденции сейчас таковы, что «безопасность» долгосрочного места работы резко упала. Это мой дед работал на одну компанию 43 года, сейчас такого уже нет.

А еще мы все сейчас живем дольше и здоровее. Ожидаемая продолжительность жизни в США среди мужчин и женщин выросла на 5 лет за последние два десятилетия. Люди не просто ведут более здоровый образ жизни, они и делают больше.

Те же дети вырастают, и у многих людей, разменявших шестой десяток, «гнездо» опустевает — их больше ничто не отвлекает и они могут снова (иногда даже с маниакальным упорством) сфокусироваться на своей карьере. Вполне себе мощная предпринимательская сила.

Смысл всего этого — не подтвердить надпись на футболке «Old Guys Rule». Просто предпринимательство, которое обычно идентифицируют только с удалой и рисковой молодежью, на самом деле доступно для нас всех, независимо от возраста.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно