Элина Кириллова

Интервью с Бобом Дорфом: про идеи и «феномен русского разработчика»


15 мая состоялось открытие Стартап-академии Launch Gurus, на котором Боб Дорф — серийный предприниматель, венчурный инвестор и соавтор книги «Стартап. Настольная книга основателя» — провёл «Вечер без галстуков» и ответил на вопросы студентов и гостей Академии.

RusBase удалось взять интервью у Боба Дорфа — знаменитый идеолог Customer Development рассказал о российских студентах, трендах в технологиях и своей жизни вне работы.

Вы преподаете у студентов Стартап-Академии Launch Gurus, не раз выступали перед российской аудиторией на конференциях и семинарах. Скажите, пожалуйста, что вы думаете о российских студентах? Какое они производят впечатление?

Это моя пятая Стартап-академия. Многие из предпринимателей достаточно сильны, по сравнению с предыдущими выпусками Академии. Свежие идеи с сильным, как мы это называем, Value proposition.

Обычно сильнее те студенты, у которых больше предпринимательского опыта. Многие из них даже слушают немного лучше, чем начинающие предприниматели, которые «всё знают» и уверены, что их идеи круты.

Вчера в пол-одиннадцатого ночи нас было двадцать человек в комнате, мы все ещё продолжали, мне задавали вопросы... Я был вымотан, но очень доволен, что познакомился с такими людьми.

Какое впечатление произвели студенты, когда вы посетили Стартап-Академию в первый раз?

Тогда я ожидал больше, как мы это называем, Hard Technology-идей, больших серьезных проектов. Но я видел много мобильных приложений — как я часто о них думаю, идей «не очень». Окей, у тебя есть идея для «Сборника рецептов» для смартфона — хорошо, но тысяча таких уже есть на App Store. Как ты собираешься выделиться из всех этих Recipe Apps? Были такие предприниматели, которые словно плавают в океане: "Я знаю, я хочу, чтобы у меня был бизнес и я хочу быть в игре". Ну что ж, продвигайся сквозь две тысячи других предпринимателей.

И я вижу таких людей по всему миру: они хотят быть предпринимателями, потому что это круто, это модно — «Я предприниматель»! Круто, но только чтобы быть предпринимателем с шансом на успех, нужно больше.

В чём разница между российскими студентами и студентами других стран?

Тяжело сделать широкое обобщение. Возможно, самая большая разница в том, что у российских — меньше знаний и понимания важности фидбека от клиентов. Они просто идут, покупают рекламу и ждут денег. Ты можешь купить множество «кликов», но «клик» — это не покупатель. Я думаю, это очень «проблемная» сторона в России.

Другое — я называю это «феномен русского разработчика»: я разработчик, закончил с отличием МГУ, я знаю, что хотят покупатели, я знаю, как это разработать, я сделаю это, и они это купят. Это совершенно противоположно тому, чему мы учим в Customer Development. В нашей методике — твоё мнение ничего не значит, мнение предпринимателей ничего не значит, мое мнение ничего не значит — имеет значение только мнение людей, которые дают тебе деньги. А если ты не принимаешь этого, то очень близок к провалу.

Как много студентов действительно внимают вашим словам, следуют вашим советам?

Ну, в Стартап-Академии, на мой взгляд, более, чем две трети студентов действительно следуют методологии. Они здесь, чтобы делать бизнес. Таким образом, и завтра вечером, когда у меня будет третий день занятий с ними, большинство из них будут иметь хорошее мнение об этом подходе, ориентированном на покупателей. Они видели много примеров, где это работало, они говорили о вещах, которые они могут внедрить в бизнес. И, я бы сказал, две трети действительно сделают это.

В предыдущем семестре в Колумбийском университете около 50-60% студентов не особо слушали, не работали со всей стартап-энергией и страстью. Они выпустились, через несколько недель уже получили предложения о работе — то есть, понимаете, они только убивали свое время в университете. А остальные 40% на самом деле учились и работали с энергией и страстью — с тем, что действительно нужно, чтобы начать бизнес.

Вы говорили когда-нибудь своим студентам остановиться и выбрать другую идею?

Это не моя работа — говорить им остановиться. Моя работа — указывать на слабые места и говорить: "Я очень переживаю насчет этого, и я не уверен, что эта часть твоего бизнеса сработает".

Мой любимый пример — в Колумбии у одной молодой команды был автосервис-онлайн.  Я сел с ними и сказал: "Парни, мне нравится ваша энергия, ваша страсть, вы действительно заслуживаете того, чтобы стать успешными. Но я ненавижу вашу идею. Дайте мне сказать, почему. Во-первых, вы занимаетесь этим почти два года, ваш сервис бесплатный — но у вас только 5 сотен клиентов. У вас могло быть пять сотен клиентов в день, в час, если бы это когда-нибудь могло стать успешным бизнесом. Во-вторых, если вы получаете клиента, вы всё равно не получаете достаточное количество денег с него", и т. д. Я перечислил им проблемы, я не сказал им: "Не делайте этого". Я сказал, что хочу, чтобы они пошли и подумали над этим. Сейчас я получаю «любовное» письмо от них каждый месяц или два, потому что каждый месяц или два у них появляется новый инвестор. Когда я встретил их в первый раз, их доход был равен нулю, это было около двух лет назад. В январе прошлого года у них были первые $250 в месяц, которые выросли до $5000 в этом году.

Я был в марте на вечеринке в Москве, на которой присутствовали некоторые из моих бывших студентов. Был один парень, который подбежал ко мне с «русскими» медвежьими объятиями: "Бизнес поднялся на 30%! Cпасибо большое за то, что вы говорили, я сделал это, я попробовал, это сработало!" Вы знаете, ничего не заставляет чувствовать себя лучше, чувствовать гордость за все те сумасшедшие вещи, которые я делаю.

Как вы думаете, какие идеи могут быть успешными сегодня в бизнесе?

Тяжело дать хороший ответ на этот вопрос. Особенно здесь, в России, где так много открытых возможностей. Я думаю, что главное — не тренды и идеи, а уверенность в том, что ты решаешь серьёзные проблемы — проблемы, которые возникают у людей раз в день, раз в неделю, а не раз в год. Проблема, которая настолько серьезная, что может стоить им денег, времени, дома, работы. Если ты не помогаешь решать такие проблемы — то очень маленькая надежда на успех.

Можете ли вы представить, что снова начнете заниматься бизнесом?

О нет! (смеётся) Я построил семь компаний, я инвестировал и принимал участие в больше, чем 27 стартапах. Пять лет назад, когда я пожал руку Стиву Бланку и сказал, что был бы рад написать с ним книгу, и начал учить студентов методологии, я решил, что это очень подходящее время, чтобы перестать инвестировать и создавать бизнесы. Я занимался этим 43 года. Сейчас у меня есть выходные, я играю со своими внуками и хожу в кино с женой, катаюсь на велосипеде, у меня есть жизнь!

Ещё интересно: в Колумбийском университете — основном месте, где я преподаю — есть, как я считаю, очень мудрое правило: если ты профессор, у тебя не может быть бизнеса и ты не можешь быть вовлечен в бизнес с какими-нибудь студентами, пока не пройдёт год после их выпуска. Так что те люди, которые идут туда преподавать — они там, потому что им нравится преподавать, они не ищут каких-то сделок. Как только я начал работать в Университете около четырех лет назад, я решил, что это хорошее правило для всей моей жизни. Благодаря этому мне легче быть совершенно честным с основателями стартапов. Я могу указывать им на глупые идеи и на правильные решения. Я стараюсь дать самый лучший совет, который только могу. И каждый раз, когда я даю этот совет, я начинаю с предупреждения: "У тебя нет оснований слушать меня и нет причин игнорировать всё то, что я говорю. Я лишь пытаюсь передать тебе мою лучшую мысль, что я бы сделал на твоем месте. Но это твоя компания, не моя. Ты — босс, я — всего лишь коуч."

Я должен смотреть на них всех через одну призму — я владею 100% от вашей компании, а у вас только трехлетний контракт, и я хочу натренировать вас наилучшим образом. Я не могу вас уволить. Так что, как мне убедить тебя?

Встречали ли вы стартапы, в которые хотели бы инвестировать?

Я очень стараюсь не думать о них таким образом. Я встречаюсь лицом к лицу с тысячью стартапов в год — это беседы или лекции. Я пообещал себе, что больше не буду инвестировать. Но я видел около четырёх проектов за последние два года, которые заставили меня задуматься, что, может, стоит изменить мое «инвесторское» правило. Но я этого не сделал.

Тот способ, которым инвестирую, многие стартапы не любят. Я задаю много вопросов. Самое худшее было, когда я инвестировал один стартап из Чикаго около 10 лет назад. CEO собрал заседание совета, пытаясь уволить меня, потому что я был слишком суров с ним. Он сказал: "Мне не нужны такие отношения, я не хочу, чтобы ко мне относились подобным образом". Мы пожали друг другу руки, выпили, продали этот бизнес за большие деньги, и на этом всё.

Если вы решите инвестировать сегодня, то в какой сфере?

Я думаю о двух направлениях. Первое — это интернет вещей, где ты можешь контролировать свою машину, дом, обед со смартфона, пока сидишь в московской пробке (любимое занятие каждого). Я думаю, интернет вещей сейчас ещё только в начале своего развития. Пусть IoT узнает мои привычки: например, когда я просыпаюсь (обычно в шесть), я хочу выпить уже готовый кофе. Я думаю, сейчас это очень «рыночное» место. Сейчас здесь много точечных решений: вот — чтобы выпить кофе, вот — чтобы открыть дверь, вот — чтобы вывести собаку на улицу. Ведь кто-то скрепит это вместе? Это большая возможность.

Вторая сфера — похожая, но она касается управления тем океаном информации, который окружает каждого из нас. Расставлять её по приоритетам срочности — вот что я хочу увидеть. Когда я открываю Facebook, я хочу видеть фотографии моей прекрасной четырехлетней внучки в топе, а не моих друзей или фотки племянника с пьяной вечеринки. Компьютер знает, как сделать это, но никто ещё не натренировал его: если у меня срочное письмо от клиента, пусть оно поднимется в топ, а сообщение моего друга, который хочет выпить вечером пива, пусть опустится вниз. Где мой список дел на следующий четверг, чтобы я мог приготовиться? Типа «напоминалки»: у тебя важное дело в четверг, оно приближается. Мы знаем, что компьютеры могут сделать это.

Как вы сейчас проводите свободное время?

Скажу сразу: чтение новостей о технологической индустрии — это работа. Знаете, в мои шестьдесят у меня в 7-8 часов вечера работа закончена, компьютер выключен, смартфон на зарядке... И я делаю всё, чтобы не работать на выходных, и на 99% успешен в этом. Моя любимая вещь — играть с моей внучкой, а за таким занятием нельзя проверять почту. У меня ещё есть внук, ему только 14 недель и он пока не готов играть с дедушкой.

Второе любимое занятие — это кататься на велосипеде. Я стараюсь проезжать 8-9 миль (прим.: 12-15 км) в будни. Мой обычный день: просыпаюсь в 6:30, пью кофе, сажусь на велосипед, катаюсь около часа, возвращаюсь, читаю газету, ещё немного кофе, а в 8:30-9:00 принимаю душ и иду на работу. Зимой я люблю лыжи. 

У моей жены очень занятая профессиональная жизнь. Она — новеллист и психолог, так что совместить расписание, чтобы встретиться на неделе — это та ещё задачка. Вечером, когда мы оба не работаем, мы идем в ресторан с друзьями, стараемся поддерживать связь с некоторыми парами друзей, которые очень близки. 

Недавно я осознал, что это болезнь, которая есть у каждого из нас — высокоскоростной стартап-мир требует большинство моего времени. И это правда для большинства CEO: ты делаешь это, и то, и то, минута здесь, тридцать секунд там, пять минут там... Я больше не читаю книги, что меня очень огорчает. А если и читаю — это для работы, не для отдыха, не для наслаждения. Правда, я надеюсь потратить лето на то, чтобы наверстать упущенное, научить себя сбавлять скорость.

Я хочу, чтобы у меня был такой период в жизни, полный наслаждения. И сейчас моя работа — это не работа, а наслаждение: сидеть с умными людьми, делиться своими идеями. В большинстве случаев я совершенно не чувствую, что это работа.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно