Новости

Fotata: сохрани впечатления и себя на фотографиях из любой точки мира

Новости
Софья Терехова
Софья Терехова

PR-директор Russian Startup Rating www.rsr.vc

Софья Терехова
Fotata: сохрани впечатления и себя на фотографиях из любой точки мира
Присоединиться

Fotata — сервис по поиску и бронированию фотографа или видео-оператора для проведения индивидуальных фотосессий в любой точке мира, стартовавший в сентябре 2013 года. Профессиональные фотографы предлагают пользователям ресурса интересные места и события для съемок и помогают лучше изучить место путешествия. В июне 2014 года проекту присвоен рейтинг Russian Startup Rating «ВВВ». Штаб-квартира — Санкт-Петербург.


Команда


Владимир Митрофанов — СЕО & Founder

Привет! Расскажи, как родилась Fotata?

Владимир: Случилось так, что у нашей семьи много знакомых профессиональных фотографов, которые живут в разных странах мира. И вот одна такая знакомая девушка из Тайланда попросила мою жену вести группу ВКонтакте, которая собирала бы для нее заказчиков на фотосессии. Я относился тогда к подобным затеям скептически. Но за одно лето они, не прилагая особых усилий, набрали 8 клиентов. Дальше — больше. Жена подумала, почему бы не сделать то же самое для наших друзей в других странах (Египте, Турции и т.д.) И сделала. И снова клиенты начали приходить. К этому времени я уже осознал, что это уже практически готовая идея для работающего бизнеса, и подумал, что модель полноценного сервиса по бронированию фотографов не должна сильно отличаться от аналогичных сервисов в сфере бронирования жилья или автомобилей. Я поделился идеей с Костей Анацким (моим давним другом и продакт-менежером социальной сети Fotostrana), и он отнесся к ней с большим воодушевлением, даже удивившись, что идея настолько проста. Чуть позже уже Костя рассказал об идее Василию Стаднику, который влюбился в нашу идею больше всех нас. В декабре 2013 года я и Вася погрузились полностью в подготовку проекта, по факту занимаясь им full-time, а в середине февраля 2013 года запустили первую версию сайта. С тех пор мы его системно обновляем и дорабатываем узкие места, привлекаем к сотрудничеству все больше фотографов со всего мира.

Откуда брали деньги на разработку?

Пока проект полностью находится на собственном финансировании. С момента начала разработки мы потратили на него около $14000. Но сейчас мы уже ищем инвесторов, чтобы иметь возможность развиваться более интенсивно.

Сколько фотографов уже зарегистрировано в системе? Сколько русскоязычных, а сколько — иностранных?

Сейчас на сайте зарегистрировано более 350 профессиональных фотографов из более чем 40 стран мира. Нами охвачены все самые популярные туристические направления. В более чем 100 городах по всему миру вы можете найти интересные предложения для фотосессии от местных фотографов.

А сколько заказов уже было обработано через сервис? И каков портрет среднестатистического клиента?

На данный момент количество проведенных заказов небольшое — мы по факту не запускали полноценные продажи. Но при этом мы очень четко представляем нашего целевого клиента — первые 3000 целевых посетителей на сайт мы уже привели. Преимущественно, это молодые пары или индивидуальные путешественники. Пока большая их часть — русскоязычная. И вообще мы заметили, что иностранные пользователи, зайдя на сайт и просмотрев контент, пока редко доходят до этапа бронирования.

Как считаешь, с чем это связано?

Тут вопрос в факторе доверия: для иностранца более важны такие косвенные гарантии качества услуг, как, например, наличие юридического лица, зарегистрированного не в России, а скажем, в Германии, Франции или любой другой западноевропейской стране. Плюс должен быть накоплен более масштабный опыт взаимодействия с сервисом со стороны других пользователей, отражающийся в отчетах, отзывах. То есть, в основном, иностранные пользователи более недоверчивы к новизне, чем русскоязычные. Потому что и среди наших соотечественников пользователями Fotata, на данном этапе, являются те, кто любит попробовать что-то непривычное, новое.

То есть это то узкое место, эффект которого должен со временем нивелироваться. А есть еще что-то такое критичное и требующее изменений?

Да, как раз сейчас мы работаем над одной проблемой, которая, как мы видим по поведению пользователей, мешает нам эффективно развиваться. Сейчас у нас на сайте можно просматривать профили фотографов и их работы, заходя на страничку каждого, и, когда кто-то из них вам нравится, связываться с ним через сообщения на сайте и договариваться о конкретных деталях сделки. То есть это достаточно длинный путь, до логического конца которого доходят не все. Сейчас мы создаем для пользователя возможность выбора из конечного числа готовых, «коробочных» предложений, среди которых легче сделать выбор и которые он может купить прямо на сайте.

Как вы удерживаете пользователя на сайте? Почему бы ему просто не договориться с фотографом напрямую и не сэкономить на комиссии?

Тут дело в гарантиях, которые наш сервис дает. У каждого пользователя есть личный кабинет, в который фотограф выкладывает снимки. Заказчик просматривает их и, если они ему нравятся, скачивает себе. После этого мы передаем фотографу деньги за выполненную работу, которые ранее были нам перечислены пользователем. Но возможна, например, такая ситуация, когда заказчику фотографии не понравились по каким-то техническим причинам, связанным с недостаточным профессионализмом фотографа. Тогда мы собираем арбитраж из нескольких других независимых фотографов, и они подтверждают справедливость или несправедливость претензий. Если плохое качество работ подтверждается, по объективным факторам, деньги исполнителю не перечисляются. То есть, с нашей помощью заказчик может минимизировать риски.

Как вы привлекаете фотографов и как отвечаете за качество их работы?

Фотографы на сайт первое время попадали исключительно по личным приглашениям — наш круг общения позволил достаточно быстро известить о нашем тестовом запуске достаточно большое количество профессионалов. Благодаря их отзывам и «жизни» на сайте мы смогли отловить первые баги и доработать личные кабинеты. Сейчас, конечно же, отлично работает сарафанное радио — фотографы однозначно общаются друг с другом и как правило делятся рабочими инструментами. Также мы сообщаем о нашем существовании официальным объединениям фотографов, благодаря которым информация о нас также попадает в профессиональные круги. Учитывая нашу фактическую бесплатность, сейчас достаточно просто привлекать фотографов на сайт. Качество работы фотографа гарантируется сервисом несколькими способами. Во-первых, это уже упомянутый арбитраж. Это прямой способ своеобразной «саморегуляции» качества профессиональным сообществом. Во-вторых, конечно же, денежная гарантия. Мы не перечисляем деньги исполнителю сразу, а только по получении результата, который ожидал клиент. Ну и в-третьих, система рейтингов и отзывов на сайте, которая напрямую будет влиять на количество заказов для фотографов — чем выше его рейтинги, тем выше его предложения в результатах поиска и больше уровень доверия пользователей. Мы исходим из презумпции честности сторон и даем им максимальную свободу действий, но при этом требуем соблюдать правила игры.

А если я — любитель, могу я предложить свои услуги на вашем сервисе?

По сути, ничто не мешает мне, имея полупрофессиональную камеру, зарегистрироваться и предлагать свои услуги. Но здесь крайне важно понимать, что если вы возьметесь за работу, с которой не справитесь,и при этом запросите цену, которую берут профессиональные фотографы, ваша репутация и аккаунт на сайте будут, конечно же, потеряны. В этом смысле мы мало чем отличаемся от любого сайта фриланса — вступать в игру может любой, но главное — соотносить свои способности с задачей клиента. В целом, пока мы не практикуем регистрацию любителей, но не исключаем такой возможности.

Есть идеи партнериться с крупными игроками на рынке путешествий, продающими билеты/туры?

Не буду скрывать — все организационные вопросы для этого закрыты и уже в ближайшее время первые партнерки будут запущены. Пока не буду раскрывать конкретных игроков рынка, но скажу, что наше предложение и наш сервис интересны многим из уже состоявшихся операторов. Впрочем, я этому не удивляюсь — партнерка в этом случае еще один способ лучше монетизировать свой трафик, а наше предложение — ново для рынка.

На какие услуги фотографов сейчас больше спроса? Свадьбы? Романтика на пляже?

Буду честным. Сейчас у нас на сайте есть существенный дисбаланс спроса и предложения. Большая часть предложений так или иначе связана со свадьбами. А большая часть запросов клиентов связана с романтическими прогулками, love story, фотопрогулками или и вовсе нестандартными местами в стандартных туристических местах. Так что те фотографы, которые смогут быстро сделать качественные предложения в этих направлениях по доступным ценам могут заполнить свой график очень плотно.

Какие впечатления остались от экспертной сессии Russian Startup Rating?

Вообще, позитивные. Почти все эксперты отзывались о Fotata достаточно положительно, задавали одни и те же вопросы и высказывали похожие предложения и рекомендации. А это значит, что мы движемся в верном направлении и правильно представляем себе тот бизнес, который мы развиваем. Но, конечно, есть и инвесторы, которых я для себя называю «унылыми скептиками». Они ищут второй Яндекс или Google, и для них наши планы дорасти через год до 1000 заказов в месяц и 100 000 евро прибыли выглядят недостаточно амбициозными. Для нас же эта динамика — подтверждение востребованности проекта и возможностей долгосрочного планирования. В ближайшие 3 года мы планируем выйти на оборот в 100 млн. руб., совершать порядка 100 000 бронирований в год, выйти на мировой рынок и занять 25% рынка бронирования фотосессий в мире. Мы движемся step-by-step и уверены в правильности выбранной стратегии.

За новостями Russian Startup Rating можно следить на странице проекта в Facebook

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter