Top.Mail.Ru
Новости

Почему выгодно инвестировать в Иордании и зачем Дэйв Макклюр назвал себя идиотом

Новости
Виталий Полехин
Виталий Полехин

Управляющий партнер фонда Venture Angels, член Совета венчурного рынка

Виталий Полехин
Почему выгодно инвестировать в Иордании и зачем Дэйв Макклюр назвал себя идиотом

Продолжение путевых заметок Geeks on a plane - тура для инвесторов и стартапов по изучению технологических инновационных рынков по всему миру, организованный 500 startups. В этом году тур проходит по странам Ближнего Востока.

О том, как мы вместе с командой Geeks on plane посетили Турцию, можно прочитать здесь и здесь. В этот раз мы побывали в Иордании.

Иордания, несмотря на своеобразный вид, считается эдакой безопасной Швейцарией для стран Ближнего Востока. Всего лишь за несколько десятков лет население Иордании выросло с 200 тысяч до 6,5 миллионов человек. Беженцы из Сирии и Ирака добавляют еще 3 миллиона. Безопасность, конечно, относительная, иначе, с нами в автобусе не ездила бы охрана из иорданской полиции. В предпринимательской сфере страна достаточно продвинутая - центр стартап-экосистемы региона, хотя местное право не соответствует потребностям венчурного рынка. Сделки структурируются с помощью офшоров BVI, которым принадлежит иорданская компания. Это позволяет стартапам привлекать иностранный капитал, а Иордану быть центром притяжения проектов из близлежащих стран, в которых оперировать компаниями с иностранным капиталам практически невозможно. При этом иорданские компании могут заниматься бизнесом практически во всех странах Персидского залива напрямую, без образования представительства или дочерней компании.

Дэйв с 500 STARTUPS инвестировал в 5 иорданских проектов, например, в компанию Jeeran.com, являющуюся местным Tripadvisor - дает рекомендации отелям и ресторанам по Ближнему Востоку. Хотя больше похоже на Yelp. Мы также побывали в офисе Jamalon.com - своеобразного локального Амазона в зачаточном состоянии с 9 миллионами книг на арабском языке и сотней ежедневных заказов. Большую часть представляют переведенные мировые бестселлеры, так как местные авторы могут издать книгу только за свой счет и получать лишь часть прибыли издателя. При этом Jamalon является крупнейшим книжным онлайн-магазином на Ближнем Востоке с доставкой и платежными методами, наиболее соответствующими особенностям региона. Одним из таких методов является предоплата, когда к тебе домой приезжают за деньгами, а потом привозят книги.

Books@cafe - первое интернет-кафе в регионе. Здесь мы обосновались на следующие четыре часа, в течение которых местные предприниматели презентовали свои проекты. Модератор напомнил одному из выступающих о регламенте и 2-х минутах, после чего тот около тех же 2-х минут возмущался по поводу того, что его ограничивают по времени. На дополнительные вопросы поступило предложение подписать NDA. Нам рассказывали, что пока основным вызовом для стартаперов Ближнего Востока является нормальная реакция на критику инвесторов или менторов после презентации своего проекта. Я решил, что лучше молчать и улыбаться.

Медицинские порталы, платформы по поиску работы, онлайн-образование, платежные системы в интернете... Идеи такие же как и везде, однако, основное отличие в том, что у местных предпринимателей уже есть готовые продукты и клиенты. Потому что, иначе заниматься проектом здесь не имеет смысла. Денег практически нет, поэтому никому не приходит в голову стать стартапером чтобы попытаться "поднять" деньги у инвесторов.  

Поддержка государства заключается в создании коворкинг-центров. В одном из таких центров находится акселератор Oasis500, который дает посевные деньги, рабочие места, акселерационную программу и является одним из немногих мест поддержки инновационного предпринимательства. Существуют и частные инициативы в виде Flat6labs - стартап-акселератора для проектов из Каира и Египта, и Silicon Badia - фонд поддержки и акселерации технологических проектов региона.

В офисе компании Kharabeesh (в переводе на русский - «каракули») мы пообщались с одними из интереснейших предпринимателей, которые вовремя распознали возможность заработать на нехватке качественного контента на арабском языке и привлекли $1,6 млн от 500STARTUPS и местных ангелов. Это еще и своеобразный Apple TV, дающий возможность смотреть предлагаемый контент с мобильных устройств на мониторе, панели или телевизоре. Практически все деньги уйдут на продвижение и около 60% из них -на рекламу на телевидении. Египет, Саудовская Аравия, Иордания – вот рейтинг рынков, на который ориентируются Kharabeesh. Наиболее важным, но и наиболее сложным рынком является Саудовская Аравия. Ведь саудовские партнеры не хотят делать совместный бизнес только из-за финансовых возможностей, их нужно обязательно заинтересовать самим процессом, командой и отношениями.

Дальше мы поехали в офис компании Endeavor, занимающейся продвижением предпринимателей на развивающихся рынках.Там мы отменторили 17 проектов, большинство из которых являлись e-commerce в различных областях. Рынок е-commerce там действительно в зачаточном состоянии, представляющий как массу возможностей, так и рисков со своими трудностями.

Игровая индустрия, наверное, единственная, которая соответствует текущим мировым реалиям, однако и здесь основным фокусом является локализация для арабских стран. Gamesxp.com - один из таких игроков – издатель, локализующий игры ведущих мировых разработчиков (например, BigPoint). По некоторым играм им удалось достичь каких-то невероятных показателей, вроде среднего чека в 22 доллара.

Но локализация игр - не самая большая проблема разработчиков, дающая возможность издателям процветать не только в Иордании, но и Ближневосточном регионе. Локализация платежей – вот серьезный вызов, с которым работает такая компания, как Gate2Play, ведь помимо стандартных платежей, пользователи региона используют более десятка различных карт предоплаты и местных электронных кошельков.

Вообще Амман является отличной кухней, а для роста предприниматели могут использовать близлежащие регионы. И хотя некоторые из местного населения и утверждают, что не пользуются интернетом, однако охотно общаются через Facebook или WhatsApp, плакаты с рекламой которого повсеместно висят на дорогах Иордана. Одна смена работы программиста стоит около 350 долларов США в месяц, особо предприимчивые основатели умудряются договориться от трех сменах за 1000. Соответственно, даже небольшие суммы инвестиций в компании могут позволить им сильно развиться. Именно поэтому в Иордании у 500 startups больше всего инвестиций в регионе. Поиск возможностей, которые никто не видит, и работа с рисками, которых все опасаются – вот их задача.

Как рассказал Dave на Amman Tech Tuesdays - стартап-мероприятии, проходящем каждый первый вторник месяца в Аммане, только 50% инвестиций 500 startups находятся в Калифорнии. Остальные в Европе и развивающихся странах. Свои представители есть в Китае, Индии, Бразилии и Малазии. При таком подходе более 100 из 600 инвестиции уже являются прибыльными. Независимо от конфликтов и сложностях в регионах, люди всегда будут заказывать еду с доставкой. Dave достаточно гибок и в вопросах инкорпорирования, и в вопросах валюты инвестиций. Он больше интересуется функциональностью продукта и его ценностью для рынка, нежели инженерной и технологической частью процесса. Вообще, Dave считает профессию инвестора одной из самых простейших. А брать или не брать деньги у самого брендового венчурного капиталиста, который знает о каждом конкретном регионе большем, чем любой другой фонд из Кремниевой Долины - решать стартапу. Лично Dave считает, что брать нужно, даже если предприниматель думает, что Dave - идиот.

При этом апологетов книг Стива Бланка и Эрика Риза прошу не волноваться. В концепцию Lean Startup это нормально вписывается. Просто для Dave даже прототип (MVP) - это уже то, что готов купить или чем готов пользоваться клиент. Не говоря уже о продукте.

Очень интересной была презентация, на которой Dave рассказал о своем видении предпринимательства и стартапов вообще. Особенно запомнилось объяснение концепции взаимозависимости монетизации и развития проекта. Я помню, когда нам объясняли ее в MIT, то на это потребовалось больше времени, а в дополнение менторы объясняли на конкретных примерах - почему, начиная зарабатывать деньги, ты уменьшаешь скорость развития стартапа. Dave использовал лишь одну фразу: "Вы не можете сохранить и лицо и з@д#ицу одновременно. Поэтому выбирайте осторожно". Один шаг за один раз: 1. Сделай хороший продукт 2. Выведи продукт на рынок 3. Заработай деньги.

Около трети проинвестированных 500 startups проектов умирают после первого года жизни, другая треть - через 2-3 года. Однако проекты в Иордании – это инвестиция в долгую. Выходов в регионе пока еще не предвидится, хотя потенциал огромный. В общем, Dave, пожалуй, - единственный, кто смотрит на стартапы за пределами США как на объекты для инвестиций. Большинство фондов рассматривают компании на более поздней стадии и только потенциально глобальные.

В общем, большинство стереотипов о Иордании было разрушено только в процессе ознакомления с предпринимательской экосистемой. Много полезного было почерпано и из закрытого общения с местными предпринимателями и инвесторами, которое проходило в режиме «не под запись». Еще одной важной особенностью является огромное количество девушек среди предпринимателей. И даже хиджабы на голове не мешают им активно заниматься своими проектами, продвигаясь в лидеры Ближнего Востока.

Продолжение следует… Мы летим в Арабские Эмираты!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 15 производителей альтернативной еды, которые получили финансирование за последние два года
  2. 2 Открыта регистрация на премию для технологических проектов Startech.Awards
  3. 3 Клубы инвесторов: гид для стартапов и бизнес-ангелов в 2024 году
  4. 4 На eXit обсудят проблемы и вызовы стартап-индустрии
  5. 5 10 интересных Femtech-стартапов: помогут в спорте, отношениях и во время беременности
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!