Новости

Стоп-факторы: Что мешает стать предпринимателем?

Новости
Светлана Зыкова
Светлана Зыкова

Главный редактор RB.RU

Светлана Зыкова

В преддверии празднования Дня предпринимателя в России Rusbase решил найти ответ на животрепещущий вопрос – что может помешать стать предпринимателем прямо сейчас? Число тех, кто выбрал для себя этот вид деятельности, не так велико: среди трудоспособного населения России предпринимателями себя могут назвать только 6%. Мы спросили знакомых бизнесменов, какие у них были стоп-факторы в начале пути и почему они не открыли свои компании раньше.

Стоп-факторы: Что мешает стать предпринимателем?
Присоединиться
Не каждый человек может и хочет быть предпринимателем. И это не должно быть критерием оценки бизнес-успешности человека. Можно быть гиперуспешным наемным сотрудником и получать признание миллионов. Я считаю, что мешать ничего не должно: при наличии желания возможно стать предпринимателем в любое время.
Единственным стоп-фактором для начала собственного бизнеса является страх. Страх, что что-то не получится, что привычная жизнь изменится не в лучшую сторону, что не сможешь оправдать доверие команды, что конкуренты будут умнее, талантливее и быстрее тебя.
Все, что могу посоветовать: верь в себя, решил – значит, делай. И еще: нет понятия «плохое время для начала собственного бизнеса», любой экономический период несет в себе свои возможности.
Андрей Романенко Предприниматель, акционер Run Capital
image description
Лично мне бизнесом ничего не мешало заниматься. Но, по опыту наблюдений, стоп-фактора два: непонимание семьи, если она есть, и отсутствие драйва. Кстати, еще из наблюдений: чем лучше показатели деятельности стартапа, тем больше вероятности, что основатели не женаты, и тем более – без детей. Причины понятны: меньше отношений – меньше обязательств – больше времени на дело – лучше результат. Также известно, что появление долгосрочных отношений (начали жить вместе) или обязательств (появились дети) в краткосрочной перспективе вредит производительности сотрудника. Это не дискриминация, просто я неоднократно подобное замечал.
Максим Крайнов Исполнительный директор Aviasales, CEO JetRadar
image description
Я не думал о создании собственной компании, пока видел возможности роста в VDI (позже купленной EPAM Systems). Тогда я быстро продвигался по карьерной лестнице, были интересные задачи и челленджи. А в 2008 году, после долгой работы с западными проектами, я перешел на российские, и они меня «согнули»: клиенты относились к подрядчикам, как к идиотам, царило тотальное неуважение. Пропало желание двигаться и решать вопросы, завоевывать. И потом я понял, что достиг потолка в VDI (тогда уже EPAM Systems). Хотелось по-своему строить компанию – чтобы было меньше барьеров, но больше свободы, больше челленджей.
Байрам Аннаков CEO & Founder в App in the air
image description
Я считаю, что никто и ничто не может помешать стать предпринимателем. Представьте: вы больше всего в жизни хотите научиться ездить на велосипеде. Даже если родители запрещают – при настоящем желании вы этому научитесь. Я свой первый опыт предпринимательства получил еще в школе, хотя тогда это было несистемно.
Дмитрий Калаев Директор акселерационных и образовательных программ ФРИИ
image description
Первый бизнес я запустил в 19 лет. До этого мешала мама – она давала деньги, и не было смысла что-то делать. Когда я уехал от родителей, все изменилось.
Станислав Сажин CEO «Доктор на работе»
image description
Ничего никогда не мешало, просто я считал, что сначала нужно набраться опыта, найти людей, с которыми я хочу делать какие-то проекты, и вообще – работать. Mail.ru как раз оказался для меня таким местом для старта. Я проработал 4 года, окончил институт и потом начал потихоньку заниматься своими проектами. Один из них превратился в компанию Surfingbird, которая сейчас делает рекомендации контента десяткам миллионов пользователей.
Сергей Шалаев Генеральный директор Surfingbird
image description
Я не верила в себя. Это был дикий страх, что у меня ничего не получится. Еще сильно боялась сделать ошибку. Я до сих пор боюсь ошибаться. И ошибаюсь. И сейчас, как никогда, понимаю ценность и значимость этих самых ошибок.
Не мешало, а, скорее, останавливало то, что было сложно оценить рынок и понять, поверят ли в твой продукт так же, как и ты, будет ли он нужен тем, для кого ты его создаешь. Говоря русским языком, я просто боялась, что не смогу продавать.
И теперь я могу уверенно сказать: в первую очередь нужно делать то, чего ты больше всего боишься, и всегда доверяться интуиции.
Мария Подлеснова CEO Rusbase.vc
image description
Чего-то достигнуть людям мешают только они сами: если человек хочет, то делает. Так что, лично мне никто не мешал – я просто действовал. А те, кто отмазывается, часто приводят в качестве аргумента всякие дурацкие причины и людей вокруг: маму, преподавателей, партнеров, обстоятельства и бог знает что еще.
Дмитрий Масленников Сo-Founder & CEO в MetaBeta Startup Accelerator
image description
Ничего. Я всегда ясно представлял себе, каким хочу быть, и цели были мне всегда понятны. А когда у человека есть поставленная цель, то его в принципе сложно остановить и чем-то ему помешать.
Руслан Тугушев CEO & Founder Boomstarter
image description
Мне мешала моя доброта, вера в людей и в то, что люди могут меняться. Очень часто я наступал на грабли, когда давал шанс сотруднику, который делал и делал ошибки или обманывал.
Часто я тратил много времени на тех, кто за нашу сложную работу порой даже не говорил спасибо. Не сразу умел вычислять манипуляции, когда нас вынуждали делать бесплатную работу. Я не могу сказать, что стал злее или перестал верить в людей. Теперь я просто очень жесткий и верю только тем, кто это заслужил. Работа у нас такая.
Илья Сачков Генеральный директор Group-IB
image description
Моим главным стоп-фактором был военный институт, в котором я проходил обучение. Тогда я впервые близко познакомился с интернетом и задумался о предпринимательстве. Я учился в Голицынском институте ФСБ РФ на курсе Специальной связи и информации. На втором курсе я подписал контракт на 9 лет, который обязывал после выпуска отслужить еще 5 лет по распределению. Кроме того, по закону о статусе военнослужащего, нам было запрещено заниматься предпринимательством. Поэтому на пятом курсе я решил бросить ВУЗ и расторгнуть контракт, пожертвовав дипломом с отличием и перспективой военной карьеры. Это было очень сложным решением, которое пришлось готовить больше года, с огромным количеством подводных камней и препятствий. Поэтому, когда я слышу от каких-нибудь студентов, что у них не получается заниматься собственным делом из-за учебы или нехватки времени, я всегда улыбаюсь.
Денис Кутергин CEO YouDo
image description
Cтоп-фактор – это как бейс-джамп после пикника сверху горы. Мешало абсолютно все: от финансов до неполного понимания, что же компания будет делать. Я не уверен насчет точности метафоры – но это как родить первого ребенка. Сначала мешает все, но потом обычно думают: «А почему мы этого не сделали раньше?»
Дмитрий Гориловский CEO & Founder Woodenshark
image description
Быть предпринимателем – энергозатратное дело. Очень много неопределенности и страхов, с которыми нужно бороться. Решиться на старт сложно, и чем старше ты становишься – тем сложнее, потому что ты видишь все больше причин этого не делать.
Первым фактором, который мешал и внушал опасения, был недостаток опыта в той сфере, где я планировала начинать дело. В 2008-2009 году не было хорошей инфраструктуры, открытых знаний и порталов по сфере электронной коммерции, нужно было самой наступать на грабли.
Второй фактор – нестабильность, в первую очередь психологическая, а потом уже финансовая. Тебе ежедневно приходится принимать решения, и иногда это трудные решения. Например, однажды нужно было уволить сотрудника, с которым мы не один год проработали вместе. Когда компания растет, есть люди, которые не растут так же быстро, и приходится выбирать, что важнее – бизнес или личные отношения.
Третий фактор – сложность выбора ниши. Когда начинаешь первый бизнес, часто примеряешь потребности покупателей «на себя», забывая, что аудитория гораздо шире. Здесь важно понимать, что ты сама управляешь процессом, и всегда можно немного «развернуться», чтобы найти нужную концепцию. Это нормально, когда компания эволюционирует и меняется со временем.
Ольга Суворова CEO & Founder «Небо в алмазах»
image description
До того, как я стала предпринимателем, у меня были все шансы сделать блестящую корпоративную карьеру. Я работала в Нью-Йорке в головном офисе Kraft Foods, зарабатывала какие-то бешеные для России того времени деньги. Но трудным был не сам уход от перспектив и хорошей зарплаты. Сложнее всего было смириться с фактом, что вся твоя  «статусность» и регалии ничего не значат на поприще предпринимательства. Клиентам все равно, какие крутые у тебя прошлые карьерные достижения и образование – они либо покупают твой продукт, либо нет. И в начале чаще «нет» (улыбается). Рынок дает гораздо более жесткую оценку, чем корпоративные аттестации. У меня около года ушло на то, чтобы перекроить способ мышления с корпоративного на предпринимательский.
Наталья Шкиртиль CEO Babadu
image description

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Не стоит ждать массового суицида среди гендиректоров»: как предприниматели отреагировали на падение курса рубля
  2. 2 «До свидания, SEO-тексты»: что эксперты думают о запуске нового поискового алгоритма «Яндекса»
  3. 3 «Не бойтесь подавать в суд». Что делать, если на вашей кухне оказались «Ревизорро»
  4. 4 Маркетологи придумали, как заработать на Pokemon Go
  5. 5 «Будет хуже, но не сильно»: что Brexit значит для бизнеса