Мария Илюшина

Houzz открывает офис в России


Кто-то из России бежит, а кто-то не боится и приходит. Американская компания Houzz, которая помогает клиентам обставить свое жилище инновационным способом, открывает офис в России. Rusbase узнал, что привело американского гиганта на российский рынок, и поговорил с новым главой офиса в РФ Михаилом Коноплевым. 

Houzz является интернет платформой, в которой можно найти и купить понравившиеся вещи, связаться с дизайнером, архитектором или любым другим специалистом, посмотрев его портфолио, или просто почерпнуть идеи. На портале есть форум, статьи, подборки советов и другие материалы для тех, кто занимается ремонтом. Коммьюнити Houzz составляет 25 миллионов пользователей. 

Houzz был cоздан семейной парой в 2009 году, когда супругам пришлось столкнуться с одной из самых жизненных проблем — ремонтом. Спустя шесть лет после переезда из Израиля в США, Ади Татарко и ее муж Алон Коэн купили свой собственный дом в Кремниевой долине. Но это был только первый шаг на пути к уютному семейному гнезду. Пара столкнулась с тем, что не могла нормально объяснить архитекторам и дизайнерам, как в идеале должен выглядеть их дом. 

Ади Татарко

Кофаундер Houzz

Мы не знали, как подобрать слова. Большинство людей не являются профессионалами этой индустрии. Мы не дизайнеры, не архитекторы и не подрядчики, поэтому когда люди спрашивали, не хотим ли мы кессонный потолок, нам оставалось только недоумевающе спрашивать, что это такое. Мы стали изучать книги и журналы, много читали и пытались вникнуть в дело, но это оказалось довольно сложным.

Поначалу Татарко и Коэн занимались продвижением Houzz с помощью своих ресурсов, не имея никакого бюджета на маркетинг и тратя на сайт $2000 в месяц. Первыми пользователями стали родители одноклассников детей Татарко и Коэна. Дальше сработало сарафанное радио — о сервисе узнали сначала в Калифорнии, а затем и в других штатах. Спустя год основатели решили сделать это своим основным бизнесом, нанять больше людей и привлечь инвестиции для расширения. 

Основатели сервиса Алон Коэн и Ади Татарко

Компании удалось привлечь $213 млн инвестиций от Sequoia Capital, DST Юрия Мильнера, New Enterprise Associates, GGV Capital и других. По данным Wall Street Journal, в октябре 2014 года компания получила оценку в $2,3 млрд.

Монетизируется сервис по трем моделям. Первой, из-за наплыва приложений от рекламодателей, стала, соответственно, реклама — Houzz работает с крупнейшими брендами этой индустрии. Затем многие профессионалы отрасли захотели выставлять свои работы и получать заказы от многомиллионного коммьюнити, поэтому Houzz ввел систему премиум-аккаунтов для дизайнеров (приобретя такой аккаунт, специалист поднимал свою галерею в выдаче). Третьей и самой недавней моделью стала продажа товаров — на американском сайте продается около 2,5 млн наименований.  

На международный рынок Houzz вышел в прошлом году, заметив, что сервис стали посещать и пользователи из других стран. Сейчас компания имеет представительства в США, Великобритании, Австралии, Германии, Франции и России, а в планах на 2015 год — выйти на 15 новых рынков, увеличить присутствие в Европе и Азии. 

Rusbase поговорил с главой российского офиса Houzz, бывшим топ-менеджером Airbnb в России, СНГ и странах Балтии Михаилом Коноплевым, о развитии Houzz на российском рынке.

Почему вы решили прийти в РФ и почему проект тут будет востребован?

Houzz перед выходом на каждый рынок анализирует несколько факторов. С одной стороны, это факторы, которые отражают уже существующий спрос сообщества и пользователей. С другой стороны, это какие-то базовые фундаментальные индикаторы рынка. Еще до того, как мы запустились в России, более 100 000 уникальных пользователей заходили на американскую платформу каждый месяц. Это достаточно большие цифры, учитывая, что Houzz еще ничего в РФ не делал. Плюс к этим 100 тысячам у нас зарегистрировано более 3000 профессионалов: дизайнеры, архитекторы, другие специалисты, которые связаны с дизайном и обустройством дома. Со стороны базовых индикаторов по рынку, мы всегда смотрим несколько вещей.  Насколько большое население, насколько развит интернет в стране. В России огромное количество интернет-пользователей, страна занимает одно из первых мест по этому показателю в Европе. При всем этом, проникновение еще достаточно низкое, а темпы роста высокие. Также показательный индикатор — процент домовладения. В России большой процент людей (87%) владеет собственным жильем. А когда люди владеют жильем, они в него больше инвестируют. Также мы оценивали общий рынок дизайна и обустройства жилья в России — он больше 20 млрд долларов. Огромный рынок. Это основные индикаторы, на которые мы ориентировались. Полагаясь на них, было принято решение открыть офис Houzz в РФ и развивать его. 

Не боитесь ли вы нынешней нестабильности в российской экономике?

Если брать оригинальный американский Houzz, то надо отметить, что он был запущен в 2009 году — тогда в США был финансовый и экономический кризис. Сервис был запущен в кризисное время, но это не помешало ему вырасти и стать платформой №1. Каждый кризис все равно имеет конец, а Houzz всегда смотрит на рынки в долгосрочной перспективе. Я уверен, что рано или поздно российский рынок будет входить в топ-10 рынков и будет достаточно большим и существенным для Houzz, учитывая те показатели, о которых я сказал выше. 

Вы уверены, что Houzz будут пользоваться вне Москвы, Петербурга и Екатеринбурга?

Houzz себя никогда не позиционирует как премиум или хай-энд продукт. Он всегда ориентируется на любые типы аудитории, как по материальному положению, так и по географии. Если мы говорим про людей, которые живут вне Москвы, Питера и Екатеринбурга, то они тоже смогут для себя что-то найти. Каждый человек, который не только владеет жильем, но и который снимает жилье, все равно что-то делает со своим пространством, может его обустраивать, делать перестановку, покупать мебель… В этом Houzz может помочь. Первое — это наш обучающий контент, у нас есть своя редакция в Москве, и с помощью внешних авторов (архитекторы, дизайнеры, профессиональные подрядчики, пишущие журналисты из интерьерной тематики) мы создаем интересный и полезный контент, который помогает людям ответить на все вопросы, связанные с домом. Как сделать воздух чистым в своей квартире, как правильно и недорого сделать ремонт, как выбрать подрядчика, как что-то сделать своими руками, как правильно подобрать какой-нибудь плед к дивану и так далее. То есть каждый человек сможет прочитать и найти для себя что-то полезное. Мы планируем каждый месяц публиковать сотни статей по разным тематикам. 

Вторая вещь — наш внутренний форум. Там между собой общаются как пользователи, так и профессионалы. Каждый пользователь может поднять любой интересующий его вопрос. Сообщество Houzz начинает комментировать, предлагать какие-то решения, добавлять свои фото, а профессионалы со своей стороны начинают что-то рекомендовать или даже предлагать свои услуги. 

Также наш маркетплейс, на котором со временем у нас будет очень много товаров от небольших производителей, крупных брендов, интернет-магазинов. Люди смогут для себя выбирать любые товары на любой вкус — мебель, аксессуары, предметы декора, обои. Все-все-все, что связано с домом. 

То есть человек с зарплатой 15-20 тысяч сможет тоже что-то улучшить?

С абсолютно любой зарплатой. Человек, который хочет сделать что-то со своим домом, всегда сможет это сделать. У меня есть теория: каждый человек, который хотя бы час провел на сайте, обязательно начинает что-то делать со своим жильем. Поэтому это совершенно не зависит от зарплаты и жилья. Даже пещерные люди обустраивали свое жилье, потому что человек проводит дома очень много времени и хочет, чтобы его квартира была чистая и красивая. 

С какими росийскими брендами вы сотрудничаете?

Мы пока только начинаем общение с различными интернет-магазинами, брендами, но сейчас уже можно приобрести товары от, например, компании Hoff. Пока что брендов не так много, но со временем их, конечно же, будут сотни.   

Как вы будете монетизировать сервис в России?

У Houzz три способа монетизации. Это премиум-аккаунт для дизайнеров, продажа товаров и реклама брендов. На начальном этапе мы вообще не будем никакой из них использовать. Первые месяцы мы посвятим тому, чтобы сделать классный локализованный продукт, мобильные приложения, начнем строить наше локальное профессиональное сообщество и создавать качественный контент. Только через несколько месяцев мы начнем какие-то из этих каналов тестировать и включать один за другим. 

Как ваш опыт работы в Airbnb помогает вам в работе над Houzz?

Хороший вопрос. Весь мой предыдущий опыт помогает развивать Houzz. Если посмотреть на Airbnb, то это именно история о построении сообщества. Houzz, как и Airbnb, уделяет большое внимание развитию своего сообщества: в данном случае Houzz строит профессиональное коммьюнити тех, кто делает ремонт и помогает его делать. Airbnb уделял внимание построению сообщества людей, сдающих и снимающих жилье. 

Как вы будете взаимодействовать с российскими профессионалами отрасли? Будет ли какое-то сотрудничество в плане взаимного продвижения?

Мы будем, конечно же, взаимодействовать с дизайнерами и профессионалами рынка, как мы делаем по всему миру. Будем мероприятия проводить различные, презентовать наши новые фичи и возможности сайта. Houzz три года подряд проводит премию Houzz Award в Америке и нескольких других странах. На ней определяются лучшие профессионалы на основе отзывов на сайте, им присуждаются бейджи, которые помогают повышать уровень доверия от клиентов. Также Houzz проводит различные исследования аудитории. С их помощью профессионалы могут узнать, какие сейчас тренды, на что люди планируют тратить свои деньги, что им сейчас интересно сейчас делать со своим жильем. 

Плюс здесь можно еще сказать, что у Houzz есть свой конструктор портфолио. Каждый профессионал, зарегистрировавшийся у нас, может абсолютно бесплатно сделать сайт на основе своих работ. 

Конечно же мы будем взаимодействовать с ними, помогать им развивать их бизнес, а они в свою очередь будут помогать нам. У Houzz весь рост — органический рост, сарафанное радио, word of mouth. 

И также вы собираетесь развиваться в России с помощью эффекта сарафанного радио?

Да-да.

Вы сталкивались с какими-то трудностями международной экспансии в культурном плане? В Великобритании, например, дома сильно отличаются по размеру от американских — они меньше и уже. В России люди в большинстве своем живут в небольших квартирах. Это как-то влияет?

Мы только полгода назад начали официально открывать офисы за пределами США. Пока что рано про них говорить что-то обобщенное. Все активно развиваются, количество профессионалов увеличивается, количество пользователей тоже. Специфика — это интерес аудитории. У нас есть своя внутренняя редакция, которая создает контент для сайта, и она всегда учитывает интересы локальной аудитории. Тут опираемся на запросы российских пользователей. Если мы знаем, что в РФ многие люди живут в типовых квартирах или небольших квартирах, то мы будем достаточное количество контента писать именно об этом. 

Кто занимается производством контента в РФ?

У нас есть редакция: главный редактор, замглавред, литературные редактора. Плюс есть десятки внешних авторов: журналисты из интерьерной тематики, практикующие архитекторы, дизайнеры, которые помогают нам эти статьи писать. 

Как вы их искали?

Мы их искали по связям, кого-то знали сами, кого-то привело сарафанное радио. Редакция — это же не просто люди, которые могут прийти из машиностроения какого-нибудь. Это люди, которые в этой теме уже много лет работают, они многих людей знают на этом рынке. Мы объяснили им специфику Houzz и они стали с нами сотрудничать. 


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно