Элина Кириллова

Инвестор из Сан-Франциско провела неделю в России



На встречу с RusBase Эдит Енг (Edith Yeung, партнер фонда RightVenture и стратегический директор Dolphin Browser) пришла не одна, а с Дэвидом Дегханом (David Dehghan, архитектор программного обеспечения Dolphin Browser). На тот момент Эдит и Дэвид провели в России только один день, но уже были готовы поделиться впечатлениями.

Давайте начнем с Dolphin Happy Hour Moscow (мероприятие, организованное Эдит для знакомства с российскими разработчиками и представителями IT-рынка). Скажите, чего вы ждете от этой встречи? И каких людей хотели бы повстречать на ней?

Эдит: Для начала расскажу, почему мы здесь. Ещё 6-8 месяцев назад в нашей компании не было ни одного человека, говорящего по-русски. Я и Дэвид - первые из офиса, кто приехал в Москву. И мы потрясены этим путешествием, а Дэвид сейчас учит русский язык.

Как-то мы заметили,что в России устанавливают наш браузер, поэтому мы здесь. А мероприятие устраиваем, чтобы лучше понять русское общество и русский рынок.

Дэвид: Прямо сейчас мы начали переводить Dolphin Browser на русский и договариваемся с Яндексом о добавлении локального поиска.

Обсуждали ли вы с Яндексом особенности мобильного траффика в России?

Эдит: Немного. Знаете, у нас много потенциальных местных партнеров, и Яндекс - один из них. Вконтакте, Одноклассники, Mail.ru - мы стараемся узнать больше о том, что популярно в России. Но я думаю, что самое важное - разговор не с партнерами, а с пользователями. Мы должны узнать, что такое мобильное пользование в России. Планируем посетить магазины, где люди покупают телефоны, чтобы понаблюдать и понять, на что люди тратят деньги, чем снабжают свои устройства, за что платят. Все партнеры открыты для общения, но мы хотим положиться на опыт пользователей. Создавать компанию - не наша цель. Наша цель - создать то, чем будем пользоваться сами.

Кстати, мы выбрали название "Dolphin", потому что дельфины очень быстро плавают, они умные и сообразительные. Хочу, чтобы при слове "Dolphin" люди сразу думали не о животном, а о браузере. В программе мне нравится такая функция, как "Gesture" - ты рисуешь на экране одну букву, а браузер переправляет тебя на определенный сайт. Хочу, чтобы люди перестали печатать и начали рисовать в браузере.

Эдит нарисовала на своем девайсе букву "F" и открылась ее страница на фейсбуке.

Чтобы развивать продукт на рынке, нужно понять местную культуру - наблюдать и слушать. 2 года назад мы начали работать с Японским и Китайским рынком. Каждый раз это требует много усилий и мы многому учимся.

Получается, что русский рынок - третий в вашем списке?

Эдит: На сегодняшний день у браузера три официальных языка - английский, японский и китайский. Есть еще несколько языков, но для них не организована поддержка клиентов. Сейчас в Dolphin есть "Вконтакте", но только английская версия. Мы понимаем, что нужна русская.

Дэвид: До того, как мы сделали английскую версию, браузер работал только на китайском. Китайский Dolphin Browser очень сильно отличается от английского, мы не боимся создавать что-то новое. Русский браузер тоже будет отличаться от английского. Например, для китайцев и японцев мы разработали темы с мультяшными животными, а американцам темы вообще не нужны - у них чистый белый фон. У китайцев очень сложный URL, поэтому им проще пользоваться голосом - так что они могут надиктовывать нужную страницу.

Скриншот китайской версии Dolphin Browser Скриншот англоязычной версии Скриншот русскоязычной версии

Заметили ли вы какие-то особенности российского мобильного рынка?

Эдит: Первое - это другие социальные сети. У нас мы интегрировали Facebook, и все успешно им пользуются. В России им пользуется только малая часть. Вы пользуетесь "Одноклассниками" и "Вконтакте"

Еще одно значительное отличие -  процесс покупки. В Китае не нужно покупать SIM-карту отдельно, она идет вместе с iPhone уже с договором. За пользование связью платят раз в месяц, а если хочешь перейти на услуги другого оператора раньше срока, указанного в контракте - то платишь штраф. И нет таких автоматов для оплаты связи, как в России.

До того, как приехать в Россию, вы побывали в Сингапуре. Расскажете об этой поездке?

Эдит: Мы поехали туда, потому что искали местных партнеров и хотели познакомиться с населением. Там познакомились с двумя русскими, и после этого решили поехать в Россию.

Сингапур ничем особенным не отличается от США, все так же разговаривают на английском и используют те же сайты. А вот в Индии, например, и во Вьетнаме - другой язык и другая культура. Кстати, в следующем месяце мы собираемся в Индию. Но там нет таких известных телефонов, как Nokia, iPhone. Там Micromax и Karbonn. Это местные производители, мы даже ничего не слышали о них раньше.

Вы собираетесь запустить Dolphin Browser на русском рынке. Сколько лет должно пройти, чтобы он занял в России лидирующую позицию? Насколько вы амбициозны?

Эдит: 1 год. Если вы нам поможете, конечно (улыбается). У российского мобильного рынка такой же потенциал, как и у китайского. Только по структуре он больше похож на американский.

Инновации занимают на рынке лидирующие места. В следующие 5 лет появится класс людей, у которых есть смартфон, но никогда не было компьютера. Смартфон - это их точка выхода в интернет. И этих людей не устраивает их поисковик, им нужны рекомендации при поиске. Мы выводим результаты под их интересы.

То есть Dolphin Browser конкурирует даже не с браузерами, а с приложениями в целом?

Эдит: Да, это так. Адресная строка в браузере Chrome - это просто адресная строка. Мы бы хотели облегчить жизнь таким юзерам, которые, например, впервые купили телефон, которые "не гики". В Китае, например, некоторые пользователи даже не знают про App Store, но они хотят устанавливать игры и приложения, ради этого они идут в магазин к продавцу, а тот делает это одним прикосновением пальца.

Дэвид: Кстати, в Китае умеют монетизировать все. Такое чувство, что они на одних только постах в твиттере зарабатывают больше, чем сам Твиттер - размещают ссылки на сайт компании, поднимают трафик. А еще - Amazon и e-Bay в Китае работают намного быстрее. Посылка идет до тебя не 3-6 дней, а максимум - 4 часа. В принципе, в Китае все доставляют, даже еду из McDonalds тебе бесплатно привезут на велосипеде. А что? Не будешь делать быструю бесплатную доставку - клиенты просто уйдут к конкурентам.

Ваша основная цель - развлекать людей или образовывать их?

Эдит: Быть для людей "дверью" в интернет. Если вы не знаете, где прочитать новости, мы сами их вам выдадим. 5 лет назад китайский фермер мог даже не знать, что такое интернет. Но вот он покупает себе смартфон на Android и думает: "Боже мой! Это изменит мою жизнь!" То, что мы создаем - как раз для таких людей.

На ваш взгляд, Android более дружелюбен к новым разработкам?

Эдит: Не только к разработкам, но и к росту рынка.

Давайте поговорим о вашей деятельности как инвестора. Как вы находите новые стартапы?

Эдит: Иногда команды обращаются к нам, иногда сама нахожу интересный проект. В любом случае я зову Дэвида и других знакомых техников, чтобы они посмотрели и сказали мне, насколько может быть успешной эта идея. Уходит одна компания, приходит другая, и при этом многие из них дружат друг с другом.

А какой критерий при выборе проекта для вас является основным?

Эдит: Люди. Я инвестирую в людей.

Дэвид: Да! Если нам даже не нравится идея, но нравится человек, мы дадим ему другую идею и поможем сделать проект. Человек должен быть "sexy".

А какой совет вы бы дали стартаперам?

Дэвид: Никогда не останавливайтесь! Это самое главное. Don't give up!

Эдит: Если вы хотите построить долгоиграющую компанию, то должны следить за тем, что нужно людям.


Через неделю мы снова встретились с Эдит и Дэвидом - на их мероприятии Dolphin Happy Hour Moscow. И Эдит поделилась сложившимися впечатлениями:


Это прекрасно! И Москва должна больше пиариться по миру, чтобы больше людей приезжало сюда. Мы встретили очень умных людей. В США существует мнение, что на российский рынок очень трудно пробраться, но на самом деле это не так. Многие русские предприниматели хотят работать в США, но я не думаю, что между российским и американским рынком есть большая разница. Конечно, разные люди и разные особенности, но общая концепция - одна и та же. 

Каких результатов удалось достигнуть за неделю?
Мы пообщались со многими разработчиками о том, как должны представлять свой бренд в России. Люди легко идут на контакт. Планируем интеграцию с "Вконтакте", и мы уже пообщались с их офисом.
  

Эдит и Дэвид уже улетели в Индонезию изучать особенности местного рынка. 


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно