Top.Mail.Ru
Новости

Чем успешный стартап отличается от неуспешного?

Новости
Элина Кириллова
Элина Кириллова

Экс-главред Rusbase

Элина Кириллова
Чем успешный стартап отличается от неуспешного?

В сентябре прошлого года нам написал Данил Вязовов - выпускник экономического факультета МГУ, занимающийся исследованием успеха стартапов. Он попросил нас помочь с контактами российских стартап-команд. Мы помогли Данилу выйти на связь с командами, многие стартаперы приняли участие в опросе. Теперь публикуем результаты исследования, которое станет основой диссертации Данила.

Вечный вопрос: предпринимателем рождаются или становятся? Наука отвечает: предпринимателем никто и никогда не рождается. Зато им можно стать, а для этого нужно развивать так называемые предпринимательские компетенции.

Компетенция — это описание поведения, которое можно наблюдать при хорошем исполнении профессиональных задач. Она определяется множеством факторов: способностями («могу»), знаниями («знаю как»), навыками («умею»), установками («должен») и мотивами («хочу») сотрудника. Но на выходе обязательно будет желательное для дела поведение («копаю быстро и глубоко»).

Модели компетенций для менеджеров и предпринимателей были разработаны еще в 70-х годах прошлого века. Об этом можно прочитать у Лайлы и Сайн Спенсеров, Ричарда Бояциса и других. Но сейчас речь пойдет немного о другом - о компетенциях именно для команды интернет-стартапа. Они очень близки обычным предпринимательским компетенциям, но есть и своя специфика.

Данил Вязовов, бизнес-тренер и преподаватель экономического факультета МГУ, решил выяснить, в чем секрет успешных стартапов. Для этого Данил проанализировал существующую по этим вопросам литературу и обратился к 15 российским экспертам стартап-индустрии. Оказалось, что почти все найденные факторы связаны с поведением основателей стартапов. Весь секрет – именно в этих людях!

В итоге получилась модель компетенций успешной стартап-команды, которую вполне можно использовать на практике. Модель описывает поведение успешных интернет-предпринимателей в отличие от неуспешных. В ней всего 82 фактора-примера поведения.

В этой статье дано подробное описание модели. Также Данил опросил 54 российских стартапа, чтобы разобраться, как связаны найденные факторы с их успешностью. Этому будет посвящена следующая статья.

Как пользоваться вашей моделью?

Во-первых, если ты стартапер, модель можно использовать для собственного обучения и развития.

Для начала проверьте себя. Модель довольно большая, но понятная. В ней 20 компетенций, сгруппированных в 5 кластеров. Посмотрите, какие компетенции у вас есть, какие — есть ,но вы их не используете в работе, а какие требуют развития. Выделите самые важные для вас компетенции и практикуйте их каждый день. Возможно, для успешного развития придется посетить тренинг или изменить взгляд на некоторые привычные вещи. Хорошо помогает работа с коучем.

Во-вторых, все это можно использовать для формирования команды. Допустим, ты основатель стартапа и понимаешь, что тебе нужны определенные компетенции, а у тебя их нет. Развивать компетенции с нуля – это довольно длительный путь. Поэтому ты должен искать людей, которые на тебя не похожи и обладают другими компетенциями, нежели ты. Важно помнить, что разные компетенции нужны на разных этапах развития стартапа. Желательно иметь их наготове заранее. В этом и заключается ценность гармоничной команды с разными компетенциями.

По вашим наблюдениям, знаменитые зарубежные стартапы добивались успеха за счет этих компетенций?

У успеха есть две составляющие. Первое - компетенции команды проекта. Второе – влияние внешней среды. Ты в меру своих способностей и навыков делаешь что-то, а дальше среда определяет, какие у тебя шансы. Я уверен, что основатели Google или Facebook  - очень способные и компетентные люди. А еще они работали в довольно благоприятной среде. Кроме того, им повезло, что они именно в то время, в тот момент встретили определенных людей, которые помогли им закрыть недостающие компетенции. Вспомните Стива Джобса, Стива Возняка и Джона Скалли.

Но я считаю, что успех стартапов в большей степени всё-таки определяется компетенциями команды основателей. Если смотреть на историю Google или Facebook, то видно, что там имело место целенаправленное действие со стороны основателей, которые совершали ошибки, но упорно шли вперед, проявляя и развивая свои компетенции.

Также нужно понимать, что в то же самое время, возможно, было еще 25 аналогичных команд, которые имели такие же компетенции, но им просто могло не повезти. Такое уникальное сочетание.


Компетенции успешного стартапера


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Вкусвилл» расширил региональное присутствие в России
  2. 2 Wildberries резко снизил штрафы для продавцов за нарушение прав интеллектуальной собственности
  3. 3 Российские компании стали вводить запрет на авторизацию через Apple и Google ID
  4. 4 ЦБ проведет эксперимент по видеоидентификации клиентов банков
  5. 5 Продавцы на «Авито» пожаловались в ФАС на высокие комиссии