Олег Овечкин

В России подготовили мегапроект на $240 млрд с дирижаблями и освоением Арктики

Совет безопасности РФ и академик РАН Александр Некипелов представили проект «Единая Евразия» – систему транспортно-логистических коридоров стоимостью $220-240 млрд, которая должна соединить ЕС и Азиатско-Тихоокеанский регион через российскую территорию и стимулировать развитие Сибири, Дальнего Востока и Арктики – в том числе с помощью российских дирижаблей «АТЛАНТ».


Об этом пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на документацию проекта, а также письма вице-премьеру Аркадию Дворковичу от Некипелова и заместителя секребаря СБ РФ Владимира Назарова.

Единая Евразия

Основная цель проекта – создать условия «для выхода страны на новый социально-экономический уровень за счет глубокого освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктики». Предполагается создание двух транспортно-логистических коридоров протяженностью 9,6 тысячи км с опорой на Северный морской путь, новую скоростную железнодорожную магистраль на базе Восточного полигона ОАО РЖД (Транссиб и БАМ) и сеть транспортно-перегрузочных узлов.

Реализация проекта приведет к освоению территорий, созданию высокотехнологичных производств, развитию трудовой миграции, туризма и «закреплению» населения через 7 млн рабочих мест, считают авторы «Единой Евразии».

Дирижабли в небе Арктики

Помимо стандартного транспорта инфраструктура проекта будет включать дирижабли. Издание отмечает, что из всех деталей проекта достаточно подробно описаны именно транспортные дирижабли «АТЛАНТ», с помощью которых планируется обеспечить грузопоток между Северным морским путем и Транссибом. Такие дирижабли смогут перевозить до 16 тонн грузов и летать на 2–5 тысяч км. Отметим, что под это описание попадает вот эта модель.

Дирижабль АТЛАНТ 30 в представлении художника (c) РосАэроСистем
Разработчик дирижаблей – «Воздухоплавательный центр “Авгуръ”». С 2016 года на проект определены субсидии в 800 млн рублей, ведутся поиски соинвесторов. Также проект получил поддержку грантового комитета фонда «Сколково». Запланировано строительство завода стоимостью 8–10 млрд руб, который может быть построен за 2–2,5 года и будет выпускать от двух до десяти дирижаблей «АТЛАНТ» в год, рассчитывают авторы проекта.

Предполагается, что прямая экономия от замены вертолетов МИ-8 (которые сейчас используются на Крайнем Севере) дирижаблями составит около $8 млн в год: предполагаемая стоимость тонно-километра у дирижабля – 24–35 рублей против 115 рублей у Ми-8.

...и у них есть план

План по реализации проекта поделили на три этапа. К 2018 году планируется подготовить и определиться с участниками. Построить основные логистические и инфраструктурные объекты предполагается в 2018–2025 годах, а полностью завершить создание коридоров – к 2035 году.

К проекту предлагается привлечь другие страны – в частности, Китай, а также США и страны Европы, которые взамен могли бы отменить санкции, надеются авторы инициативы. Также авторы проекта рассчитывают, что масштаб проекта и сроки окупаемости (15–20 лет) привлекут бизнес и позволят «провести репатриацию российского капитала из офшоров».

Идею использования дирижаблей поддержали в МИДе, Минобороны, РАН и помощник президента Игорь Левитин, говорится письмах авторов инициативы. Левитин при этом ответил, что в бюджете средств на проект недостаточно, и предлагается поискать частных инвесторов, отмечает «КоммерсантЪ».

Как отметил в беседе с изданием эксперт портала Aviation Explorer Владимир Карнозов, за всю историю пока никому не удалось реализовать коммерческое использование дирижаблей с положительным финансовым результатом. Из-за ряда проблем – к примеру, преобладающих ветров на пространствах Европа-Азия – дирижаблю почти невозможно конкурировать с железными дорогами, говорит Карнозов.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно