Элина Кириллова

LiveMap: "За получение грантов никому не платили"


Российский стартап LiveMap в конкурсе Hardware Battlefield на конференции CES 2014 представил шлем-навигатор Motohelmet для мотоциклистов.

С помощью шлема можно видеть необходимую информацию, не отрывая глаз от дороги. Motohelmet использует операционную систему Android, базу локационных данных NAVTEQ и платформу для голосового контроля Nuance.

RusBase взял интервью у Андрея Артищева - CEO LiveMap.

Выступление команды LiveMap на Hardware BattleField можно посмотреть на видео ниже:


Из публикации на TechCrunch мы узнали, что вы стремитесь привлечь именно американских инвесторов. Почему? 

Я стремлюсь найти деньги везде, где они есть.

В США их просто больше, а также штаты с лёгкостью поддерживают инновации и железные проекты, в то время как российские инвесторы инвестируют преимущественно в софт и интернет-проекты, которые, как правило, являются клонами зарубежных.

Если бы было легко поднять деньги в США, мы бы уже их получили. Прошлая поездка в Сан-Франциско на выставку TechCrunch Disrupt показала, что интерес к нашему проекту огромный со стороны рынка и прессы, но местные инвесторы не спешат поддерживать стартапы, которые размещены за пределами США, в силу сложности удалённого контроля.

К тому же в США нужно искать introductions, без них установить контакт с тем или иным инвестором нереально, а рассылки e-mail'ов просто останутся без ответа.

А как вы думаете, реально ли будет вам поднять деньги от российских инвесторов?

В России было пара поклевок от бизнес-ангелов, по $1 млн каждая, но на стадии заключительных переговоров лиды не перешли в контракт.

Вы являетесь резидентом Сколково, а РВК помогло вам попасть на CES. Легко ли было получить такую поддержку?

Ничего не даётся легко. Поддержка государства принесла посевные деньги в проект, которые я смог использовать для создания прототипов. Венчурный капитал на стадии посева слабо доступен, и без поддержки государства, скорее всего, проект бы не состоялся.

Как вы думаете, должно ли государство поддерживать стартапы еще больше? Какими способами?

Хочу особо подчеркнуть вклад Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, этот фонд слабо известен на рынке и в прессе, но является, наверное, главным источником посевных денег в стране для НИОКР и технологичных стартапов и может дать первые деньги даже под идею.

Вопреки активно распространяемым слухам про откаты в госфондах, я не платил никому при получении грантов, да и никогда мне об этом не намекали.

Что касается плюсов и минусов, то идеальных денег нет. В работе с государством есть свои плюсы и минусы, с венчурным капиталом - другие.

Согласно тому же TechCrunch, вы собираетесь открыть офис и начать продажи в США и Канаде. Как и когда это произойдет? Насколько сложно это будет, на ваш взгляд?

Планируем открыть в этом году - под отдел маркетинга и продаж. Безусловно, это будет сложно, ведь я буду в первый раз открывать полноценный офис в совершенно другой стране, и мне не избежать первоначальных ошибок.

А разработка будет по-прежнему идти в России?

Да, к тому же тут легче найти персонал, в отличие от Кремниевой долины.

А будете ли вы продавать шлемы в России? Европе? Когда?

Планируем, в 2015 году.

Как вам организация CES-2014? Что полезного вынесли с конференции? С конкурса? А что не понравилось?

Организация была на высоте, такого уровня работы организаторов ранее не встречал. К тому же есть большая разница, нужен ли ты американцам нужен, или они тебе. В данном случае TechCrunch был заинтересован в нас больше, как в финалистах для своего шоу - и мы прошли через весь конвейер запуска проектов в медиа-эфир.

Мы прошли в финал конкурса - и весь декабрь и январь были репетиции, более семи. Часть - в декабре по видео-связи, а часть - в Лас-Вегасе в течение нескольких дней перед выставкой. С нами работала команда из 10 человек от TechCrunch, которая решала все наши вопросы по общению с прессой, выступлению - ежечасно.

Мы выступали 12 минут, а подготовка к мероприятию заняла совокупно более 7 рабочих дней.

В свете последних событий не можем не спросить у вас о Displair. Как вам проект? Как вы думаете, что не получилось у ребят?

Проект был интересный, к тому же железный - последних проектов в России мало.

Не получилось вследствие большой скорости сжигания денег. Для меня является загадкой, куда они потратили $6 млн и что в этом проекте делало 70 человек (для сравнения: за 5 лет работы над проектом MotoHelmet количество персонала составило 10 человек, а совокупные траты - $1млн).

Я считаю, что продукт потерпел неудачу из-за слишком высокой цены (мне непонятно, почему такую цену поставили, ведь устройство достаточно простое по конструкции) - почти 500 тыс. рублей. Если бы цена была в районе 50-80 тыс. рублей, у них был бы успех на рынке BTL. А также они не могли создать серийное производство - это было последним серьезным ударом по ним.

Ошибочной была и бизнес-модель. Насколько я понял из прессы, они делали упор на прокатную модель, но для производителя устройств это все равно, что усидеть на двух стульях. К тому же для производителя такая бизнес-модель не органична, к примеру, это как если бы Ford решил открыть службу такси. Всё же основной драйвер дохода любого производства лежит в продаже товаров, а не в услугах.

Если резюмировать, в любом железном стартапе важны три стадии: создание продукта и донесение его ценности до конечных потребителей, создание стабильного производства с постоянными и бесперебойными поставками, создание сети дистрибуции и отстройка каналов продаж.

Displair решил на 70% первую стадию, но споткнулся на последующих.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно