Команда Rusbase

M-commerce в России. Что мешает активному росту?


Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers, за последние пять лет объем рынка электронной коммерции в России вырос втрое — с $3,5 млрд до $10,4 млрд. В декабре прошедшего года количество интернет-пользователей в России составило 68 млн человек, и 11 млн из них делают покупки в интернете.

В то же время число пользователей, совершающих покупки через смартфоны или планшеты, до сих пор составляет несколько процентов аудитории. Доля онлайн-ритейла от общей розничной торговли в 2011 году составила 2,2%, причем более половины всех покупок приходится на Москву с Подмосковьем (45%) и Санкт-Петербург с Ленинградской областью (11%), сообщает Коммерсант.

Согласно прошлогоднему исследованию Data Insight, российские магазины пока могут похвастаться всего лишь 3-5% мобильного трафика, причем этот показатель слабо зависит от наличия и качества мобильной версии. Для сравнения: в США мобильные устройства на конец 2011 года генерировали 18% трафика интернет-магазинов и 14% продаж.

Многие эксперты сходятся во мнении, что главным сдерживающим фактором пока является недостаток удобных сервисов. Маленький экран и ограничения смартфонов накладывают очень серьезные ограничения на возможности приложений, а если речь идет о любой стороне, связанной с оплатой чего-либо потребителем, то приложение должно быть полностью идеальным. Разработка базового мобильного приложения с возможностью приема платежей стоит 3-4 млн рублей, и еще столько же нужно потратить за следующие полгода. Такие цифры приводят людей, ответственных за бюджеты, в ужас. Про эту нишу им ничего не известно, они не знают, что эти инвестиции в ближайшие несколько лет могут дать им тысячекратный рост продаж.

Также среди факторов препятствующих развитию отрасли, по мнению представителей рынка, являются качество мобильной связи и ее стоимость. Именно высокие цены на мобильный интернет PricewaterhouseCoopers в своем исследовании называет одним из главных факторов сдерживания роста электронной торговли. В России всего лишь 2-5% пользователей выходят в сеть исключительно с мобильных устройств, тогда как в КНР, где соответствующий сегмент электронной коммерции растет стремительными темпами, этот показатель находится на уровне 38%.

Впрочем, успешные кейсы на рынке все-таки есть, но их авторы не спешат делиться своими историями успеха. Сеть ресторанов японской кухни "Тануки" выпустила первое мобильное приложение для iOS еще в 2010 году, и сегодня их абонентская база составляет 300 тыс. установок и ежемесячно обрабатывает до 60 тыс. заказов с минимальной суммой 1 тыс. рублей каждый. Таким образом, только мобильные заказы приносят компании до $2 млн в месяц плюс еще пара десятков тысяч долларов с показа мобильной рекламы.

Так или иначе, смартфонами под управлением iOS и Android в России пока что охвачена только небольшая часть целевой аудитории. А тем временем на горизонте появляется новый тренд: эксперты из Data Insight предлагают смотреть на мобильную коммерцию под другим углом — не как продолжение электронной, а новый фактор оффлайновой розницы. В США более 50% владельцев смартфонов используют его в процессе оффлайн-шопинга, в том числе для сравнения цен. Сканирование штрих-кодов, изучение отзывов, получение дополнительной информации о товаре — все это для российских мобильных пользователей пока остается экзотикой. Но привычки быстро могут перемениться.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно