Новости

Каких конкурентов будет покупать SQUARE перед своим IPO?

Новости
Владислав Солодкий
Владислав Солодкий

Управляющий партнер венчурного фонда Лайф.СРЕДА

Владислав Солодкий
Каких конкурентов будет покупать SQUARE перед своим IPO?
Присоединиться

Square объявил о своём IPO в 2014 году. Если посмотреть на IPO других технологичных компаний – то перед размещением они начинают активно скупать конкурентов (Facebook купил Instagram, Groupon покупал своих клонов по всему миру, Mail.Ru Group консолидировала все яркие проекты на российском рынке). Посмотрим, что делали клоны и конкуренты за последний год – и попробуем предположить, кого купит Джек Дорси?

Популярный в США mPOS-сервис Square, созданный Джеком Дорси, позволяющий владельцам мобильных устройств принимать к оплате банковские карты (главное правило Square - "делайте сервис таким, чтобы бабушке было понятно"), может провести публичное размещение акций на бирже уже в 2014 году - об этом сообщает The Wall Street Journal. Руководство компании уже провело серию переговоров с крупнейшими инвестиционными банками США - Goldman Sachs и Morgan Stanley. Сейчас годовой оборот компании составляет около $20 млрд, выручка — около $550 млн.

За последний квартал Square запустил свой клиентский клуб для клиентов в формате нетворкинг-бизнес-завтраков "Let's talk!" с представителями малого бизнеса. Так компания стимулируют клиентов общаться между собой и обсуждать между собой свои идеи и делиться опытом. Также, Square организовал ряд PR-акций: хакатон для девушек-программистов и отказался предоставлять свой сервис продавцам оружия. Сервис привлек компанию Intuit в качестве партнера – она интегрировал свою МСБ-бухгалтерию QuickBooks с платежными данными от Square. Square активно развивает другие направления бизнеса – Square Wallet для физлиц и Square Market. В Square Wallet была запущена новая услуга - Square Cash  - отправка денег друг другу по е-мейлу как индентификатору (аналогичная функция реализована у Instabank – только идентификатором служит аккаунт в Facebook). Ранее Square вышел на третий для себя рынок – в Японию. Также Square запустил для предпринимателей малого и среднего бизнеса онлайн-платформу Square Market, где предлагает компаниям, использующим терминалы Square, создавать свои онлайн-магазины для МСБ (наподобие My-Apps.com) и реализовывать свои товары и услуги. Любой продавец или ремесленник может бесплатно открыть собственный интернет-магазин на squareup.com/market без необходимости создания собственного web-сайта. Создать интернет-магазин на данной площадке можно за считанные минуты, указав локализацию, загрузив фото, цены и описание продуктов. По желанию возможно подключить к созданному интернет-магазину программы лояльности и интегрироваться с социальными сетями. На виртуальном рынке можно продавать ювелирные украшения, посуду, услуги салона красоты и любые другие товары. Покупатели могут просматривать витрины товаров с компьютера или мобильного телефона, регистрировать аккаунт и оплачивать покупки со счета привязанной к нему банковской карты. С каждой покупки Square берет себе 2,75% от стоимости.

Но у Square огромное количество конкурентов по всему миру.

Британский mPOS-эквайер mPowa стал вторым в мире после Square по привлеченным инвестициям: материнская компания Powa привлекла рекордные для направления 76 млн дол. Ранее сервис mPowa вышел в Португалию в партнерстве с местным мобильным оператором,

В Европе SumUp опустил цену с 2,75% на мобильный эквайринг в ряде стран: Австрия и Голландия - 1.95%, Франция - 1.75%, Испания - 1.5%, Германия - 0.95% (только для локальных дебитовых карт, для МС и Визы - 2,75%). В Португалии, Бельгии и России цена осталась в 2.75%. Россия, кстати, стала 11-ой страной для проекта. Ранее Groupon и AmEx инвестировали в сервис несколько десятков миллионов долларов, чуть позже к ним присоединился BBVA Ventures в качестве инвестора и партнера по выходу на латиноамериканский рынок. Партнерство с АмЕх позволило начать принимать их карты.

Другой «европейский Square» - iZettle - привлек $6,6 млн. от испанского банка Santander и запустил новый тарифный план в Великобритании – за 2000 фунтов в месяц ваша комиссия падает с 2,75% до 1,5%. А также проект вышел на рынок Мексики и презентовал новый мобильный ридер.

Еще один «европейский Square» - Payleven – также запустил новые ридеры, читающие чипованные карты, и привлек новых инвесторов.

На американском рынке запустила свой аналог Square и компания Intuit. Гигант в области онлайн-платежей PayPal продолжает развивать свой проект PayPal Here: он также презентовал новый мобильный ридер на рынке Великобритании.

В июне появилось загадочное приложение Clincle: молодой американец Лукас Дюплан вместе со своей командой из 50 человек два года тайно разрабатывал мобильное платежное приложение, которое должно убить Square и вытеснить наконец-то из наших карманов карточки и наличные деньги. Больше о Clincle не было известно ничего, и между тем 21-летний выпускник Стэнфорда, имея на руках рабочий прототип приложения и результаты закрытого бета-тестирования на группе студентов, получил рекордные посевные инвестиции в истории Кремниевой долины в размере $25 млн от обширного круга инвесторов.

Появился очень интересный новый проект Loop - мобильный стартап, который был презентован на Money 2020, - предлагает отсканировать магнитную ленту любой карты с помощью мобильного ридера (по виду такой же, как у Square), внести ее в "кошелек", и потом посылать этот магнитный сигнал на любое считывающее устройство (будь то традиционный эквайринговый терминал или тот же Square).

В России около 10 проектов-клонов Square – однако, они достаточно сильно между собой различаются скоростью подключения и последующим сервисом. Потенциал российского рынка mPOS огромен – Россия имеет высочайшее проникновение сотовой связи и мобильных телефонов, низкий уровень проникновения оффлайн-эквайринга и быстро растущий объем банковских карт у населения. Также, россияне оплачивают услуги через мобильный чаще, чем европейцы.

Первым из российских аналогов объявил свои первые результаты проект Life-Pay - за первые полгода существования у сервиса более 3000 клиентов, у которых более 15000 ридеров, через которые было совершено транзакций на сумму более 1 млн дол. Никто из конкурентов на российском рынке не решается обнародовать свои цифры. Вячеслав Семенчук (СЕО Life-Pay) стал финалистом международного конкурса молодых предпринимателей на получение премии GSEA 2013- мероприятие состоится в конце ноября в Вашингтоне. Российская Венчурная Корпорация каждый год делает совместно с экспертами отрасли Рейтинг Стартапов в России, оценивая идею \ команду \ финмодель \ маркетинг \ потенциал прочие параметры,
- проект Life-Pay получил инвестрейтинг АА. Недавно сервис опубликовал очередное обновление - теперь в кафе, ресторанах, такси, и при оплате прочих услуг можно оставлять чаевые картой при оплате.

Из всех проектов в мире наиболее активно развиваются – Pay Pal Here, mPowa и SumUp. Но первые два – имеют огромнейшие бизнесы, помимо мобильного эквайринга, и тут им продавать что-либо незачем. А вот SumUp выглядит наиболее подходящей компанией для поглощения. Если же говорить о российских проектах, то понятно, что каждый из них сделан на продажу. Однако есть различия. Вячеслав Семенчук, СЕО проекта Life-Pay, так комментирует свою готовность продать свой сервис Square или еще кому-либо: «Нам не интересно продаться за кэш – обмен акциями является для нас более приоритетным вариантом. Мы бы хотели командой и дальше развивать проект в России – пусть и под другим брендом, зато это даст нам новые знания и компетенции. Если же говорить о текущей потребности в деньгах – то у нас её нет: текущие акционеры легко выдержат еще несколько раундов инвестиций, плюс, мы сами параллельно ведем переговоры о выходе на рынок Германии и Украины. Так что, это как в рекламе – если они не придут к нам, то мы сами придем к ним.»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Инвестиции в финтех: чему стоит поучиться у Square