Олег Овечкин

В России запускают «масштабную кампанию» против Uber

В распоряжении Rusbase оказался текст меморандума от представителей российских общественных и некоммерческих организаций в области таксомоторного бизнеса, направленный против Uber и подобных ему сервисов онлайн-заказа такси.

Авторы меморандума заявляют о начале «масштабной кампании», в рамках которой они требуют изменить законодательство и провести проверки сервисов такси. 


Кто выступил против Uber

В тексте меморандума заявляется, что он подписан представителями «общественных, экспертных и некоммерческих организаций, а также профсоюзов, объединяющих всех участников таксомоторного бизнеса России». Сам документ подписан семью людьми:

Список подписавшихся

Инициатором кампании выступил Станислав Швагерус. В беседе с Rusbase он подтвердил подлинность документа. Также информацию подтвердил для Rusbase Виктор Соловьев из НП «Петербургское такси».

Чем недовольны авторы меморандума

 «Uber в данном случае – понятие собирательное. У всех [подобных сервисов] правила напрочь противоречат действующему законодательству», – заявил Швагерус в комментарии Rusbase.

В первую очередь составители меморандума обвиняют «агрегаторы» и «диспетчерские службы» (так в тексте документа называются сервисы вроде Uber) в нарушении российского законодательства, что, по их мнению, позволяет этим сервисам «грабить водителей такси», привлекая клиентов по тарифам «ниже себестоимости услуги»:

«"Агрегаторы", руководствуясь исключительно внутренними правилами, которые по ряду ключевых позиций не соответствуют федеральному законодательству, уходят от налогов и перекладывают всю нагрузку за исполнение услуг и ответственности за нее исключительно на водителей такси. Верхом беззакония деятельности американской компании Uber в России является ее работа по законодательству Нидерландов», – говорится в меморандуме.

Из-за этого, пишут авторы документа, рабочие места, социальные и трудовые гарантии ликвидируются, государство перестает получать налоги, а автомобильная промышленность – корпоративные заказы на новые автомобили для такси.

«В итоге миллионная армия российских водителей такси фактически стала заложником транснациональных IT-корпораций и так называемых «диспетчерских служб» – вынуждена работать по 18-20 часов в сутки, чтобы прокормить свои семьи», – говорится в меморандуме.

Из-за вынужденного снижения расходов страдает и обеспечение безопасности в такси, говорится в меморандуме, из-за чего «в городах, на дорогах страны ежедневно гибнут десятки пассажиров такси».

Инвесторам тоже досталось

В контексте всех упомянутых проблем авторы вспомнили и тех, кто сотрудничает или инвестирует в Uber в России:

«Однако при этом Сбербанк России в 2015 году заключил с UBER соглашение о сотрудничестве, а российские компании – холдинг USM и «Группа Сумма» – инвестировали в UBER десятки миллионов долларов», – говорится в меморандуме.

Чего хотят авторы меморандума

В течение полугода составители документа намерены реализовать две задачи, «направленные на улучшение социально-экономического положения водителей»:

– Первое: привлечь органы исполнительной власти в каждом субъекте РФ к пересмотру и приведению в соответствие с федеральным законодательством правил таксомоторной деятельности. Это «приведет к более справедливому перераспределению доходов» между классическим такси и сервисами вроде Uber, отмечается в документе;

– Второе: использовать такси для «транспортного обслуживания государственных органов всех уровней» и таким образом увеличить спрос на услуги такси. «Такая мера позволит также минимизировать госрасходы на закупку и аренду автомобилей для служебного использования чиновниками», – пишут авторы меморандума.

Требовать «реальной защиты интересов водителей такси» авторы намерены от органов власти, политических партий, а в целом – от «любых сил»:

«Мы открыты к сотрудничеству и взаимодействию для совместных действий с любыми силами, поддерживающими озвученные цели», – пишут составители документа.

Что уже сделали в рамках кампании   

Инициатор кампании Станислав Швагерус рассказал Rusbase, что работа ведется уже по обоим направлениям: «По первому пункту в Москве уже ведется работа Департаментом транспорта, по второму — Общероссийский народный фронт ищет способы, как ограничить чиновников», – говорит Швагерус.

Также он рассказал, что направил обращение в Департамент транспорта Москвы с просьбой проверить правила работы сервисов по заказу такси на соответствие федеральному законодательству, и поделился с Rusbase копией ответа от департамента.

В официальном ответе говорится, что «в адрес крупнейших диспетчерских служб по вызову такси был направлен запрос на предоставление документов, регламентирующих оказание услуг населению, а также обоснований соответствия указанных документов федеральному законодательству». 

Ведомство, однако, считает «преждевременным» создание «рабочего органа из научных и иных организаций, ученых и специалистов, для анализа соответствия внутренних документов диспетчерских служб легкового такси законодательству в области транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры», идею которого предложил в своем письме Швагерус.

В данный момент Станислав также занимается организацией забастовки таксистов против Uber в Париже.

Напомним, ранее распространение сервиса Uber, особенно его версии для нелицензированных таксистов UberPOP, вызвало волну протестов со стороны «классических» таксистов. Наиболее масштабные волнения прошли в Париже в июне 2015 года; забастовки таксистов проходили в том числе и в Москве. Сервис запрещен (или частично запрещен) в ряде стран, включая Бразилию, Индию, Канаду, Китай, Францию и др. 

В августе 2015 года сообщалось, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ не выявила признаков нарушений антимонопольного законодательства онлайн-сервисами Uber, Gett и «Яндекс.Такси».

Представители Uber, Gett и и «Яндекс.Такси» не предоставили свои комментарии к моменту выхода публикации.

Свою позицию высказал Михаил Виноградов, генеральный директор компании «Таксилёт»:

image description
Михаил Виноградов
Генеральный директор «Таксилёта»

Все эти организации и партнерства не могут ни на что повлиять, я считаю. В основном, в такие организации входят владельцы парков такси. Парки пока ещё держатся за старые диспетчерские, за очереди в аэропорту, за сладкие точки у «Детского мира», за постоянных «жирных» клиентов и т. д. Паркам сложно конкурировать с частниками. У частников другая экономика. Парк должен окупать машину, а частник - нет.

Профсоюзы таксистов обречены ещё и потому, что профессии такой больше нет — таксист. Каждый мужчина с правами и машиной теперь может быть таксистом. Пусть он после работы халтурит на заказах. Он таксист всё равно. Uber немного вне закона. Но это временно, это законодатель не поспевает за инновациями.

А ни вреда, ни пользы от этих меморандумов никакой не будет.


Материалы по теме:

Краткая история взлётов и падений Uber

9 стран, в которых Uber запрещен

Основные риски Uber при поиске финансирования

Стартап объединил 200 тысяч таксистов для конкуренции с Uber

Суд Франции подтвердил частичный запрет Uber

Бывший водитель Uber запускает «Анти-Uber» на основе blockchain

Видео по теме:

Фото для статьи: Sergio Perez / Reuters


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно