Элина Кириллова

Мэтт Купер - о том, как найти самого лучшего сотрудника


RusBase пообщался с Мэттом Купером - вице-президентом oDesk (крупнейшая в мире биржа фрилансеров) по международному развитию. Мэтт рассказал о стратегиях компании, ее дальнейших планах и своем особом видении индустрии найма.

С какой целью прилетели в Россию ?

Завтра иду на конференцию в Digial October, там буду представлять наш конкурс для российских и украинских разработчиков. А потом еду в Киев на IDCEE, буду продвигать oDesk.

А что насчет российского сегмента oDesk?

Россия богата фрилансерами, это растущий рынок. Вторая страна по количеству пользователей oDesk.

Но у oDesk нет русскоязычного интерфейса, верно?

Да, только английский. Тем не менее, активность русских пользователей на высоком уровне. В России и английским языком хоорошо управляются. Но если будет много российских компаний, тогда об этом можно будет подумать об отдельном интерфейсе.

Как вам удалось добиться большого количества российских пользователей без русскоязычного интерфейса?

Большая часть пользователей - из Омска. В свое время мы наняли команду разработчиков оттуда, когда только начинали делать oDesk. От них информация о проекте пошла дальше. Получился эдакий вирусный эффект, когда один разработчик рассказывал другому о платформе. Здорово же, что русские могут находить работу везде, во всех частях света.

Сейчас у вас в России появляются сильные конкуренты. Как вы собираетесь с ними соревноваться?

Предлагать больше хорошей работы. Это как продать iPhone онлайн. Ты пойдешь на сайт, где больше покупателей, на сайт, где ты сможешь получить за свой товар больше денег. На oDesk очень много работы, к тому же, она "хорошего качества".

На oDesk представлен только онлайн-аутсорсинг?

Да, но аутсорсинг - это поиск лучших людей для выполнения заданий. В этом смысле, у онлайн-аутсорсинга больше возможностей.

На сайте все процессы автоматизированы? Или за ними отслеживают специальные сотрудники?

Платформа и процесы настолько хороши, насколько мы можем это сделать. У нас есть тех-поддержка, на тот случай, если кому-то из фрилансеров нужно будет с кем-то поговорить. Мы используем технологии, всяческие алгоритмы, чтобы определеить, какую работу показывать и продвигать фрилансеру, но есть также и командная помощь. В нашем офисе в Калифорнии 120 сотрудников.

Как oDesk зарабатывает?

Мы берем комиссию 10% с каждого выполненного контракта. То есть, если ты хочешь зарабатывать $30 в час, то тебе нужно искать предложение $33 за час.

Вы в первый раз в России? Какие впечатления?

О, в первый день я проспал около 36 часов, из-за ужасного нарушения суточного ритма, я потерял голос. Что ещё? Я был в России в январе 2003 года, в Москве. Тогда из-за снега я толком не разглядел город. Сегодня мне погода больше нравится. Воодушевлен завтрашней конференцией. Это здорово - послушать про стартапы, проблемы, предпринимателей. Получу фидбек, пойму, что мы делаем не так. 

А у вас нет представительства в России?

Нет, управление идет напрямую из офиса США. У нас вообще нет офисов в других странах.

А собираетесь открывать?

У нас нет какого-то срочного плана. Потому что у нас есть весь интернет для поиска фрилансеров. Мы просто обеспечиваем сервисную поддержку. Благодаря интернету мы можем работать везде, не нуждаясь в традиционных офисах. На нас работает около 350 фрилансеров по всему миру. Я могу нанять больше русских, и для этого мне не нужно иметь офис в России.

То есть, вы планируете никогда не открывать офисы в других странах?

Я думаю, в конечном счете, что откроем. Но, используя нашу онлайн-модель, мы можем отложить это. Сегодня, знаете, для многих компаний единственный способ стать больше - это открыть представительство в другой стране. Но у нас свой метод, мы можем расшириться, не открывая дополнительные офисы.

Мы понимаем, что какие-то элементы системы различаются, например, в России и в Канаде. Но каждый раз, когда мы делаем какой-то специальный проект, с особенными характеристиками, мы должны быть уверены, что людям это нужно. Мы не можем создавать для каждой страны отдельную систему - нам удобнее развивать проект, сконцентрировавшись на общих чертах.

Много компаний-гигантов использует oDesk?

Еще несколько лет назад - практически ноль. Сейчас тоже не так много, может быть, дюжина. Наши типичные клиенты - это небольшие компании, стартапы, семейный бизнес. Однако у нас есть крупные клиенты, такие как Panasonic, Dropbox. Мы стараемся привлечь все больше и больше компаний, показать им преимущество нашей онлайн-платформы, что это отличный способ ведения бизнеса любого масштаба.

Когда вы только начали бизнес, вы сами использовали свою платформу?

Дa-да. Прямо сейчас все наши подразделения используют oDesk: техподдерждка, отдел продаж, бухгалтерия и т.д. Унас есть около 150 инженеров-фрилансеров. Мы сами - пример того, что возможно с помощью ODesk.

А вы лично нанимали фрилансеров?

Да. Иногда, знаете, лучше увидеть результаты работы человека, чем устраивать интервью по скайпу.

Какие страны вы уже посетили по делам oDesk?

Австралия, Бангладеш, Сингапур, Германия, Англия, Индия, Канада... До определенного момента я вообще не выезжал. До России - никуда не выезжал специально.

А в Китай? Там же такой большой рынок...

В Гонконге был. Да, Китай находится в топовой десятке, но это не самый большой рынок. В Китае много возможностей, но проблема в языковом барьере и совсем другой культуре.

Менеджерам по международному развитию всегда нужно стараться понять другую культуру, чтобы продвинуть продукт. Как долго вы обычно "входите" в культуру? Или не делаете особых различий между странами?

Самое большое отличие - в том, какую работу ищут в этих странах. В России - это больше технические профессии, у филлипинцев - работа с клиентами.

Конечно, есть что-то общее между всеми странами. Кто бы ни пришел в oDesk, он выбирает такую работу, в которой есть безопасность, постоянство. Нашу компанию выбирают, потому что мы предоставляем больше гибкости, выбора, самоконтроля. Если человек хочет работать на пляже - он работает на пляже.

Еще одна общая черта у всех фрилансеров - это желание быть всесторонне образованными.

Как много фрилансеров приходиться банить?

В процентном соотношении - крайне мало. Большинство стараются поддерживать уровень своей репутации. Ваш профиль - публичный, поэтому вся работа - на обозрение других. По окончанию каждого контракта можно оставить отзыв о работнике.

Каков ваш следующий шаг в продвижении oDesk?

Наша проблема - это что люди не всегда знают про нашу компанию. Хотим, чтобы больше людей узнали о наших возможностях. Второй шаг - сделать более удобный сервис.

Если вы прямо завтра вы получите миллион долларов для oDesk, на что потратите?

Я думаю, конкретно сейчас, наверное, - на маркетинг и PR.

Каковы главные принципы вашей компании?

Свобода и гибкость в выборе. Я хочу давать людям возможность выбрать лучшую работу в лучших компаниях, с лучшими партнерами. Мы разрушаем географические барьеры, даем людям возможность работать по всему миру. Если человек - один из лучших работников, он и будет работать в лучшей компании.

Чувствуете ли вы, что меняете индустрию найма?

Естественно. Она становится глобальной, 40% людей, которые к нам обращаются, - не из США. Принцип выстраивания отношений с работниками получает иное направление. 

Фрилансеры работают не на одну, а на гораздо большее число компаний. Мне кажется, что сейчас люди предпочтут поработать в год сразу на 5 компаний, чем на 1 фирму 5 лет подряд.

А есть ли фрилансеры не из городов, а из сельской местности?

Да, конечно, потому что все ищут возможность работать в лучшем месте. И тысячи фрилансеров из маленьких российских городов.

Компании назначают цену сами или вы даете рекомендации? 

$22 в час - средняя цена для российских работников. Но есть люди, которые зарабатывают и по $40 , и по $50. Если вы получаете такую оплату, то вы, вероятно, в Омске (улыбается). Заказчик и исполнитель сами договариваются между собой.

По вашим наблюдениям, компании ищут фрилансеров на крупные проекты или, в основном, для каких-то небольших задач?

И то, и другое. Большинство компаний ставят крупные проекты, и для одного такого проекта может быть сотни задач для фрилансеров

А вы когда-нибудь, в качестве эксперимента, сами пробовали быть фрилансером на oDesk?

Да. Был заказ от клиента - поздравительные открытки. Фрилансер все испортил, а я сам перепечатывал весь текст.

А студенты используют oDesk?

В качестве фриланса - да. Но не как клиенты. Мы не позволяем делать домашнее задание с помощью сервиса. Вы можете найти репетитора, но заниматься такими вещами, как домашнее задание, мы не позволим.

Кто в США ваш самый мощный конкурент?

Elance. Они появились в 1999,  а мы - только в 2004.

И вам было не страшно выходить на рынок, зная о таком серьезном сопернике?

Рынок большой. Мы стараемся смотреть вперед и не обращать внимания на других участников этого рынка.

Когда вы были маленькой компанией, в какие страны удалось проникнуть?

В 4-5 разных стран: помимо США, - Греция, Украина, Россия, Индия.

Они пришли благодаря рекламе в интернете?

Нет, в основном - это сарафанное радио.

То есть, вы вообще не использовали интернет-маркетинг? В это сложно поверить.

Для привлечения клиентов-заказчиков, может, и использовали. Но для фрилансеров - нет, никогда. Все с помощью сарафанного радио.

То есть, это такой Growth Hacking.

Да-да, это он.

Есть ли в вашей компании отдельный человек, который занимается Growth Hacks?

Кажется, это я.

А еще Купер рассказал, какими мобильными приложениями пользуется, какие стартапы ему лично нравятся и какие у него свои приемы менторства. Ждите продолжения интервью с Мэттом на RusBase.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно