Представители предпринимательских общественных организаций на встрече 30 января обсудили с главой Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства, Олегом Бочаровым, приоритеты поддержки малого бизнеса.
В сообщении на сайте ведомства перечислены меры, над которыми власти Москвы планируют сконцентрироваться в 2015 году:
— сократить время государственной регистрации бизнеса и регистрации прав собственности;
— повысить удобства оплаты пошлин;
— утвердит или доработать регламенты выдачи разрешительных документов для упрощения работы строительных организаций;
По последнему пункту в материале следует уточнение, что будут изменены процедуры предоставления субсидий субъектам малого и среднего бизнеса в виде погашения части процентов по кредиту. Теперь в схему предоставления субсидий будут включены кредитно-финансовые организации, которые будут проводить экспертизу рисков предприятия-заемщика и уже после этого направлять пакет документов в департамент для предоставления субсидии.
Олег Бочаров
глава Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства
Мы ушли от индивидуального предоставления субсидий. Первоначально идея заключалась в том, что субсидии будут предоставляться с большим участием общественных организаций. В результате дискуссии мы поняли, что именно банковское сообщество может дать тот самый инструмент.
Мы попросили Вячеслава Воронова, директора по развитию Global TechInnovations, оценить, насколько планируемые меры приоритетны для малого бизнеса и способны мотивировать предпринимателя.
Вячеслав Воронов
Директор по развитию Global TechInnovations
Исходя из личного опыта — здесь нет ничего, что побудило бы людей заняться предпринимательской деятельностью. Как правильно и неоднократно замечено, не параметры бюджета и величина налогов определяют предпринимательскую среду, а те люди, которые ее составляют. Все перечисленное в московских инициативах — хорошо, но не поможет появиться новым предпринимателям.
Любой человек перед началом бизнес-проекта соизмеряет свои риски с потенциальной выгодой. Действующие предприниматели умеют это делать достаточно хорошо, а вот те, кто не имел опыта бизнеса, боятся многих вещей, причем совершенно обоснованно.
Вы пробовали закрыть компанию, даже пустую, самостоятельно? А уволить сотрудника? А пообщаться с фондами по поводу пустой просроченной отчетности? Вот в этом направлении надо вести работу государству. Необходимо защищать предпринимателя от излишних издержек, обусловленных самим государством.
Например, увольнение сотрудника для небольшого предприятия — это целая история, причем достаточно дорогая и растянутая во времени. А если решить вопрос надо быстро? Почему предприниматель должен нести расходы на ресурс, который ему уже не нужен? Пусть государство берет на себя социальную функцию по обеспечению единовременного выходного пособия. Тогда и зарплаты будут чаще указывать реальные и отношения в коллективах станут здоровее.
Или пустая (или копеечная) отчетность в фонды и налоговую. Это же чистый отъем денег на основании неграмотности, рассеянности или загруженности предпринимателей. Пусть для компаний с оборотами до определенной суммы вся налоговая отчетность будет уведомительной. Пусть они ее сдают, только если деятельность в периоде была. Зачем эти тонны бумаг, которые могут быть заменены фразой «деятельность не велась»?
Вот эти вещи действительно снимут с предпринимателя часть непрофильных рисков и заставят его сфокусироваться на своей прямой обязанности — возврате инвестиций и максимизации прибыли.